Консультация « Подвижная игра, как фактор активизации речи ребенка »
учебно-методический материал по развитию речи

Овчинникова Юлия Александровна

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и в большей мере, способность к умственному и волевому усилиям. Детей увлекает подвижная игра. Они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Государственное   казенное   учреждение   здравоохранения

                   «Оренбургский областной дом ребенка»

                                      Доклад  

 « Подвижная игра,  как фактор активизации речи ребенка »

                                                               Подготовила:   воспитатель      

                                                                                       Овчинникова  Ю. А.

D:\Documents\Pictures\31.03.171.jpg

                                             Оренбург  2021

      В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательной работы с детьми, построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности.
Исследованиями установлено, что непрерывная развития дошкольника проходит через игру.
Как отмечал Л.С.Выготский, что в игре ребенок становится, как бы на голову выше самого себя, игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» [Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии //Вопросы психологии. – 1996. — №6. – с.74; 74].
Таким образом ребенок в игре может решать более сложные задачи, как практические, так и умственные.
   Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. Выдающийся советский педагог Н.К.Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечал: «Игра есть потребность растущего детского организма» [Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. М.: Просвещение, 1973. – с.203-204].
Она обращала внимание на народные игры, отмечал их большую педагогическую ценность, и предлагала наполнить эти игры новым содержанием. Значит, игра не должна стоять на месте, она должна наполняться, обновляться. Должны быть полезными, т.е. эффективными для развития ребенка.
   В практике детского сада широко используются подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации.
Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами.
В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
  В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. По выражению С.Л.Рубинштейна, «в игре, как фокусе собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психологической жизни личности» [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е издание. М., 1946.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и в большей мере, способность к умственному и волевому усилиям. Детей увлекает подвижная игра. Они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.
Недаром известный советский педагог и врач Е.А.Аркин называл игру психическим витамином ребенка.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Интересная, продуктивная игра повышает умственную активность ребенка и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
Е.И.Тихеева высоко ценила игровую форму: «Чего бы вы ни предлагали ребенку – это надо делать в форме игры» [Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. М., 1981. – с.93-96].
Усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на занятиях.
Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Всякая деятельность детей должна доставлять им радость как от самого процесса, и от его результата, от совместных действий и переживаний.
Особенно это относится к подвижным играм, так как уже само движение доставляет детям удовольствие. Эмоциональная же насыщенность игры повышает двигательную активность.
К.Д.Ушинский писал: «Дайте ребенку немного подвигаться и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий» [Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. т.2, М., 1954. – с.115].
Подвижная игра укрепляет двигательный аппарат, но и способствует нервно-психическому развитию ребенка.
Эта тесная связь физиологического и психологического развития находит отражение в научных исследованиях в работе А.В.Запорожца. Эта группа игр, в основе которых лежат разнообразные движения, удовлетворяющие потребность растущего организма в активных действиях. Они способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли, развитию положительных чувств. Активные действия в игре помогают устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Ребенок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равный среди равных.
Четкое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе.
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем.
   Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Интересная и продуктивная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Поэтому обучение требует применения разнообразных методов.
   Игра – один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.
При использовании подвижных игр, и как в других видах деятельности необходимо соблюдать дидактические принципы: планомерность, последовательность усложнения, повторность.
Чтобы дошкольник могли научиться пользоваться родной речью в целях обучения речевой деятельности, т.е. к связной речи. Необходима постоянная речевая практика, которая помогла бы усваивать учебный материал.
Результат игры показывает качество усвоения знаний, развитие умственной деятельности каждого дошкольника.
При разработке игр необходимо учитывать следующее:
1. Создать и отобрать игры в зависимости от дидактических задач.
2. Определить место игр на занятиях.
3. Каждому ребенка – участнику предоставляется возможность принимать активное участие в игре.
4. Ни на минуту нельзя упускать, что цель игры – обучение игровой деятельности.
Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность.
Ставилась задача научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильной речью в общении.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка.
   Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
К.Д.Ушинский доказывал необходимость воспитания и обучения на родном языке, широкого развития начальных школ для народа, считал, что родной язык должен быть главным предметом первоначального обучения.
В родном языке Ушинский видел величайшего народного наставника, удивительного педагога, средство развития умственных и нравственных сил ребенка. Язык помогает ребенку проникнуть в дух своего народа. К.Д.Ушинский дал понятие родного языка, без которого «дитя долго, а может быть, и никогда не справится вполне с этим громадным наследством – не сделает его действительно своим духовным богатством» [Ушинский К.Д. Родное слово].
   Таким образом, роль родного языка велика для ребенка. Поэтому к обучению  связной речи необходима речевая практика, которая помогла бы усваивать родной язык.
