Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе по лексической теме Домашние животные
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Барамия Виктория Раулевна

Цель: закрепление знания детей о домашних животных (кошка, корова, собака, лошадь, поросенок, овца, кролик), их внешние признаки  и питании, место содержания, какую пользу они приносят.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
-уточнять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»;
-учить употреблять предлог у в речи через упражнения. «У кого кто?», «У кого что?»;
-учить образовывать сущ. мн. ч. от ед. ч. через упражнение. «Один-много»;
-учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными  суффиксами –в упражнении «Назови ласково».

Коррекционно-развивающие:
-корригировать мышление через упражнение. «Собери картинку»;
- укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру
- прививать любовь к домашним животным.

Здоровьесберегающие:

- использование Су Джок терапии, криотерапии для развития мелкой моторики пальцев рук;

- использование физминуток для профилактики переутомления

Оборудование: мультимедиа, магнитная доска, картинки домашних животных и их детенышей, шапочки – маски с домашними животными, презентация «Домашние животные»; аудио запись «В мире животных»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности  в старшей логопедической группе по лексической теме

Домашние животные

Цель: закрепление знания детей о домашних животных (кошка, корова, собака, лошадь, поросенок, овца, кролик), их внешние признаки  и питании, место содержания, какую пользу они приносят.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
-уточнять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»;
-учить употреблять предлог у в речи через упражнения. «У кого кто?», «У кого что?»;
-учить образовывать сущ. мн. ч. от ед. ч. через упражнение. «Один-много»;
-учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными  суффиксами –в упражнении «Назови ласково».

Коррекционно-развивающие:
-корригировать мышление через упражнение. «Собери картинку»;
-
 укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру
- прививать любовь к домашним животным.

Здоровьесберегающие:

- использование Су Джок терапии, криотерапии для развития мелкой моторики пальцев рук;

- использование физминуток для профилактики переутомления

Оборудование: мультимедиа, магнитная доска, картинки домашних животных и их детенышей, шапочки – маски с домашними животными, презентация «Домашние животные»; аудио запись «В мире животных»

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед : - Ребята, а вы хотите сегодня отправиться в путешествие – в страну «животных»? (да, хотим) Звучит музыка «В мире животных»

Логопед : Тогда собираемся в путь! Страна Животных находится за этим лесом.

Упражнение «Путешествие»

Мы вошли все с вами в лес

Сколько здесь вокруг чудес!

Посмотрели вправо, влево

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу!

Прыгнем через лужицу…

Голова не кружится?

А теперь мы наклонились,

Потихоньку опустились.

Снова встали и пошли –

Страна животных впереди!

Логопед :  Молодцы, ребята. А вот мы и пришли в страну Животных. Сегодня на занятии, мы будем играть с домашними животными, а чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем гимнастику для языка.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Кошка лакает молоко.

Высунуть «широкий» язык изо рта. Поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.

Теленок сосет молоко.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать

Фырканье лошади.  Вибрация губ.

Логопед: отлично, ребята, а вы хотите узнать, какие животные живут в этой волшебной стране? (да) Тогда отгадайте мои загадки (показ презентации)

 

3. Загадки:

Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх,

Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

- Кто, на привязи гуляя,

Травку щиплет на холме,

И, хозяйку ожидая,

Одиноко блеет: «Ме-е-е»? (коза)

Носик - круглым пятачком,

А задорный хвост - крючком.

Мама - хрюшка, папа - свин.

Он у них любимый сын. (Поросенок)

Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес. (Лошадь)

Голодна – мычит,

Сыта – жует,

Малым ребяткам

Молочка дает. (Корова).

- Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Грызет морковку. (Кролик)

Пробираюсь по забору,

На охоту выхожу.

Мышки спрятались по норам,

Я их долго сторожу. (Кошка)

Логопед:  Правильно, ребята. А как можно их назвать, одним словом? Это, какие животные(домашние) А почему их называют домашними? (потому что животные живут рядом с человеком, который за ними ухаживает)

Логопед:  Дети, а сейчас внимательно послушайте, я вам расскажу сказку.

4. Сказка «Домашние животные»

Давным-давно жил человек. Пришла однажды к нему кошка и говорит:

- Возьми меня к себе жить.

- А что ты умеешь делать? – спросил человек.

Ребята, как вы думает, что рассказала кошка о себе? (кошка ловит мышей, крыс, различных грызунов). Кошка чистоплотна, постоянно «умывается». О своих детях, которые рождаются слепыми, заботиться и выкармливает их своим молоком.

- А как называю деток кошки? (котятами)

Подумал, подумал человек и разрешил кошке жить рядом с ним. Но однажды кошка привела собаку, которая тоже хотела жить рядом с человеком.

Логопед: А что ты умеешь делать? – спросил человек. А какую пользу приносит собаки человеку? (Собаки помогают на охоте, спасают людей на пожарах, в горах, на севере их запрягают в упряжки и они перевозят грузы.)

Подумал, подумал человек и поселил собаку жить… куда? (конуру).

Логопед: Скажите, а что любит, есть собака? А кошка? (молоко, рыбу, мясо)

Логопед: А молока то у человека и нет. Нашла кошка корову и привела к человеку.

Логопед:  Что можно приготовить из молока? (ряженку, сметану, кефир, творог) Куда поселил человек корову? (в коровнике)

Логопед:  А коровника у человека и нет. Стал человек его строить. Тяжелые бревна таскает человек, устал. И вот привела кошка коня.

Как вы думаете зачем? (конь помогает человеку перевозить тяжелые предметы)

Шерсть у лошадей бывает разной масти. Из конского молока делают напиток – кумыс.

