конспект
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Аханова Солтанат Маликовна

Развитие речи "Зимушка - зима" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soltanat_.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Конспект организованная образовательная деятельность

по развитию речи на тему:

«Зимушка - зима» в старшей группе возраста 5 – 6 лет

комбинированной направленности

Воспитатель:

Аханова С. М.

Пыть – Ях

2025 г

Цель: формирование умение составлять сюжетный рассказ по картине

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение отвечать на вопросы
  • Формировать умение детей составлять логический, эмоциональный и содержательный рассказ
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным значением
  • Обогащать словарный запас

Развивающая:

  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, речевой слух
  • Развивать личностные качества: активность, любознательность

Воспитательная:

  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников
  • Воспитывать формирование умение давать ответы полными предложениями, выслушивая вопрос до конца

Способы организации детей: речевое развитие, познавательное развитие.

Материал к занятию: сундучок с заданиями, искусственный снежок, проектор, ноутбук.

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов, наблюдение за погодой на прогулках, заучивание, приветствия, чистоговорки, скороговорки и физкультминутки.

Методы и приемы: наглядные, словесные, игра, художественное слово

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Результат

Вводно-организационный

3 мин

        

Настроить на предстоящую деятельность. Способствовать возникновению у дошкольников чувства сплочённости и единства.

Формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу.

Формировать умение вслушиваться в речь педагога

        

Доброе утро, ребята! У нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Придумано кем-то просто и мудро:

При встречи здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера.

Воспитатель вносит сундучок с сюрпризом

Ребята, вы хотите узнать от кого этот сундучок?

Для этого вам нужно отгадать загадку:

Во дворе замёрзли лужи,

Целый день позёмки кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла…

Приветствие, с воспитателем участие в игре

Дети садятся на стульчики полукругом

   

Ответы детей

Проявляют интерес к сундуку от Зимушки

Ответы детей

Приветствие

Беседа

Беседа.        

Сюрпризный момент и создание проблемной ситуации

Психологическая готовность

Дети заинтересованы на предстоящую деятельность

Отгадывать загадку.

Ответы на вопросы

Актуализация

5 минут                

Формировать умение вслушиваться в речь педагога, сопровождающую действия, повторяя отдельные слова и словосочетания.

Развивать внимание

Формировать умение отвечать на вопросы

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным значением

Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила Зимушку. Она была одета в красивую зимнюю шубу, шапку. А в руках у неё был сундучок – именно этот! Но он закрыт, а чтобы его открыть нам нужно проговорить чистоговорку.

Чик, чук, чак, чок – открывайся сундучок!

Давайте вместе!

Чик, чук, чак, чок – открывайся сундучок! 

Воспитатель заглядывает в сундучок. 

Ребята! Сколько здесь интересных и разнообразных заданий. Зимушка хочет выяснить, кто из вас больше всех знает о зиме; она будет за нами наблюдать через окошко. Прежде чем мы начнём, давайте вспомним самые важные правила красивой речи.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

ясно, чётко, говорим –

потому что не спешим!

И следующее правило:

Если хочешь ответить -  не шуми.

Только руку подними! 

Давайте я загляну в сундучок и посмотрю, какое задание нам нужно выполнить. И вот снежинка с заданием. А здесь ребята, вопросы от зимушки.

1.Скажите, пожалуйста, какое время года?

2.есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются?

3.Какая у нас зима?

4.В какие игры можно играть зимой на улице?

5.Если в эти игры играют зимой, значит их как можно назвать?

Какие вы молодцы. Хорошо описали зиму.

Ребята, следующее задание от зимушки. Давайте, я загляну в сундучок и посмотрю. Это игра «Назови ласково».

Зима – зимушка,

Мороз – морозец,

лёд – ледок,

 холод – холодок,

снежинка – снежиночка,

метель – метелица,

санки – саночки,

елка – елочка,

сугроб – сугробик,

горка – горочка.

Дети вместе с воспитателем повторяют чистоговорку

Ответы детей. (задаю вопросы каждому ребёнка)

Ответы детей

Игровые приемы

Наблюдение

Игровой приём

Развивают мышление, логику Проговаривание чистоговорки

Проговаривание правил

Ответы на вопросы

        

Основная часть

9  мин        

        

        

Формировать умение детей составлять логический, эмоциональный и содержательный рассказ

Обогащать словарный запас

Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников

Формировать умение давать ответы полными предложениями, выслушивая вопрос до конца

Следующее задание от нашей Зимушки.