Учитывая большую подвижность детей  дошкольного возраста, необходимо проводить и организовать игры, в которых они могли бы двигаться, слушая команды и указания, сопровождая свои движения высказываниями на родном языке.
Подвижные игры с текстом самый доступный вариант для активизации речи детей.
Подвижные игры с текстом сопровождаются словом. Она позволяет глубже вникнуть в содержание стишка, более полно понять характеристику персонажей, научиться выразительности родной речи, а также мимике, жестам и интонациям.
   Коммуникативность обучения в настоящее время понимается как способ максимального приближения учебных ситуаций к условиям естественного речевого общения. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалоговой речи и монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли.
Подвижные игры с текстом позволяют не только обогатить словарь детей, но и закрепить, расширить их знания, активизировать словарь, развить навыки говорения на родном языке.
Эта доброжелательная эмоциональная атмосфера занятий, общий положительный настрой создают условия не только для успешного формирования фонетической стороны речи, но и для воспитания у детей уверенности в себе, смелости, желания научиться говорить правильно.
Слова подвижных игр раскрывают ее содержания и правила, объясняют вид движения и как надо выполнять, служат сигналом для начала и окончания. В процессе этих игр дети без особого труда усваивают различные слова и выражения, отрабатывают умения четко произносить отдельные звуки при помощи усиленной артикуляции, игры влияют на отработку правильного темпа и ритма речи.
    В таких играх формируются интонационно выразительная речь, умение пользоваться разной силой голоса, темпом и ритмом речи, а также упражнения на развитие силы голоса, речевого дыхания, четкой дикции. При этом целесообразно использовать стишки.
Умение осознанно пользоваться интонацией в процессе игры развивается с помощью текста (стишка).
Поэтому подвижная игра с текстом служит фактором для развития речевого слух и слухового внимания, дыхания и моторики артикуляционного аппарата.
Руководство играми осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, игры должны соответствовать их речевым умениям и навыкам.
Практика показывает, что от содержания и организации подвижных игр зависит работоспособность детей, склонности вкуса.
Речь ребенка обогащается быстрее и его психика развивается разносторонне, если предусмотреть такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно.
   Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов: метод имитации, метод разговора, метод пересказа, метод рассказывания в сочетании любой игры.
В сборнике помещены подвижные игры с текстом, по принципу народных детских игр на основе сочетания движения со словом. Для успешного проведения этих игр нужно хорошо знать текст и соответствующие движения.
Воспитатель произносит слова отчетливо, выразительно. Выделяя ритмичный рисунок, но не утрируя его, ни в коем случае не переходя на чтение по слогам.
   Предварительно разучивать текст с детьми не следует, они постепенно запоминают его процессе игры: вначале они будут проговаривать отдельные слова, затем усвоят весь текст. Только не надо, чтобы дети сразу же говорили полным голосом. Позднее, когда дети освоятся с движением, следует обращать внимание на чистое выразительное произношение ими текста и не допускать крика, когда возрастает эмоциональный подъем.
Следует с самого первого поведения игры брать нужный темп и не читать текст замедленно. Воспитателю следует помнить, что к детям свойственны частые движения, чем взрослым. Произносить текст нужно звонким, достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей.
В старшем возрасте возникает устойчивый интерес к художественным произведениям. Желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
    Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Воспитатель не имеет права, писала Е.И.Тихеева, умалять поэтическую и воспитательную ценность произведения. Ее речь, произношение, дикция, выразительность ее чтения должны являться той художественной оправой, от которой выигрывает в блеске самый ценный алмаз. Только в такой оправе алмазы родной поэзии должны вводиться в жизнь маленьких детей [Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1967. – с.146].
Кроме того, подвижные игры, как все другие деятельности детей, должны быть использованы в интересах развития их языка. Е.И.Тихеева советует воспитателям обсуждать с детьми, во что они будут играть, кто кого будет изображать, где лучше устроить гнездышко, домик, вызывая детей на разговоры и таким образом, упражнять их в речи. Этому особенно способствуют игры с текстом.
   Подвижные речевые игры способствуют формированию таких нравственных проявлений как дружелюбие, умение действовать вместе, которые дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива. В подвижной игре выявляются такие стороны психики и поведения как устойчивость, внимание, выдержка, умение подчиняться определенным правилам. Перед разучиванием игры педагог прочитывает детям стихи, раскрывает его содержание, знакомит с правилами игры. В необходимых случаях проводит фонетические упражнения, объясняет значение новых слов. Очень важно, чтобы играющие произносили текст за педагогом в нужном темпе, не изменяя его. В процессе игры дети легко запоминают художественную речь.
   Итак, подвижная игра помогает снять у детей психологическую напряженность, облегчает им деятельность развития речи (усвоение лексики, грамматических моделей, овладение интонацией, произношением).
Игра – поиск и открытие, и всегда радость, путь детей к мечте. Игра – эмоциональная сказка.
   Таким образом, подвижные игры с текстом являются важным средством воспитания и обучения. Направлены на активизацию в речи детей употреблять богатство родного слова в несложных конструкциях и предложениях.
  Анализ психолого-педагогической литературы показал, что:
1. Развитие речи в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач детской психологии и дошкольной педагогики. Дошкольный возраст – сензитивный период развития речи. Речь является средством познания окружающей действительности, имеет большое значение для усвоения знаний, умений, навыков.
2. Речь и язык детей развивается и обогащается во взаимосвязи с различными видами деятельности и во всей окружающей действительности в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
3. В активной, эмоциональной атмосфере под руководством педагога речь ребенка развивается полнее, быстрее, осознанно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему:«Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».Средняя группа.

