Конспект занятия по развитию речи: «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи
Развитие лексико-грамматического строя речи по данной теме, практическое употребление простого распространенного предложения и предложно-падежных конструкций.
Расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия по теме: «Перелетные птицы»
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по данной теме, практическое употребление простого распространенного предложения и предложно-падежных конструкций.
Задачи:
коррекционно-образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;
коррекционно-развивающие: развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование мн.ч. им. существительных в им. пад., закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, слоговой анализ слов, звуковой анализ слов с использованием знаковой символики гласных звуков, практическое употребление предлогов «в», «на», «с», «к», «от», «за», «из» в речи, образование названий детенышей птиц с помощью суффикса –онок-, развитие внимания, памяти, мышления, речевого дыхания, общей и мелкой моторики, координация слова и движения;
коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.
Оборудование: предметные картинки по теме, аудиозапись «Голоса птиц», скворечник, цифры 2 и 5, коррекатурные пробы, лист с изображением птиц для развития межполушарных взаимосвязей, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. (Создание положительного эмоционального фона занятия). Дети и логопед стоят на ковре. Звучит тихая музыка. Логопед вместе с детьми читают стихотворение и выполняют в такт словам движения.
Слякоть, непогодушка, (подняли руки вверх, помахивания руками)
Тополь пожелтел. (наклоны туловища влево - вправо)
Вдруг на ветке скворушка (руки в стороны)
Песенку запел. (повороты туловища влево - вправо, руки в стороны)
Ветка чуть качается, (руки вверх, имитация дуновения ветра)
Дождик не кончается, (помахивания руками перед собой)
С нами старый скворушка (руки в стороны)
До весны прощается. (прощальные движения руками)
Логопед: А теперь мы с вами отправимся на волшебную полянку. Сделаем глубокий вдох ртом и на выдохе произнесем волшебное слово «ФУУУУХ», растягивая выдох как можно дольше, (упражнение повторяется 3 раза, последний раз с закрытыми глазами), открываем глазки. Ребята, где же мы с вами оказались? (Звучит аудиозапись «Голоса птиц»).
Дети: В лесу.
Дети садятся на свои места.
2. Беседа о перелетных птицах.
Логопед: Отгадайте, кого же мы с вами встретили в лесу? Вы помните, чьи голоса вы слышали?
Дети: Голоса птиц.
Логопед: Да, ребята, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. А что птицы делают осенью?
Дети: Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг.
Логопед: Правильно, ребята. Еще в октябре начинают улетать в теплые края перелетные птицы. Потянулись косяками, вереницами журавли, гуси, чайки. Если перелетные птицы низко к земле летят — к морозной зиме, а если высоко — к теплой. На рябинах пируют пролетные дрозды: поклюют ягодок рябины, отдохнут и улетают дальше на юг. «А когда гусь улетает, снег выпадает» — так народ примечает. А вот воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях. На осень и зиму многие из них прилетают поближе к человеческому жилью. Здесь и корма побольше раздобыть можно, и есть куда от ветра и мороза спрятаться. Ребята, ветерок случайно перепутал фотографии всех птиц. Давайте посмотрим, какие из этих птиц останутся у нас зимовать, а какие от нас улетят на юг. Если птицы остаются у нас зимовать, как они называются?
Дети: Зимующие.
Логопед: Птиц, которые улетают на юг, как мы называем?
Дети: Перелетные.
Перед детьми на столе разложены картинки с птицами: ласточка, скворец, сорока, ворона, утка, жаворонок, дятел, журавль, лебедь, кукушка, сова, соловей, дрозд, аист, цапля. Дети по одному выходят к столу и раскладывают на две группы зимующих и перелетных птиц. Картинки с перелетными птицами логопед вывешивает на доску.
Логопед: Кого ты выбрал?
Дети: «Я выбрал ласточку» и т.д.
3. Игра «Назови части тела птицы».
Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.
У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.У птиц есть две лапки. У птиц есть хвост.У птиц есть клюв. У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.
4. Игра «Сколько птичек улетело? » (цифры 2, 5)
Логопед: Посмотрите внимательно на цифры, которые стоят возле птиц. Необходимо ответить «Сколько птиц улетело? » Ответьте полным предложением.
