Консультация « Подвижная игра, как фактор активизации речи ребенка »
учебно-методический материал по развитию речи
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и в большей мере, способность к умственному и волевому усилиям. Детей увлекает подвижная игра. Они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение здравоохранения
«Оренбургский областной дом ребенка»
Доклад
« Подвижная игра, как фактор активизации речи ребенка »
Подготовила: воспитатель
Овчинникова Ю. А.
Оренбург 2021
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательной работы с детьми, построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности.
Исследованиями установлено, что непрерывная развития дошкольника проходит через игру.
Как отмечал Л.С.Выготский, что в игре ребенок становится, как бы на голову выше самого себя, игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» [Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии //Вопросы психологии. – 1996. — №6. – с.74; 74].
Таким образом ребенок в игре может решать более сложные задачи, как практические, так и умственные.
Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. Выдающийся советский педагог Н.К.Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечал: «Игра есть потребность растущего детского организма» [Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. М.: Просвещение, 1973. – с.203-204].
Она обращала внимание на народные игры, отмечал их большую педагогическую ценность, и предлагала наполнить эти игры новым содержанием. Значит, игра не должна стоять на месте, она должна наполняться, обновляться. Должны быть полезными, т.е. эффективными для развития ребенка.
В практике детского сада широко используются подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации.
Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами.
В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. По выражению С.Л.Рубинштейна, «в игре, как фокусе собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психологической жизни личности» [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е издание. М., 1946.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и в большей мере, способность к умственному и волевому усилиям. Детей увлекает подвижная игра. Они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.
Недаром известный советский педагог и врач Е.А.Аркин называл игру психическим витамином ребенка.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Интересная, продуктивная игра повышает умственную активность ребенка и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
Е.И.Тихеева высоко ценила игровую форму: «Чего бы вы ни предлагали ребенку – это надо делать в форме игры» [Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. М., 1981. – с.93-96].
Усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на занятиях.
Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Всякая деятельность детей должна доставлять им радость как от самого процесса, и от его результата, от совместных действий и переживаний.
Особенно это относится к подвижным играм, так как уже само движение доставляет детям удовольствие. Эмоциональная же насыщенность игры повышает двигательную активность.
К.Д.Ушинский писал: «Дайте ребенку немного подвигаться и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий» [Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. т.2, М., 1954. – с.115].
Подвижная игра укрепляет двигательный аппарат, но и способствует нервно-психическому развитию ребенка.
Эта тесная связь физиологического и психологического развития находит отражение в научных исследованиях в работе А.В.Запорожца. Эта группа игр, в основе которых лежат разнообразные движения, удовлетворяющие потребность растущего организма в активных действиях. Они способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли, развитию положительных чувств. Активные действия в игре помогают устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Ребенок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равный среди равных.
Четкое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе.
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем.
Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Интересная и продуктивная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Поэтому обучение требует применения разнообразных методов.
Игра – один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.
При использовании подвижных игр, и как в других видах деятельности необходимо соблюдать дидактические принципы: планомерность, последовательность усложнения, повторность.
Чтобы дошкольник могли научиться пользоваться родной речью в целях обучения речевой деятельности, т.е. к связной речи. Необходима постоянная речевая практика, которая помогла бы усваивать учебный материал.
Результат игры показывает качество усвоения знаний, развитие умственной деятельности каждого дошкольника.
При разработке игр необходимо учитывать следующее:
1. Создать и отобрать игры в зависимости от дидактических задач.
2. Определить место игр на занятиях.
3. Каждому ребенка – участнику предоставляется возможность принимать активное участие в игре.
4. Ни на минуту нельзя упускать, что цель игры – обучение игровой деятельности.
Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность.
Ставилась задача научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильной речью в общении.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка.
Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
К.Д.Ушинский доказывал необходимость воспитания и обучения на родном языке, широкого развития начальных школ для народа, считал, что родной язык должен быть главным предметом первоначального обучения.
В родном языке Ушинский видел величайшего народного наставника, удивительного педагога, средство развития умственных и нравственных сил ребенка. Язык помогает ребенку проникнуть в дух своего народа. К.Д.Ушинский дал понятие родного языка, без которого «дитя долго, а может быть, и никогда не справится вполне с этим громадным наследством – не сделает его действительно своим духовным богатством» [Ушинский К.Д. Родное слово].
Таким образом, роль родного языка велика для ребенка. Поэтому к обучению связной речи необходима речевая практика, которая помогла бы усваивать родной язык.
Учитывая большую подвижность детей дошкольного возраста, необходимо проводить и организовать игры, в которых они могли бы двигаться, слушая команды и указания, сопровождая свои движения высказываниями на родном языке.
Подвижные игры с текстом самый доступный вариант для активизации речи детей.
Подвижные игры с текстом сопровождаются словом. Она позволяет глубже вникнуть в содержание стишка, более полно понять характеристику персонажей, научиться выразительности родной речи, а также мимике, жестам и интонациям.
Коммуникативность обучения в настоящее время понимается как способ максимального приближения учебных ситуаций к условиям естественного речевого общения. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалоговой речи и монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли.
Подвижные игры с текстом позволяют не только обогатить словарь детей, но и закрепить, расширить их знания, активизировать словарь, развить навыки говорения на родном языке.
Эта доброжелательная эмоциональная атмосфера занятий, общий положительный настрой создают условия не только для успешного формирования фонетической стороны речи, но и для воспитания у детей уверенности в себе, смелости, желания научиться говорить правильно.
Слова подвижных игр раскрывают ее содержания и правила, объясняют вид движения и как надо выполнять, служат сигналом для начала и окончания. В процессе этих игр дети без особого труда усваивают различные слова и выражения, отрабатывают умения четко произносить отдельные звуки при помощи усиленной артикуляции, игры влияют на отработку правильного темпа и ритма речи.
В таких играх формируются интонационно выразительная речь, умение пользоваться разной силой голоса, темпом и ритмом речи, а также упражнения на развитие силы голоса, речевого дыхания, четкой дикции. При этом целесообразно использовать стишки.
Умение осознанно пользоваться интонацией в процессе игры развивается с помощью текста (стишка).
Поэтому подвижная игра с текстом служит фактором для развития речевого слух и слухового внимания, дыхания и моторики артикуляционного аппарата.
Руководство играми осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, игры должны соответствовать их речевым умениям и навыкам.
Практика показывает, что от содержания и организации подвижных игр зависит работоспособность детей, склонности вкуса.
Речь ребенка обогащается быстрее и его психика развивается разносторонне, если предусмотреть такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно.
Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов: метод имитации, метод разговора, метод пересказа, метод рассказывания в сочетании любой игры.
В сборнике помещены подвижные игры с текстом, по принципу народных детских игр на основе сочетания движения со словом. Для успешного проведения этих игр нужно хорошо знать текст и соответствующие движения.
Воспитатель произносит слова отчетливо, выразительно. Выделяя ритмичный рисунок, но не утрируя его, ни в коем случае не переходя на чтение по слогам.
Предварительно разучивать текст с детьми не следует, они постепенно запоминают его процессе игры: вначале они будут проговаривать отдельные слова, затем усвоят весь текст. Только не надо, чтобы дети сразу же говорили полным голосом. Позднее, когда дети освоятся с движением, следует обращать внимание на чистое выразительное произношение ими текста и не допускать крика, когда возрастает эмоциональный подъем.
Следует с самого первого поведения игры брать нужный темп и не читать текст замедленно. Воспитателю следует помнить, что к детям свойственны частые движения, чем взрослым. Произносить текст нужно звонким, достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей.
В старшем возрасте возникает устойчивый интерес к художественным произведениям. Желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Воспитатель не имеет права, писала Е.И.Тихеева, умалять поэтическую и воспитательную ценность произведения. Ее речь, произношение, дикция, выразительность ее чтения должны являться той художественной оправой, от которой выигрывает в блеске самый ценный алмаз. Только в такой оправе алмазы родной поэзии должны вводиться в жизнь маленьких детей [Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1967. – с.146].
Кроме того, подвижные игры, как все другие деятельности детей, должны быть использованы в интересах развития их языка. Е.И.Тихеева советует воспитателям обсуждать с детьми, во что они будут играть, кто кого будет изображать, где лучше устроить гнездышко, домик, вызывая детей на разговоры и таким образом, упражнять их в речи. Этому особенно способствуют игры с текстом.
Подвижные речевые игры способствуют формированию таких нравственных проявлений как дружелюбие, умение действовать вместе, которые дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива. В подвижной игре выявляются такие стороны психики и поведения как устойчивость, внимание, выдержка, умение подчиняться определенным правилам. Перед разучиванием игры педагог прочитывает детям стихи, раскрывает его содержание, знакомит с правилами игры. В необходимых случаях проводит фонетические упражнения, объясняет значение новых слов. Очень важно, чтобы играющие произносили текст за педагогом в нужном темпе, не изменяя его. В процессе игры дети легко запоминают художественную речь.
Итак, подвижная игра помогает снять у детей психологическую напряженность, облегчает им деятельность развития речи (усвоение лексики, грамматических моделей, овладение интонацией, произношением).
Игра – поиск и открытие, и всегда радость, путь детей к мечте. Игра – эмоциональная сказка.
Таким образом, подвижные игры с текстом являются важным средством воспитания и обучения. Направлены на активизацию в речи детей употреблять богатство родного слова в несложных конструкциях и предложениях.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что:
1. Развитие речи в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач детской психологии и дошкольной педагогики. Дошкольный возраст – сензитивный период развития речи. Речь является средством познания окружающей действительности, имеет большое значение для усвоения знаний, умений, навыков.
2. Речь и язык детей развивается и обогащается во взаимосвязи с различными видами деятельности и во всей окружающей действительности в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
3. В активной, эмоциональной атмосфере под руководством педагога речь ребенка развивается полнее, быстрее, осознанно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему:«Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».Средняя группа.
Семинар-практикум на тему: «Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности». Приложение:Картотека повижных иг...

