Консультация для родителей "Развитие диалогической речи"
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 397.36 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 102»
Консультация для родителей
"Развитие диалогической речи дошкольников
с использованием игр драматизаций"
"Развитие диалогической речи дошкольников
с использованием игр драматизаций"
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Исходной формой коммуникативной речи является диалог, который рассматривается как обмен партнеров высказываниями-репликами. Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется и снижается уровень общения. С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее этот опыт речевого общения ребенок переносит во взаимоотношения со сверстниками. У старших дошкольников ярко выражена потребность в общении, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают большие трудности в общении.
Диалогическая речь, которой дошкольник овладевает в первую очередь, имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Поэтому развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Полноценное развитие диалогической речи у детей с ОНР возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого. По данным А.Г. Рузской это организация речевой среды, общение взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
А.Г. Рузская предлагает на специальных занятиях по развитию диалогической связной речи использовать прием подготовленной беседы и прием театрализации (имитации и пересказа). Подготовленная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, во-вторых, отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять смысл известных малышам слов.
Значение игры как деятельности для дошкольника трудно переоценить, поскольку она удовлетворяет биологические, духовные и социальные потребности развивающейся личности ребенка. Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, обещая обеспечить развитие диалогической речи в эмоционально привлекательной для детей форме.
К игровым упражнениям в диалоге можно отнести любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию), правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями, передачу литературных текстов по ролям.
Особая роль отводится играм-драматизациям, ведь именно в них необходимо точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями.
Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. И наоборот, развивая у детей умения пользоваться всеми функциональными видами диалогических реплик и соблюдать существующие правила поведения в диалоге, воспитатель содействует развитию игры-драматизации. Как известно, игры-драматизации пользуются у детей неизменной любовью. Ребёнок чувствует себя более раскованно, свободно и естественно, кроме этого здесь проявляется необыкновенно развитый инстинкт подражания. Именно поэтому как основное направление в коррекционной работе по развитию диалогической речи у детей с ОНР мы выделяем использование игр-драматизаций В процессе организации этих игр у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Дети учатся ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д.
Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключалась в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются.
Таким образом, можно говорить о том, что успешному развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи способствует работа с использованием игр – драматизаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. "Диалогическое общение как основа развития речи детей дошкольного возраста".
Как известно, в основе развития речи детей лежит диалогическое общение. Чтобы общение было успешным, следует соблюдать три условия:...

Консультация для воспитателей Тема: “Влияние речевых упражнений на развитие диалогической речи дошкольников”
Консультация для воспитателей...

Консультация на тему: "Диалогическая речь в системе работы учителя-логопеда"
Консультация для педагогического коллектива ДОУ на тему: "Диалогическая речь в системе работы учителя-логопеда"...
Презентация практикума для родителейРазвитие образной речи ребенка
Òоказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Консультация для воспитателей "Диалогическая речь в жизни дошкольников"
Консультация для воспитателдей "Диалогическая речь в жизни дошкольников"...
Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы
Развитие мелкой моторики пальцев руку детей младшей группыКонсультация для родителей...

консультация для педагогов «Диалогическая речь у детей дошкольного возраста»
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно ра...