Нам нужно составить рассказ по картине. Но я хочу вам напомнить, что речь наша должна быть чёткой и понятной, для этого нам нужно размять наши язычки. Я знаю чудесную зимнюю скороговорку, попробуйте ее повторить.

Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.

Ребята, пред вами картина «Не боимся мы мороза»

Сели ровно, выпрямили спинки

Стали наши спинки точно, как тростинки

Какое время года изображено?

Как вы догадались, что здесь изображена зима?

Как одеты дети?

Как вы думаете, какой день изображён на картине?

Как вы думаете, какая погода бывает зимой?

Назовите, кого вы видите на картине?

Что делают дети на прогулке?

Какое настроение вызывает у вас это картина?

Мы с вами рассмотрели всю картину, я предлагаю вам составить интересный рассказ, но сначала давайте придумаем название картине. 

Сначала вы расскажите, как называется картина, какое время года, кого вы видите на картине, что они делают, и какое у них настроение. Вы можете самостоятельно придумать, если захотите, имена для детей, постарайтесь составить свой рассказ так, чтобы он не похож был на рассказы других детей. Используйте в речи красивые слова, они украсят ваш рассказ и сделают его интересным.

Дети повторяют несколько раз

Ответы детей

Ответы детей. 

Дети составляют рассказ по картине.      (Два ребёнка рассказывают, третий ребёнок – дополняет)

Показ картины

Проговаривание скороговорку

Динамическая

пауза

1 мин        

        

         

Создать благоприятную атмосферу

Физкультминутка «Зимой»  

Здравствуй Зимушка – зима!

Что в подарок принесла?

Белый снег пушистый

Иней серебристый

Лыжи, санки и коньки,

И на ёлке огоньки

Участвуют в игре, выполняют упражнения.

Кланяемся

Разводим руки в сторону

Приседаем, проводим руками по воображаемому снегу

Встаём, поднимаем руки вверх

Имитируем движение лыжников и конькобежцев

Поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»

Игровой приём

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

Основная часть 5 мин

Формировать умение отвечать на вопросы

Мы с вами немного отдохнули, а сейчас послушайте рассказ, который я придумала по картине.

Однажды зимой выпало много пушистого снега. Подружки Вера, Катя и Маша собрались на прогулку. Они взяли с собой санки и игрушки: лопатки, ведро, медведя. Девочки тепло оделись и вышли во двор. Катя и Маша решили с помощью лопаток построить домик. В доме сделать стол, кресла и диван. Мишка сидит в санках и думает: "Как хорошо зимой на улице! Здорово, что можно покататься с горки. Девочки сейчас мне ее построят!" На рябине присела ворона, в клюве у неё ягодка рябины. Она прислушивается к разговору девочек. Вера катается с горки. Девочки радуются зиме. Счастливые и довольные девочки вернутся домой и расскажут родителям о своей прогулке с подружками.

Снова заглянем в наш сундучок и последнее задание игра «Доскажи словечко». Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, подскажем нужные слова.  

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю... снег

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые... снежинки.

Вот веселье для ребят —

Все сильнее...снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в... снежки.

Словно в белый пуховик

Нарядился... снеговик.

Рядом снежная фигурка  

Эта девочка — ...снегурка.

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой...снегири.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил...снег.

Дети сидят на стульчиках и слушают рассказ воспитателя

Рассказ воспитателя

Игровой приём

Заключительный этап.

2 мин        

        

        

        

        

Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня поработали и старались. Вот и закончились задания Зимушки- зимы. Много вы знаете о зиме. Зимушка в окошко видела, как вы отвечали, занимались, как любите ее.

Вспомните, ребята, какие задания из волшебного сундучка мы выполняли?

О каком времени года мы сегодня говорили?

А что вам понравилось больше всего делать?

Ребята, а может кому-то было сложно, что не получалось?

Чей рассказ о зиме вам понравился больше всего?

Вот у меня есть смайлики, они разные – весёлые и грустные. Я предлагаю вам взять каждому по смайлику. Если вы хорошо занимались, у вас все получилось – то возьмите весёлый смайлик. А если вы думаете, что не справились с каким-либо заданием, то берите грустный смайлик.

А волшебный сундучок мы заберём с собой – нас там ждёт сюрприз.

Ответы детей

Беседа, обсуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....