Консультация на тему «Внедрение нетрадиционных форм оздоровления детей: «Подвижные игры, как фактор формирования активной родительской позиции, в оздоровлении детей».
Цель: формировать активную позицию родителей в оздоровлении детей, через нетрадиционные формы и подвижные игры. Не секрет, что проблема здоровья подрастающего поколения становится все более актуальной...

Консультация для родителей "Роль семьи в активизации речи ребенка"
Консультация для родителей "Роль семьи в активизации речи ребенка"...

«Пальчиковые игры, как средство активизации речи ребенка первой младшей группы»
Пальчиковая игра - это средство воспитания, вид творческой деятельности, посредством которого развивается не только речь, но и формируется личность ребенка-дошкольника. Играя пальцами рук, тренируя ме...

Рекомендации психолога родителям "Подвижные игры, как средство активизации речевой функции у детей с тяжелым нарушением речи"
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками, у него развивается и координация движений. С другой стороны, формирование д...

Подвижные игры как средство развития речи ребенка
В этой статье Вы узнаете, как развитие речи напрямую связано с физическим развитием. Почему подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Как с помощью игры по...

Консультация для воспитателей «Подвижная игра, как фактор развития двигательной активности детей и улучшения положительного эмоционального настроя».
Планирование физкультурно – оздоровительной работы в режиме дня строится с учетом суточного объёма необходимых для дошкольников движений (2,5 – 3 часа). Очень важно, чтобы объём движ...

