Лексическая тема "Домашние животные"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Зудина Наталья Алексеевна

Задания, направленные на речевое и познавательное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zhivotnye.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по теме «Домашние животные».

Лексико-грамматические игры и упражнения.

1.  «Кто чем питается?» Усвоение категории творительного падежа.

Лошадь питается овсом. Коза питается травой. Собака питается мясом. Кошка питается молоком и рыбой и т. д.

2.  «Кто в домике?»  Усвоение названий детенышей животных. Составление предложений с предлогом с.

Педагог показывает картинки, а дети составляют предложения.

В домике кошка с котятами. В домике собака со щенятами. В домике свинья с поросятами. В домике лошадь с жеребятами. В домике овечка с ягнятами. В домике корова с телятами. В домике коза с козлятами.

3.  «Составь предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Педагог произносит: «Мяу-мяу, хрю-хрю». Дети комментируют: «Кошка мяукает, а свинья хрюкает». И т. д.

4. «Кто кем будет?» Закрепление названий детенышей животных. Развитие логического мышления. Усвоение категории творительного падежа.

Щенок будет... (собакой). Котенок будет... (кошкой). Жеребенок будет... (лошадью). Ягненок будет... (овцой). Козленок будет... (козой). Теленок будет... (коровой). Поросенок будет... (свиньей).

5. «Предложение договори и его ты повтори». Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Закрепление названий детенышей животных.

Котенок лакает, а котята... (лакают). Теленок мычит, а телята... (мычат). Щенок бежит, а щенята... (бегут). Козленок скачет, а козлята... (скачут). Поросенок ест, а поросята... (едят). Жеребенок прыгает, а жеребята... (прыгают). Ягненок жует, а ягнята... (жуют).

6. Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

 Корова — «му-у» (корова мычит). Кошка«мяу» (кошка мяукает). Собака — .... Свинья — .... Лошадь — ... . Овца — ... .

7. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных):

 кошка — кошки, собака — собаки ...; котенок — котята, жеребенок — жеребята ... .

8. Дидактическая игра «У кого — кто?» (падежное согласование существительных): у кошки — котенок (котята), у собаки — щенок (щенята), у овцы — ..., у козы — ... ; котенок — у кошки, щенок — у ..., теленок — у ..., жеребенок — ..., козленок — ... .

9. Дидактическая игра «Кто чем питается?» (употребление творительного падежа имен существительных): 

кошка — молоком, корова — травой, коза — ..., собака — ..., лошадь — ... .

10. Дидактическая игра «Кто как ест?»: 

корова — жует, собака — грызет, кошка — лакает ... .

11. Подобрать признаки к существительным: 

кошка (какая?) — ..., щенок (какой?) — ..., козленок (какой?) — ..., жеребята (какие?) — ..., телята (какие?) — ... .

12. Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): 

кошка — кошечка, собака — собачка, свинья — свинка... .

13. Отгадать загадки (употребление родительного падежа существительных).

У кого рога?

У кого мягкие лапки?

У кого вымя?

У кого щетина?

У кого пятачок?

14. Дидактическая игра «Назови семью».

Он — кот, она — кошка, детеныш(и) — котенок (котята).

Он — конь, она — лошадь, детеныш(и) — жеребенок, (жеребята).

15. Дидактическая игра «Кто где живет»

Корова живет в коровнике, свинья — в свинарнике, лошадь — ... , (собака).

16. Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»

(Взрослый загадывает загадку, а ребенок ее отгадывает,)

Сторожит, грызет, лает? — ....

Хрюкает, роет? — ....

Ржет, бегает, скачет? — ....

Мяукает, лакает, царапается? — ....

Мычит, жует, ходит? — ....

(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)

17. Упражнение в понимании функции суффиксов в словообразовании «Два брата Ик и Ищ».

Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата — звали одного Ик, а другого — Ищ. Ик был маленький и ласковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал жить котик, а в домище — котище. У котика был ротик, носик, лобик, хвостик, усики, глазки. А у кота был ротище, носище, лбище, хвостище, усищи и глазищи. (Обратить внимание ребенка на то, что если в слове слышится ик, значит предмет маленький, а если в слове слышится ищ, то значит предмет большой.)

18. Подобрать как можно больше действий к предмету:

 кошка — лакает, мяукает, царапается, мурлыкает, ласкается, облизывается ... ; собака — сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает ... .

19. Дидактическая игра «Чей хвост, чье туловище, чья голова, чьи уши?» (образование притяжательных прилагательных).

Хвост (чей?) — кошачий ... .

Туловище (чье?) — кошачье ... .

Голова (чья?) — кошачья ... .

20. Что общего и чем отличаются?

Кошка  и  собака,  коза  и  корова.

21. Вопросы  на  засыпку!

Собака  догоняет  зайца.  Кто  впереди?  Кто  сзади?  Кто  за  кем?

У  кого  больше  ног – у  коня  или  у  козы?

22. Объясни  выражение

Ослиное  упрямство.

Собачья  преданность.

Пустить  козла  в  огород.

Живут  как  кошка  с  собакой.

23. Опиши  животное,  которому  дали  кличку  по  его  внешнему  виду

Пушок,  Снежок,  Шарик,

Черныш,  Рыжик,  Звёздочка,

Бурёнка,  Ночка,  Пеструшка.

24. Догадайся,  каким  будет  4-е  слово,  и  объясни,  почему  ты  так  решил

Собака – щенок,  кошка – котёнок.

Рыба – чешуя,  кошка – …(шерсть).

Лиса – лисий,  кошка – …(кошачий).

Лиса – заяц,  кошка – …(мышь).

Корова – бык,  кошка – …(кот).

Конь – ноги,  кошка – …(лапы).

25. Объясни  словечко

Белолобый,  быстроногий,  мясомолочная  (порода),  овцебык,  беспородный.

26. Объясни  пословицы

Ласковый  телёнок  двух  маток  сосёт.

Цыплят  по  осени  считают.

Развитие связной речи

1. Составить описательный рассказ о домашнем животном по плану.

 Кто это? Где живет? Каков внешний вид? Какие имеет повадки? Чем питается? Какую пользу приносит? Кто у него детеныши?

2. Прочитать стихи, обсудить их с ребенком, Назвать домашних животных и их детенышей.

«Недовольна мама-Жучка: дождик капает из тучки,

И, наверно, весь промок где-то бегавший щенок.

Мама-кошка на окошке моет с головы до пят непоседливых котят.

Вот пасутся на лужайке и резвятся как хотят

Мама-козочка и с нею двое беленьких козлят.

Знают, верно, все ребята: дети у коров — телята,

И у лошади ребенок — тонконогий жеребенок.

А у свинки есть хотят десять славных поросят.»

Кто что любит.

«Всыпем зерен петушку, бросим косточку Дружку,

Кролику — листок капусты, а корове — травки

Мышке мы оставим корку, пойло вынесем теленку.

Сварим каши всем цыплятам, яблоко дадим ежатам,

Отнесем овса коню, нарвем овцам лебеду.

Молока дадим мы кошке, купим шоколад Алешке.»

Кто как голос подает?

«Лает громко пес лохматый, во дворе свистят ребята,

Жук над головой жужжит, телка рыжая мычит,

Прочирикал воробей песенку про сто червей.

Промурлыкал в кресле кот, а в лесу медведь ревет.

Квакает в лесу лягушка, на суку кричит кукушка,

В луже хрюкает свинья, собралась ее семья.

Кукарекает петух, в дудочку дудит пастух.

Конь неудержимо ржет, рыба голос бережет.

На лугу мычит корова, воет волк в овраге строго,

Белый гусь гогочет, Оленька хохочет.»

У кого кто есть

«У верблюда есть горбатый верблюжонок.

У серой мышки — маленький мышонок.

У кошки — пушистые котята,

У белки — рыжие бельчата.

У крольчихи — пуховые крольчата,

У собаки — шаловливые щенята,

У коровы — ласковый теленок,

У свиньи — веселый поросенок,

У лошади есть жеребенок,

У козы — смешной козленок,

У овцы — кудрявые ягнята,

А у мамы — конопатые ребята.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по лексической теме "Животные жарких стран"

Вашему ниманию предлагаю презентацию в режиме PowerPoint по лексической теме "Животные жарких стран". Мною подобраны иллюстрации замечательных животных и коментарий самых интересных особенностей их жи...

Для родителей. . Лексическая тема: "Животные жарких стран"

Материал для организации речевой среды родителей и ребенка по лексической теме: "Животные жарких стран"...

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"...

Конспект логопедического досуга в подготовительной к школе группе "Письмо от Умки"(итоговое мероприятие по лексической теме "Животные холодных стран")

Конспект досуга выдержан в едином сюжете, разработан с целью обобщить знания детей, полученные за неделю по лексической теме "Животные холодных стран" и закрепить навыки звуко-буквенного анализа....

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом...

Календарный план по лексической теме"Животные нашего края, зимующие птицы и животные жарких стран" для детей от 5 до 6 лет группа "Золотой ключик" .

Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком....

Дистанционные задания по лексической теме"Животный мир. Домашние животные и их детёныши " Старший дошкольный возраст.

Серия дистанционных заданий для родителей с детьми старшего дошкольного возраств, изложенных в порядке прохождения лексических тем (в коррекционной ОВЗ 7 вида группе)Цель: Создание благоприятных услов...