Методическая разработка «Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Малова Евгения Викторовна

Методическая разработка  «Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (технология ТРИЗ)

Слайд 2

Актуальность темы Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. Дети и педагоги не любят такие занятия, но научить детей составлять рассказ по картине нужно. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты. Возникшее противоречие Т.А. Сидорчук, попыталась решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Слайд 3

Этапы составления творческого рассказа по сюжетной картине 1этап . Определение объектов на картине. 2 этап . Установление взаимосвязей между объектами на картине. 3 этап . Составление сравнений, загадок и метафор по картине 4 этап . Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств. 5 этап Составление рифмованных текстов 6 этап Определение местонахождения объектов на картине 7 этап Составление рассказов от лица разных объектов 8 этап . Преобразование объектов во времени 9 этап Найдите смысловые характеристики картины

Слайд 4

Этап 1 «Определение объектов на картине». Задачи 1 этапа: формировать у детей умения определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их; активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей). Алгоритм определения состава картины: 1. Перечисли объекты, изображенные на картине. 2. Схематически изобрази их на бумаге. 3. Сгруппируй по какому-либо признаку. 4. Обобщение перечисленных объектов.

Слайд 5

Игра с подзорной трубой . Глядя через свёрнутый в виде трубы лист бумаги, дети рассматривают картину и называют все предметы, которые заметят на ней: дома, небо, дерево, девочка, санки, снеговик, елка, дым, сугроб, медведь, берлога и.т.п. Игра «Часть и целое» Если дети называют предмет, то уточняем, составной частью какого предмета он является. Например: окно – часть дома, ветка – часть дерева, морковка – часть снеговика и т.п.

Слайд 6

Этап 2 «Установление взаимосвязей между объектами на картине » Задачи: формировать у детей умения находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине; формировать у детей умения объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками; активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов). Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине: 1. Выдели два объекта на картине. 2. Объясни, почему они между собой связаны. 3. Объедини названные объекты стрелками. 4. Озвучь правила этого этапа: «Все объекты между собой связаны», «Один объект (предмет) связан с другим, потому что...» и т.д.

Слайд 7

Игра «Ищу друзей» – найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению (по эмоциональному расположению, физических связей, родственных) - Игра «Ищу недругов» – найти объекты, которые между собой «не дружат». Воспитатель должен вести детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце – подтверждение (вывод).

Слайд 8

Этап 3 «Составление сравнений, загадок и метафор по картине». Цели: «Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов» Алгоритм составления сравнений Алгоритм Пример 1. Выбери предмет, изображенный на картине Дом 2. Что ты можешь сказать, например, о его форме? По форме предмет – прямоугольный Это его признак 3. Какие еще предметы, похожие по форме, ты знаешь? Плитка шоколада, картина. 4. Составь словосочетание: «Предмет по форме похож на …» Снеговик по форме такой же как плитка шоколада 5. Произнеси правило этого этапа «Я смотрю на предмет и могу сравнить его признаки с признаками других предметов» 6. Покажи эмблему 3-го этапа

Слайд 9

Этап 4 «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств» Задачи: Обобщить представления дошкольников о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; Обучать детей составлению рассказов –описаний на основе восприятия картины посредством органов чувств. Алгоритм мыслительных действий: 1. «Вхождение в картину». 2. Выбор органа чувств, который помогает «путешествовать» по картине. 3. Речевая зарисовка ощущений.

Слайд 10

Для эффективной работы с детьми используется прием «вхождения в картину». Педагог побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает мысленно прислушаться, вдохнуть запахи, притронуться рукой. Рекомендуется начинать речевую зарисовку с фраз: «Я слышу как…»; «Когда я трогаю руками,…»; «Здесь пахнет…» и др. Описывать ощущения можно от лица как постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.

Слайд 11

Помощник умной головы «Нос» Здесь пахнет свежестью Я чувствую аромат ели Из окна вкусно пахнет пирогами Я чувствую запах морковки, которой мальчик украсил снеговик. «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»

Слайд 12

Помощник умной головы «Руки» «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств» Я прикасаюсь к снегу и ощущаю, какой он холодный . Я чувствую на ощупь, какой лед на речке гладкий Я чувствую, какая на ощупь елочка колючая, а веточки у нее, как маленькие ежики Прикасаюсь к дереву. Ствол у него твёрдый, шершавый, толстый. .

Слайд 13

«Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств» Помощник умной головы «Уши» Я слышу пение птиц Я слышу, как хрустит снег под санками, как коньки царапают лед А так же слышно, как дети весело общаются между собой.

Слайд 14

Этап 5 «Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины». Цели: подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты; активизировать речь с помощью рифмующихся слов; «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку». Алгоритм составления рифмованных текстов Алгоритм Пример 1. Подбери рифмующиеся слова к предметам на картине Девочки - припевочки Зима – холода Мальчик - зайчик 2. Из пары слов составь две строчки так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом Пришла долгожданная зима Наступили холода На улице гуляли девочки И были они припевочки 3. Теперь составь стишок из этих четырех строчек Пришла долгожданная зима Наступили холода На улице гуляли девочки И были они припевочки Снеговика строит мальчик А рядом стоит зайчик 4. Добавь о предмете пятую строчку (можно без рифмы) по содержанию картины 5. Выразительно прочти стишок

Слайд 15

Этап 6 «Определение местонахождения объектов на картине». Задачи: Обучать детей пространственной ориентировке на картине; Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; Обучать алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; Формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное. Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине : 1. Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости. 2. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему: а) с позиции постороннего наблюдателя; б) в роли самого объекта.

