Конспект занятия «О пчелах, меде и пчелиной работе через пересказ рассказа Л.Е. Белоусовой «Пчелки - труженицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кармилицина Антонина Николаевна

Одна из задач воспитательно – образовательного процесса на сегодняшний день – научить детей думать о своём здоровье, заботиться о нём. В решении этой задачи большую помощь может оказывать художественная литература, которая является незаменимым средством в процессе воспитания культуры здоровья и становление основ здорового образа жизни дошкольников: она близка к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребёнок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_pchelki_truzhenitsy.docx662.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия «О пчелах, меде и пчелиной работе через пересказ рассказа Л.Е. Белоусовой

«Пчелки - труженицы»

в рамках реализации проекта

«Каждый кузнец своего здоровья»

Знакомство с основами здорового образа жизни средствами
устного народного творчества и художестенной литературы.

 

Подготовила воспитатель: Кармилицина А.Н.

 Цель: Формирование у детей представления о пчеле, о пользе продуктов пчеловодства для человека. Знакомство и пересказ текста, опираясь на схематичные рисунки.

Задачи:

- Познакомить детей с образом жизни и средой обитания пчёл, с продуктами пчеловодства.

- Закрепить знания о внешнем виде пчелы

-  Сформировать у детей представление о взаимосвязи пчёл с растениями и человеком.

- Продолжать учить детей связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана высказывания схематичные рисунки, отражающие последовательность событий.

- Продолжать развивать координацию движений и мелкую моторику.

- Развивать выработку длительного плавного выдоха и направленной воздушной струи.

- Воспитывать бережное и уважительное отношение к окружающей природе, к насекомым.

Материал, оборудование: мяч, мед, воск, прополис, мнемотаблица на каждого ребенка, рассказ Л. Белоусовой «Пчелки-труженицы», бумажные пчелки на ниточках для развития дыхания,

 Предварительная работа:

Изучение лексической темы «Насекомые».

Просмотр презентации «Мед и пчелы»,

 Чтение художественной литературы: Н.Мигунова  «Пчелка», Т.Дашкевич «Маша-пчелка»,  М.Абрамцева «Сказка о веселой пчеле», К.Ушинский «Пчелки на разведках»

Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.

Ход занятия

1.Организационный момент.  Загадка:        

 Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

В цветок опустит хоботок-

Сосёт душистый сладкий сок.

А после в улей принесёт

Прозрачный, ароматный мёд,

Хоть и не зла, но как игла

Кольнёт обидчика … (пчела)

2.  Словесная игра «Продолжи предложение»:

Воспитатель бросает ребёнку мяч, говорит начало предложения, а ребёнок продолжает предложение и бросает мяч обратно.

Пчела- это…     насекомое

Улей- это…      большой деревянный ящик домик с открывающейся крышкой, внутри которого есть вертикально расположенные рамки, в которых пчёлы строят из воска шестигранные ячейки — соты.  

Бортник –это…  Человек, занимающийся бортевым (лесным) пчеловодством

Пасека- это…     / специально оборудованное место, где содержатся медоносные пчёлы./

Пчела даёт человеку…  мёд, воск, пчелиная обножка, прополис, пчелиный яд. который используется в пищу, а также для профилактики и лечения различных заболеваний.  

/Воспитатель добавляет все то, что дети не назвали/

  • Воск. Входит в состав многих мазей, лечебных свечей и пластырей. 
  • Пчелиная обножка (цветочная пыльца). Используется для борьбы с заболеваниями (например, с гипертонией и гастритом) и как продукт питания. 
  • Прополис (пчелиный клей). Имеет лекарственные свойства: уменьшает хрупкость капилляров, улучшает нервную систему, способствует очищению организма. 
  • Пчелиный яд. Является одним из самых мощных антибактериологических веществ, повышает тонус организма, нормализирует сон, восстанавливает и усиливает аппетит. 

/Воспитатель добавляет все то, что дети не назвали/

3.Пальчиковая гимнастика. «Улей»

Вот маленький улей, там пчелки сидят.

(Изобразить улей: сжать вместе две округленные ладони в вертикальном положении)

Спрятались пчелки - И их не видать.

(Отвести в стороны большие пальцы и заглянуть в образовавшееся отверстие)

Вот солнце пригрело - И пчелки летят,

(Скрестить руки на уровне запястий. Пальцы растопырить, словно это солнечные лучи)

Пчелки летят, меду хотят: «З-з-з…»

Воспитатель: -Сегодня я вас познакомлю с рассказом Л.Белоусовой «Пчелки-труженицы.  

4.Чтение рассказа.

Читаю рассказ и последовательно выставляю

на доску соответствующие схематичные рисунки).

5. Вопросы по содержанию:

Кто жил у бабушки летом в деревне?

Где бегала девочка и почему она простудилась?

Почему бабушка пошла к дяде Ване медку попросить?

Почему бабушке пришлось ждать дядю Ваню?

Когда она сидела на скамеечке, что она видела?

Когда выползли из улья пчелки?

Что они полетели искать?

Какие у них крылышки? Какое тельце?

Сколько ножек у пчелок? Что находится на задних ножках?

На что похож язычок?

Легко ли пчелкам всасывать сладкий и душистый нектар?

Что достал дядя Ваня, когда пришел?

Что налил дядя Ваня в кувшинчик?

Что сказал дядя  Ваня?

6. Дыхательное упражнение «Отправь пчелку в полет за нектаром»

Дети держат «пчелку» за ниточку и дуют на нее. Воспитатель словами корректирует силу, с которой дети дуют.

Вот пчелка несмело вылетела из улья.

Увидала цветы и заспешила к ним.

Набрала пчелка много меду и неторопливо летит домой.

Как быстро темнеет, торопись в улей, пчелка!

 Упражнение повторить с перерывом 3-4 раза по команде.

7. Пересказ текста детьми по опорным сигналам.

(По цепочке, 1-2 ребёнка целиком.)

8.Волшебное превращение в пчелку

10. Анализ рассказов детей.

(Поощряются полнота, точность, логичность высказываний, близость к тексту).

11. Итог: 

Вопросы к детям:

Что узнали нового о пчеле?

Какие новые слова запомнили?

Что вам понравилось сегодня делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Пересказ рассказа "В берлоге" (по Н. Сладкову).

Обучение последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, демонстрация наглядной модели "медвежонок"....

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: : Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

Задачи:- учить передавать художественный текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи воспитателя, применяя схемы. -учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прила...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

                Программное содержание: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»....