Открытое занятие по развитию речи на тему : "Инструменты".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию связной речи «Профессии. Инструменты»
Цель: развитие связной речи.
Коррекционные задачи: Обогащение лексического словаря, развитие грамматического строя
речи (согласование и словообразование), развитие звуко - слоговой структуры слова.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме – Инструменты.
Цель: развитие связной речи по теме "Инструменты".
Задачи:
1. Закрепить и активизировать словарь детей по теме «Инструменты».
2. Учить соотносить инструменты к профессиям людей; закрепить способ словообразования.(1,2 задание)
3. Закрепить образование относительных прилагательных) (6 задание)
4. Учить классифицировать предметы по определенным признакам; развивать логическое мышление).(7 задание)
5. учить подбирать слова – действия ;(3 задание)
6. упражнять в употреблении дательного падежа существительных в единственном числе (5 задание)
Оборудование: предметные картинки «Инструменты».
Ход занятия:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся. Сегодня мы с вами совершим экскурсию в «Мастерскую фиксиков», закройте глаза, повернитесь вокруг себя.
Воспитатель: Посмотрите, кто нас встречает Ребята?
Дети: Нолик.
Воспитатель: Нолик потерял все инструменты из помогатора, что делать?
Дети: давайте поможем ему их отыскать!
Воспитатель: но, чтобы это сделать, нам нужно выполнить задания, вы готовы?
Дети: Да, готовы!!
1.Дидактическая игра «Назови профессию» (учить детей навыкам словообразования). Дети ловят мяч и отвечают:
- учит детей – учитель
- воспитывает детей – воспитатель
- строит дома – строитель
- продает продукты – продавец
- летает на самолете – летчик
- разводит сады - садовод
- рубит лес – лесоруб
- рыбу ловит – рыболов
- землю копает – землекоп. (при этом найти инструмент в сенсорной коробке и положить в рюкзак)
2.Упражнение «Назови ласково» (закрепить способ словообразования) \ при названии инструментов: при этом найти инструмент в сенсорной коробке и положить в рюкзак.- молоток — молоточек;
пила — пилочка;
топор — топорик;
гвоздь — гвоздик;
болт — болтик;
винт — винтик;
грабли — грабельки;
лопата — лопатка;
лейка — леечка;
метла — метелка;
игла — иголка;
кисть — кисточка;
дудка — дудочка;
скрипка — скрипочка.
Пальчиковая гимнастика:
Мы пилили, (Делают пилящие движения)
Мы рубили, (Делают рубящие движения)
Громко молотком стучали, Стучат кулачком по ладошке
Свежей краской покрывали. (Выполняют движения руками вверх и вниз)
Мама очень нас хвалила (Хлопают в ладоши)
И печеньем угостила. (Поглаживают живот ладошкой)
3. Дидактическая игра «Скажи правильно» (учить подбирать слова – действия):
- Что делают инструментами? (Предметные картинки)
Топором – рубят
Ножницами – режут, стригут
Иглой (что делают?) - шьют, вышивают, зашивают.
Пилой (что делают?) – пилят, отпиливают, распиливают.
Отверткой (Что делают?) -закручивают
Косой (Что делают?) —косят.
Граблями (что делают?) — сгребают…
лопатой – копают;
метлой - подметают, метут;
молотком - вбивают, забивают;
ножом – режут;
кистью- красят. (при этом найти инструмент в сенсорной коробке и положить в рюкзак).
4.Отгадай загадку: за правильный ответ ищут инструмент и кладут в рюкзак.
1) Какой инструмент похож на балерину? /отвертка/
2) У какого инструмента есть зубы, а хлеба не ест? /пила, ножовка/
3) Назовите громкий инструмент /молоток/
5. Дидактическая игра «Кому нужны эти инструменты?» (упражнять в употреблении дательного падежа существительных в единственном числе):
Игла – швее
Ножницы – портнихе, парикмахеру
Топор – лесорубу
Мастерок – строителю
Лопата – землекопу
Грабли – садоводу
Отвертка – слесарю
Пила, молоток - столяру
Кисть – маляру ( за правильный ответ ищут инструмент и кладут в рюкзак).
6. Дидактическая игра «Что? Из чего?» (закрепить образование относительных прилагательных):
Ножницы из железа – железные
Ручка топора из дерева – деревянная
Ручка отвертки из пластмассы – пластмассовая
Ручка мастерка из резины – резиновая. (за правильный ответ ищут инструмент и кладут в рюкзак).
7. Какие бывают инструменты.
Мы с вами называли много разных инструментов: строительные инструменты, садовые инструменты, а какие еще инструменты бывают? (Музыкальные). Давайте их найдём на картинке и обведём в круг.
8. Д/и «Что лишнее?» (развивать логическое мышление)
Пила, кисть, кукла, грабли.
Молоток, гармонь, лопата, кисть.
укол, пила, ножницы, отвертка.
Треугольник, грабли, ножницы , молоток.
Чайник, игла ,пила, рубанок.
III. Итог занятия. Ребята, вот и закончилось наше занятие.
Какое задание понравилось больше всего? Что было трудным для вас, лёгким? Ребята нам надо вернуться в садик, закройте глаза, повернитесь вокруг себя ,вот мы и садике.
Нолик очень рад, что вы помогли собрать потерянные инструменты, за это он вам вручает раскраски героев мультфильма. Вы молодцы.
«Самоанализ занятия по развитию речи в старшей группе»
Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии реализуется через обращение к опыту детей в других образовательных областях (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие).
Занятие соответствует:
- общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям;
Структура занятия
Занятие проводилось с группой детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет( 13 -человек)
Занятие состояло из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные задания. Каждая часть занятия направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов:
- вводная часть: (организация детей) –3 минуты
- основная часть: (практическая деятельность) -19 минут
- заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты.
Вводная часть: На этом этапе важно вызвать эмоциональный интерес детей, организовать внимание, подготовить детей к деятельности. Активировала внимание сюрпризным моментом – появлением Нолика из мультфильма «Фиксики».На организационном этапе был применен проблемно-ситуационный метод(растерялись все инструменты).Предложила выполнить задания и помочь герою .
Основная часть: занятие представляло собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. Чтобы поддержать интерес детей, направить к познавательной деятельности, я использовала игровую ситуацию со сказочным героем. Разыгрывая ситуацию, задавала детям вопросы, следила, чтоб они отвечали полным ответом, давала образец правильной речи, старалась, чтобы речь была четкая, эмоциональная, грамотная.
Работа проходила содержательно, интересно и организованно. Все дети были заинтересованы .
Воспитанники показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответами.
Заключительная часть: Был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов на заданные вопросы. Все части отображали одну тематику и были взаимосвязаны.
В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы: со всей группой и использовала индивидуально-дифференцированный подход.
Использовала также такие методы и приемы:
Сюрпризный момент;
создание игровой ситуации;
развитие творческих способностей;
самоконтроль и взаимоконтроль;
выполнение физ. Минутки и пальчиковой гимнастики;
словесные приемы;
наглядно-демонстрационный материал.
В ходе занятия была использована смена видов деятельности, соблюдена логика и обоснованность перехода от одного вида деятельности к другому.
Оценка результативности деятельности:
Материал для занятия был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Дети получили новые впечатления, ушли с хорошим настроением. Единственно, я хотела бы, чтобы малоактивные дети не только слушали, но и сами проявляли свою активность. К этому буду стремиться в дальнейшей работе. Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.
Я считаю, что выбранная мной форма организации образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Считаю, что поставленные задачи были выполнены.
Длительность занятия 25 минут, что соответствует нормам Сан Пина.
Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнение задания.
Считаю, что разнообразие оборудования и материалов, использованных на занятии, позволили мне удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.
В ходе всего занятия, старалась создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Наше общение проходило эмоционально, мы на протяжении всего занятия были партнерами.
Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Лисичка в сказку приглашает» в средней группе
конспект занятия с использование ИТК...

Открытое занятие по развитию речи на тему «Гласные звуки» старшая группа
Открытое занятие по развитию речи на тему «Гласные звуки» старшая группа...
Открытое занятие по развитию речи по теме: «Красота вокруг нас».
Программное содержание:1) Учить детей самостоятельно находить характерные признаки осени, уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и труде людей. Формировать...

Открытое занятие по развитию речи на тему: «Весна - красна»
Этот конспект занятия помогает формировать грамматический строй речи,умения составлять описательные рассказы по картине....

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему"Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности по русской народной сказке"Петушок и бобовое зернышко""(для детей средней группы)
Автор конспекта воспитатель Кочадзе Ирина Владимировна...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Клуб знатоков родной речи» для детей группы компенсирующей направленности
Цель:Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры реч...
Открытое занятия по развитию речи на тему «Использование игровых технологий В.В.Воскобовича в развитии речи детей в младшей группе»
Цель: поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение; стимулировать ребенка рассказывать знакомые стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки» с использованием игровых технол...