Семинар-практикум на тему: «Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности». Приложение:Картотека повижных иг...

Консультация на тему «Внедрение нетрадиционных форм оздоровления детей: «Подвижные игры, как фактор формирования активной родительской позиции, в оздоровлении детей».

Цель: формировать активную позицию родителей в оздоровлении детей, через нетрадиционные формы и подвижные игры. Не секрет, что проблема здоровья подрастающего поколения становится все более актуальной...

Консультация для родителей "Роль семьи в активизации речи ребенка"

Консультация для родителей "Роль семьи в активизации речи ребенка"...

«Пальчиковые игры, как средство активизации речи ребенка первой младшей группы»

Пальчиковая игра - это средство воспитания, вид творческой деятельности, посредством которого развивается не только речь, но и формируется личность ребенка-дошкольника. Играя пальцами рук, тренируя ме...

Рекомендации психолога родителям "Подвижные игры, как средство активизации речевой функции у детей с тяжелым нарушением речи"

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками, у него развивается и координация движений. С другой стороны, формирование д...

Подвижные игры как средство развития речи ребенка

В этой статье Вы узнаете, как развитие речи напрямую связано с физическим развитием. Почему подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Как с помощью игры по...

Консультация для воспитателей «Подвижная игра, как фактор развития двигательной активности детей и улучшения положительного эмоционального настроя».

Планирование физкультурно – оздоровительной работы в режиме дня строится с учетом  суточного объёма необходимых для дошкольников движений (2,5 – 3 часа). Очень важно, чтобы объём движ...