«Приемы воспитания выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (старшая группа)

Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему.

    Эмоциональность проявляется, прежде всего, в интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене силы и тембра голоса. Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

А.А. ГОЛОВАЧЁВА и С.Ф. ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)

109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. 8 (495) 358-03-12, 8 (495) 359-35-36

e-mail: ,

ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

Консультация учителя – логопеда для воспитателей

старших и подготовительной к школе групп

Тема: «Приемы воспитания выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила и провела:

учитель-логопед Топчевская Т.Б.

ГБОУ Школа № 460 ДГ-1

2022 – 2023 учебный год

Говоря о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны этого понятия:

- естественная выразительность повседневной детской речи;

- произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста (предложения, рассказа, пересказа, стихотворения).

Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему.

Эмоциональность проявляется, прежде всего, в интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене силы и тембра голоса. Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить.

В старших группах дети должны выражать разнообразные и тонкие чувства: нежность, тревогу, печаль, гордость и др.

Очень важная задача – развитие у ребенка самостоятельности, творческой инициативы при чтении наизусть и пересказе.

У детей старшего возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность речи других, т.е. анализировать на слух некоторые качества речи (как было прочитано стихотворение – весело или грустно, шутливо или серьезно и т.д.).

Педагог имеет большие возможности для влияния на интонационную выразительность детской речи. Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы ребенку в его повседневной жизни.

Необходимо показать ему, как приветливо и радушно встречают и приглашают гостей, дружелюбно просят о чем-то товарища. Организовывая

какое-нибудь мероприятие (приглашение гостей, посещение другой группы, утренники) воспитатель тактично, иногда в шутливой вопросительной форме, напоминает детям о том, как надо разговаривать.

О культуре поведения ребенка в процессе речи полезно сделать сообщение на родительском собрании, обратив внимание взрослых на необходимость воспитания у детей навыков поведения в общественных местах (в транспорте, в гостях, в библиотеке, в театре и т.д.).

В старших группах преобладают приемы, рассчитанные на творческое использование их детьми. Например, воспитатель вместе с детьми дает элементарную характеристику персонажам, что помогает ребенку подыскать подходящие интонации.

В целях формирования выразительности речи нужно шире использовать прием словесных упражнений. Для этого детям можно предлагать повторять (хором или индивидуально) отдельные строчки из произведений, обращать их внимание на неверную постановку логических ударений, на нечеткую смену темпа или силы голоса.

В театрализованной деятельности ребенок использует и другие средства передачи сценического образа – мимику, жесты, позу, походку. Активный прием – творческие задания. Например: подойти к товарищу и попросить у него игрушку так, чтобы остальные могли определить, как ее попросили (вежливо, обидчиво, резко и т.п.).

Очень эффективным приемом является чтение в лицах (по ролям). Материалом могут служить короткие стихотворения, потешки, шутки.

Дополнительным приемом является пример выразительного чтения кого-либо из детей совместное с воспитателем, договаривание ребенком строки.

Для старших дошкольников полезным стимулирующим приемом индивидуальная цель заучивания или чтения (для выступления перед малышами на празднике, для подарка маме, бабушке и т.д.). Реальная

перспектива выступить с чтением мобилизует силы ребенка, вызывает желание прочитать особенно хорошо.

Дошкольники старшего возраста осваивают интонационные средства выразительности: учатся регулировать высоту и силу голоса, темп речи, соблюдать паузы и смысловые ударения. В целях обучения организуются пересказы художественного текста, игры – драматизации и игры – инсценировки, чтение наизусть (в группе, в зале). Отработке четкой артикуляции звуков способствует произнесение отдельных слов и фраз шепотом. Этот прием используется при заучивании стихотворений, когда дети читают текст (1-2 раза) вместе с воспитателем.

Приемы воспитания выразительности речи дошкольников очень разнообразны. Как правило, на совместной деятельности воспитателя с детьми используется одновременно несколько приемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные сказки в развитии мимической и интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста

Русские народные сказки в развитии мимической и интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста....

Воспитание выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функции ОДА посредством театрализованных игр.

Театрализованные игры – это интересные и увлекательных занятия, которые развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его прожить жизнь своего героя, сочувствовать  персонажам, сопережи...

Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...

Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по  Федеративным государственным образовательным стандартам  дошкольного обра...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с  нарушением речи...

Мастер-класс для родителей детей дошкольного возраста Тема: «Приемы воспитания выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»

Эмоциональность проявляется, прежде всего, в интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене силы и тембра голоса. Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. ...