Где человек поселит коня? (на конюшне)

Логопед:  Пришла зима. Вышел человек на улицу, кругом бело, а на крыльце кто-то лежит:

Как у зайца длинное ухо,

Сам – комочек пуха.

Прыгает не очень ловко,

Но любит морковку. (кролик)

Логопед: Задумался человек, чем же ему может пригодиться кролик?

А как вы думаете? (Из шерсти вяжут шапки, носки, варежки.) Чем же его надо кормить? А куда поселить? (в крольчатник)

Логопед:  Чем же его надо кормить? А куда поселить? (в крольчатник)

Увидела кошка, что у человека нет валенок, и привела барана, овцу и ягненка. А зачем? (Из шерсти можно вязать носки, кофты, валять валенки.)

Логопед: Понравилось человеку жить рядом с животными, и однажды он сам привел в дом козу, а зачем? (Самое вкусное и полезное молоко – козье.) А где он поселит козу? (В сарае.)

Логопед:  Однажды видит человек – лежит кто-то в луже:

Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка.

А на ней щетинка.

Кто это? (поросенок)

Логопед:  У всех животных туловище покрыто шерстью, а у свинки чем? (щетиной) Чем питаются свиньи? ( Они всеядные: желуди, ботва, картофелем, клевером.)

Логопед: Так все животные стали жить с человеком и приносить ему пользу.

Физкультминутка.

Логопед: Ребята, а кто познакомил человека с животными? (Кошка.)

Давайте поиграем с вами с ней!

5. Физминутка.

Кошка прятаться любила,

Кошка спрятаться решила. Приседаем.

Мы ее везде искали,

Мы ее повсюду звали. Качаем головой в разные стороны.

«Кис - кис-кис, кис-кис-кис,

Выходи к нам, покажись! Наклониться и звать кошку.

В дом тебя мы унесем

И напоим молоком! Гладим воображаемую кошку, которая сидит на плече.

 6. Упражнение “У кого кто?”  с мячом

Логопед: Мамы и их детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давай сделаем так, чтобы они встретились. Дети выполняют задание.

Логопед: Теперь проверим. Кто у кого?

У кошки – котенок.

У лошади – жеребенок.

У собаки – щенок

У свиньи – поросенок.

У коровы – теленок.

Логопед: Молодцы, ребята, а теперь давайте превратимся в домашних животных и поиграем. Раз, два, три повернись и в животных превратись (инсценировка детьми сказки «Спор животных»)

Сказка «Спор животных»

Логопед: “Вышли животные на лужок погулять, и вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное.

“ Собака сказала: “Гав-гав. Я охраняю дом, хозяйку с хозяином, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.

Кошка не согласилась: “Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.

В спор вмешалась корова: “Му-у-у. Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я – самое нужное домашнее животное.

Коза возмутилась: “Ме-е-е. Я тоже даю молоко, да еще чудесный теплый пух. Я – самое нужное домашнее животное.

Овца заблеяла: “Бе-е-е. А я даю замечательную теплую шерсть. Я – самое нужное домашнее животное.

Лошадь, дослушав овцу, сказала: “Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я – самое нужное домашнее животное”.

Логопед: “ В это время вышел хозяин и сказал: “Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу”. И все животные дружно закивали головами”.

Логопед: Какие вы молодцы, ребята. Очень интересная получилась сказка. Но нашим животным пора возвращаться домой к своему хозяину на скотный двор. Давайте мы угостим наших домашних животных.

Дидактическая игра «Кто что любит?» (с использованием ноутбука)

Молоко дадим (кому) кошке.

Косточку дадим (кому) собаке.

Сено, траву дадим (кому) лошади, корове, овечке.

Морковку дадим (кому) кроликам.

Овощей дадим (кому) свинье.

Логопед: Ребята, домашние животные вам благодарны за угощения. Они ждут вас к себе в гости. А нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три повернись – в детский сад возвратись!

Упражнение. «Назови ласково». (показ презентации)

Логопед: а сейчас, ребята, будем ласково называть животных.

 Кошка. Как назовете ее ласково? (кошечка),

Собака - собачка

Лошадь - лошадка

Коза - козочка

Корова – коровка

Свинья – свинка

         Криотерапия

Итог занятия.

Логопед:  Дети, кого мы сегодня встретили в стране Животных(кошку, собаку, лошадь, овцу, свинью, кролика). Как можно назвать этих животных одним словом(домашние животные). Почему их так называют? (потому что за ними ухаживает человек). Какую пользу приносят домашние животные? (кошка – ловит мышей; собака – сторожит дом; корова – дает молоко; лошадь - перевозит тяжелый груз; овца – дает шерсть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Формировать умение грамматически правильно строить простое предложение, используя лексический материал темы «Домашние животные»....

Презентация логопедического занятия в старшей группе к лексической теме : "Домашние животные и их детеныши"

Цели образовательной работы: расширять кругозор детей; формировать заботливое отношение к домашним животным и их детенышам, закрепить знания об их назначении и пользе для человека....

Открытое логопедическое занятие по лексической теме "Домашние животные"

Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР по лексической теме "Домашние животные"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме Домашние животные

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической темеДомашние животные   подготовилаучитель - логопедФадеева Я. А....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по лексической теме "Домашние животные"

Цель. Развитие речи.Коррекционно-образовательные задачи. Совершенствование диалоги­ческой речи. Обучение детей ответам на вопросы по картинке. Обогащение активного словаря детей наречиями, обознач...

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе по лексическим темам Домашние и дикие животные

Цель: закрепление знания детей о домашних и диких животных, их внешние признаки  и питании.Задачи:Коррекционно-образовательные:-уточнять и активизировать словарь детей по лексическим темам»...