Дети: «Улетело 2 ласточки, а потом еще 5 ласточек».
Дети: «Улетело 2 лебедя, а потом еще 5 лебедей» и т.д.
5. Игра “Один- много”.
Перед детьми лежат «картинкт-раскладушки», дети выбирают по одной картинке и называют.
Аист - аисты, цапля – цапли, журавль – журавли, лебедь – лебеди, кукушка – кукушки, скворец – скворцы, грач – грачи.
6. Игра “У кого кто” с перекидыванием мяча.
Логопед: Ребята, а теперь мы должны назвать птенца птицы.
У кукушки – кукушонок
У журавля - журавленок
У скворца - скворчонок
У лебедя - лебеденок
У утки - утенок
У аиста – аистенок
У дрозда – дрозденок
7. Загадки о перелетных птицах.
Логопед: Ребята, послушайте и отгадайте загадки о птицах.
Это старый наш знакомый: Прилетает к нам с теплом, Кто на елке, на суку
Он живёт на крыше дома - Путь проделав длинный. Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку?»
Длинноногий, длинноносый, Лепит домик под окном (кукушка)
Длинношеий, безголосый. Из травы и глины.
Он летает на охоту (ласточка)
За лягушками к болоту.
(аист)
На одной ноге стоит, Хочет – прямо полетит,
В воду пристально глядит, Хочет – в воздухе висит,
Тычет клювом наугад – Камнем падает с высот.
Ищет в речке лягушат. И в полях поет, поет.
(цапля) (жаворонок)
8. Физминутка. Пальчиковая гимнастика.
Птичек стая.
Пой-ка, подпевай-ка!
Десять птичек – стайка!
Эта птичка – соловей.
Эта птичка – воробей.
Эта птичка совушка –
сонная головушка.
Эта птичка – свиристель.
Эта птичка – коростель,
Эта птичка скворушка –
серенькое перышко.
Это зяблик, это стриж,
Это развеселый чиж,
Ну, а это злой орлан…
Птички, птички, по домам!
(пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети зажимают по одному пальцу сначала правой, затем левой руки. На последние слова имитируют улетающих птиц)
9. Употребление предложно-падежных конструкций.
Логопед: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она находится. Отвечаем полными предложениями! Работа с предлогами «в», «на», «с», «за», «к», «от», «из». (Логопед перемещает скворца около скворечника, дети употребляют различные предложно-падежные конструкции).
Логопед: Куда залетел скворец?
Дети: «Скворец залетел в скворечник».
Логопед: Откуда вылетел скворец?
Дети: «Скворец вылетел из скворечника».
Логопед: Где сидит скворец?
Дети: «Скворец сидит на скворечнике».
Логопед: Откуда слетел скворец?
Дети: «Скворец слетел со скворечника».
Логопед: Куда спрятался скворец?
Дети: «Скворец спрятался за скворечник».
Логопед: От чего отлетел скворец?
Дети: «Скворец отлетел от скворечника».
Логопед: К чему подлетел скворец?
Дети: «Скворец подлетел к скворечнику».
10. Развитие межполушарных взаимосвязей.
Пальцами обеих рук указываем на картинку с изображением птиц, и называем их.
11. Коррекатурные пробы.
Раздать детям листы с изображением птиц. Каждая птица обозначена определенным символом. Детям нужно назвать птицу и нарисовать ее символ.
11. Подведение итога занятия.
Логопед: Ребята, вот мы с вами и проводили наших птичек в теплые края.
Чем на занятии мы сегодня занимались? Что нового мы с вами узнали? Какие задания вам больше всего понравились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"
конспект содержит опорные схемы для составления рассказа, загадки, речевые игры....
Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"
Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"...

Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"
Конспект занятия по развитию речив старшей группе на тему «Перелетные птицы» Цель:1. Ознакомление детей с понятием «перелетные птицы».2. Развитие и обогащение словаря...

Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"
Развивать у детей разговорную речь. Учить отвечать на вопросы предложениями из нескольких слов, слушать сверстников. Активно использовать названия перелетных птиц, называть части тела....

Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"
- Ребята, вчера мы с вами помогали нашей подруге белочке, и за нашу помощь она принесла нам сказку. Вы же любите сказки?(ответы детей)- Давайте мы с вами посмотрим, что это за сказка и прочитаем её.- ...

Конспект занятия по развитию речи «Перелетные птицы» в ясельной группе
Цель: расширить представление детей о перелетных птицах, их характерных отличительных особенностях.Задачи:Образовательные:формировать знание о многообразии перелетных птиц;формирование умения с п...

