Семинар-практикум для педагогов по подготовке детей к обучению грамоте "Учимся играя".
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Киселева Наталья Александровна

семинар - практикум по подготовке детей к обучению грамоте в игровй форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Учимся, играя"29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов по подготовке детей к обучению грамоте «Учимся играя.

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросе по подготовке детей к обучению грамоте, уточнение представлений педагогов о процессе обучения грамоте.

Задачи:

  • Систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;
  • Уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.
  • Активизировать знания педагогов о звуках и буквах, уточнить представления о гласных и согласных звуках, согласных по твердости — мягкости, глухости - звонкости;

ХОД СЕМИНАРА:

 Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов).

        

Грамота –  базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.

Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Вопросы для обсуждения:

1) Так что же включает в себя подготовка к обучению детей грамоте в ДОУ? (развитие фонематических процессов, обучение первоначальному чтению, печатание букв, работа по развитию речиподготовка руки к письму)

 

2) Как вы считаете, почему надо обучать детей чтению в детском саду и надо ли вообще это делать? (Детям интересно, будет легче учиться, запрос родителей и школы)

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:

  • знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
  • знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
  • научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
  • научить детей   сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
  • научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
  • научить   различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).

 

2. При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.

Вопросы для обсуждения:

- Что такое буква? (Буква — это графический знак для обозначения звука на письме).

- Что такое звук? (Звук — это минимальная, нечленимая единица звучащей речи).

- Чем отличается звук от буквы? (Буквы мы видим и пишем, звуки слышим и произносим)

- Какие звуки называются гласными? (Гласные звуки состоят только из голоса. При их произнесении воздух через рот проходит свободно, не встречая преград). 

- На какие группы делятся гласные звуки? (Ударные и безударные)

- Сколько гласных звуков? Назовите их. (А, О, У, Ы, И, Э)

- Какие звуки называются согласными? (Согласные звуки — это звуки, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает на своём пути преграды - верхнее нёбо, язык, зубы, губы).

- На какие группы делятся согласные звуки? (Твердые и мягкие, глухие и звонкие)

- Какие согласные всегда твердые? (Ж, Ш, Ц). Всегда мягкие? (Ч, Щ, Й)

- Что такое слог? (Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. В слове столько слогов, сколько гласных звуков.)

- Что такое предложение? (Предложение — это слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль)

3. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематических процессов: фонематический слух и фонематическое восприятие.

- Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак-мак. Этот термин был введен Л. С. Выготским.

Как проверить, развит ли он у ребенка.

  • Предлагаем по картинкам: покажи, где коза, а где коса,  ложки-рожки.
  • Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.

Если развит фонематический слух, то ребенок различает смысл сказанного взрослым. В норме фонематический слух у ребенка должен быть развит до 4 лет.  

На основе фонематического слуха мы формируем фонематическое восприятие.

Д. Б. Эльконин ввел  термин «фонематическое восприятие»,  которое включает в себя 3 операции:

• умение определять линейную последовательность звуков в слове;

• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

• осознание или подсчет количества звуков в слове.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по различению фонем, установлению звуковой структуры слова.

Отвечает на вопросы:

- Сколько слогов в слове «сок»?

- Сколько в нем звуков?

- Какой согласный звук стоит в конце слова?

- Какой гласный звук в середине слова?

Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения. Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия  фонематический анализ, мы его называем  звуковой анализ.

           

4.  На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное.

При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:

- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);

- в речевом плане (проговаривание);

- по представлению - в уме (самое трудное).

   

Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

- слова из двух гласных (ау, уа);

- слова из двух звуков (ум, ах, ус);

- слова из трех звуков (дым, мир);

- слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

- слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

- слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

- слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

- слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

Мы все знаем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Поэтому на занятиях, в свободной деятельности детей мы используем различные игры, игровые упражнения.

Обмен опытом

(педагоги каждой возрастной группы представляют игру, игровое упражнение  по ПОГ)

Хочу представить вашему вниманию игры и упражнения, которые я  использую в обучении грамоте детей.

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ 

«Назови первый звук в слове»

Цель: выработка навыка определения первого звука в слове.

Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например, кот – в слове «кот» первый звук К, кит – в слове «кит» первый звук Кь, сад – в слове «сад» первый звук С, сено – в слове «сено» первый звук Сь и т. д. В качестве усложнения можно попросить ребенка охарактеризовать этот звук (гласный-согласный, мягкий – твердый, а также назвать последний звук в слове).

«Подбери словечко»

Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.

Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например: «Назови мне слово со звуком Ш» (в начале, середине и конце слова). – школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком Бь» – бинт, ребенок, белка.

«Поймай звук»

Цель: выработка навыка выделения заданного звука в звуковом ряду.

Ход игры: взрослый предлагает выполнить определенное действие, когда ребенок услышит заданный звук среди других произносимых взрослым звуков. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук А» далее взрослый медленно и четко произносит: О, А, К, У. А, Б, Л, О, и т. д.

«Хлопни, если услышишь в слове звук А»

Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.

Ход игры: взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.

Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова, где нет звука А.

«Звенит – не звенит»

Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут. (Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка).

Твердый – мягкий

Цель: совершенствовать умение определять и различать твёрдые и мягкие согласные; прививать интерес к русскому языку.

«Замени звук»

Цель: выработка навыка синтеза слогов по заданному принципу.

Ход игры: взрослый предлагает заменить определенный звук на заданный и произнести получившийся слог. Например: «Замени А на О» далее взрослый медленно и четко произносит слог КА, ребенок «в уме» меняет А на О и произносит КО, ЗА – ЗО, ЛА – ЛО и т. д.

«Составь слово из отдельно названых звуков» («Поймай словечко в ладошки»)

Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.

Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: К, О, Т. какое слово ты услышал?  (Кот).

«Цепочка слов»

Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.

1-ый вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.

2-ой вариант. Правила те же, но без картинок

Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука.

Например, рак – коза – ананас – сова – автобус - самолет.

Эти игры можно использовать как индивидуально с каждым ребенком, так и с подгруппой детей. Проводя игры с подгруппой детей, можно внести элементы соревнования. Например: «Кто назовет больше слов с заданным звуком – получит звездочку». Такие игры учат ребенка играть в команде, быстрее думать, сопереживать, радоваться победе, искать новые слова.

3-ий вариант. Любят дети игры с мячом. Бросая мяч, ребенок не только должен поймать его, но и быстро вспомнить и назвать слово с заданным звуком.

Дети стоят вокруг педагога; педагог с мячом – в центре круга.

Взрослый. Я буду называть звук и бросать мяч, а вы, возвращая мне мяч, должны назвать слово, которое будет начинаться с этого звука.

ИГРЫ С БУКВАМИ 

Стихи о буквах

Помочь в запоминании букв могут и стихи о буквах, в которых описываются внешние признаки буквы. Такие стихи полезно не только читать детям, но и заучивать наизусть.

Мы учили букву «А»,

Полюбуйтесь, какова!

А узнать ее легко -

Ноги ставит широко.

Буква Б, как бегемотик,

Нарисуем ей животик,

Козырек добавим выше:

Буква Б у нас под крышей.

Очень много подобных четверостиший в книге «Занимательное азбуковедение» (авт. - сост. Г. П. Попова, В. И. Усачева).

«Дорисуй букву»

Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать, какие буквы вы хотели написать? Предложите дописать недостающие элементы, чтобы получилась буква. Игра развивает воображение, поможет предупредить ошибки при написании букв.

«Четвертый лишний»

Детям предлагаются карточки с изображением четырех букв, среди которых одна - лишняя. Основанием для классификации может служить признак букв – гласные - согласные.

Например, (А О У Р, (М П А К) и др.

«Сложи букву из палочек»

(можно использовать пластилин, проволоку, пуговицы, камешки и т. д.).

Радуйтесь каждому успеху своего ребенка и помогайте преодолевать трудности в обучении.

 

Сейчас я вам представлю  игры, сделанные своими руками (настольно-печатные, интерактивные)

Представление фабричных игр.

Фонематический слух – это

Фонематическое восприятие – это

_____________________- базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

_____________________ - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей ДОУ "Формирование готовности детей к обучению грамоте"

Семинар - практикум для родителей старшей группы "Формирование готовности детей к обучению грамоте"...

Семинар - практикум для родителей по развитию речи детей раннего возраста «Развиваемся играя»

Цель:Убедить родителей в важности побуждения детей к активной речи.Повышение педагогической грамотности родителей в области развития речи детей.Задачи:·       познакомить...

Рекомендации для педагогов по подготовке детей к обучению грамоте.

«Обучение ребёнка начинается задолго до того времени, когда его сажают за перо и букварь» Усова. НОД по обучению грамоте должны начинаться со старшей группы, а до старшей группы с детьми проводит...

Семинар-практикум «Работа с педагогами по подготовке к эффективному проведению родительского собрания»

Семья и детский сад - два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие....

Семинар-практикум для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте»

Семинар-практикум для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте»Воспитатель: Поздеева Ю.А.Цель: Повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучен...

Семинар-практикум «Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через игру»

Семинар-практикум«Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через игру»...