Слайд 16

Этап 7 «Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения» Задачи: Обобщить представления детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; Уточнить представления детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; Упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица. Алгоритм мыслительных действий: 1. Выбрать объект (героя) на картине. 2. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера. 3. Войти в образ героя. 4. Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой. 5. Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины.

Слайд 17

Составление рассказов от лица разных героев «Я веселый и красивый Снеговик, меня построил из снега один добрый мальчик. Стою во дворе и наблюдаю, что там происходит. Ко мне прилетают прелестные птички и прибегает белый зайчишка, которому очень нравиться мой нос из морковки. Рябом со мной, под сугробом, в своей берлоге крепко спит бурый мишка. Мне очень весело, когда дети выходят кататься на санках, коньках и лыжах.» «Я превращаюсь в объект на картине»

Слайд 18

Этап 8 «Описание объекта с изменением его характеристики во времени» Задачи: Обучать детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; Составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты. Алгоритм мыслительных действий: 1. Выбор объекта, определение его настоящего, схематизация. 2. Обозначение прошлого (будущего) объекта с учетом классификационной группы. 3. Составление рассказа-фантазии о прошлом (будущем) объекта. 4. Придумывание названия рассказа.

Слайд 19

Путешествие во времени « Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом.»

Слайд 20

Этап 9 «Понятие о смысловых характеристиках картины». Цели: находить и объяснить смысловое содержание картины; составлять речевые зарисовки по типу рассуждения; активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл» Для осмысления содержания картины необходимо использовать пословицы и поговорки. Они могут иметь прямой и иносказательный смысл, более значимый по сравнению с тем, который в них выражен. Но смысл пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность человеку по-разному толковать его. Данная многозначность позволяет «привязать» житейскую мудрость к картине любого содержания.

Слайд 21

Итоговая беседа «Составление детьми творческих рассказов о картине». Цели: закрепить занятия, полученные в ходе этапов составления рассказа по картине;

Слайд 22

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

2 слайд

Актуальность . Ребенок к школе должен уметь составлять рассказы по картине.  В чем сложность обучения перессказу?

Ответы коллег « Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией)

Технология ТРИЗ по  составлению рассказов решают задачу формирования у ребенка обобщенного способа создания связного текста по сюжетной картине. Вся работа разбивается на этапы и выглядит как система игровых тренингов . У каждого этапа есть свой значок-эмблема мыслительного действия.

3 слайд Этапы составление рассказов перед Вами.

Эта методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 3,5-7 лет. Эта методика работает только для сюжетных картин. Для предметных, натюрморта, портрета требует иных подходов. Работа с картиной ведется на протяжении 1,5 мес . На протяжении этого времени ведется подготовительная работа освоения этапов  составления творческого рассказа.  Вся работа выглядит как система игровых тренингов. По окончанию освоения этапов проводится итоговое занятие, где составляются рассказы .

4 слайд + 5 слайд  

1 этап «Определение объектов на картине»

Алгоритм определения состава картины

1. Перечисли объекты, изображенные на картине.

2. Схематически изобрази их на бумаге.

3. Сгруппируй по какому-либо признаку.

4. Обобщение перечисленных объектов.

6 слайд +7 слайд  

 Этап 2«Установление взаимосвязей между объектами на картине »

Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине:

1. Выдели два объекта на картине.

2. Объясни, почему они между собой связаны.

3. Объедини названные объекты стрелками.

4. Озвучь правила этого этапа: «Все объекты между собой связаны», «Один объект (предмет) связан с другим, потому что...» и т.д.

8 слайд

Этап 3 «Составление сравнений, загадок и метафор по картине».

Объяснить по таблице

9 слайд

Этап 4 «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»

Алгоритм мыслительных действий:

1. «Вхождение в картину».

2. Выбор органа чувств, который помогает «путешествовать» по картине.

3. Речевая зарисовка ощущений.  Рекомендуется начинать речевую зарисовку с фраз: «Я слышу как…»; «Когда я трогаю руками,…»; «Здесь пахнет…» и др. Описывать ощущения можно от лица как постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.

11 слайд, 12 слайд 13 слайд

14 слайд рифмы пока пропускаем

15 слайд 

Этап 6«Определение местонахождения объектов на картине».

   Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине:

1. Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.

2. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:

   а) с позиции постороннего наблюдателя;

   б) в роли самого объекта.

16 слайд +17 слайд

Этап 7 «Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения»

Алгоритм мыслительных действий:

1. Выбрать объект (героя) на картине.

2. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.

3. Войти в образ героя.

4. Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.

5. Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины.

18 слайд +19 слайд

Этап 8 «Описание объекта с изменением его характеристики во времени»

 20 слайд

Этап 9«Понятие о смысловых характеристиках картины».

   «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл»

Примеры

4.25-4.55

9.20-9.46

17.30-18.26

24.15

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ

Презентация для составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ...

Презентация «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине"

Програма нацелина на развитие в детях позновательного интереса, стремление к получению знаний к положительной мотивации в дальнейшем....

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине»

Данный материал поможет в распространении педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в обучении составлению творческого рассказа по картине....

Консультация для воспитателей ДОУ «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ»

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной  картине, используя технологию ТРИЗ....

Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине

Техника ТРИЗ.Схема составления рассказов детьми дошкольного возраста....

Консультация для родителей: «Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине»

                                          БеседаС родителями группы №9 на родительском с...

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ): Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ): Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей...