Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Весенняя мозаика»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Федосеева Светлана Сергеевна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Весенняя мозаика»
 

Цель: обобщить знания детей о зимующих,перелетных птицах, весенних приметах

Задачи:

-уточнить и расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах;

-учить различать голоса зимующих и перелетных птиц;

-уточнить представления детей о том, чем питаются птицы зимой;

-развивать речь, внимание, память, мышление;

-воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, к птицам; воспитывать звуковую культуру речи.

Словарная работа: зимующие, перелетные птицы, кормушка.

Материалы и оборудование: картинки с изображением птиц; перышки; мяч; индивидуальные карточки с заданием «Кто где живет?»; игрушка сова; зеркала, трубочки, стаканчики, мяч, аудио записи голосов птиц, корм.

Предварительная работа: разучивание пословиц, стихотворений о зиме, наблюдение за зимующими птицами на прогулках.

Ход занятия: Давайте поздороваемся пожелаем друг другу хорошего дня.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень :

Всем "Привет !" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

 

ДОБРОЕ УТРО, ДРУЗЬЯ!

 

1. Наш девиз: Давайте разговаривать и будем выговаривать!

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

2. Гимнастика для языка: (раздать заркала)

Чтобы наш язычок не устал, сделаем гимнастику для языка:

Чистоговорки:

Ицы-ицы-ицы – зимующие птицы,

Бей-бей-бей – шустрый воробей,

Ока-ока-ока – сорока-белобока,

Рона-Рона-Рона – хитрая ворона,

Тел-тел-тел – дятел прилетел,

Ит-ит-ит – голубок летит,

Ушка-ушка-ушка – птиц спасет кормушка,

Ить-ить-ить – будем птичек мы кормить

3. Основная часть:

Воспитатель: К нам на занятие прилетела гостья. Кто это? (сова). Это Мудрая Сова. Она хочет узнать, что вы знаете о птицах. Давайте мы ее порадуем.

-Ребята, каких птиц вы видели зимой на улице? (голубь, синица, воробей, ворона, сорока)

-Как вы думаете, почему они не улетели в теплые края? (ответы детей)

- Каких еще зимующих птиц вы знаете? (дятел, снегирь, сова)

4. Мудрая Сова принесла вам загадки о птицах. Давайте их отгадаем.

 

Кто сидит на ветке

В красненькой жилетке?

(Снегирь)

          Проживает в странах жарких,

А в нежарких — в зоопарках.

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам.

(Павлин)

Избушка новая,

Для всех столовая,

Зовёт обедать,

Семечек отведать.

(Кормушка)

На одной ноге стоит,

 В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

(Цапля)

Кто на ёлке,

 на суку Счёт ведёт: "ку-ку, ку-ку"?

(Кукушка)

Всё время стучит,

Деревья долбит. Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

 Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна Своим пением...

(Ворона)

Ночью в рощах и лесах

Уханье наводит страх, Страшен дикий крик и силен,

 Так кричит огромный...

(Филин)

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

 Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей)

Жёлтенькое брюшко – воробья подружка.  

 Хоть поменьше воробья – не боюсь зимы и я.
Всем известная вам птичка, а зовут меня …(Синичка)

Вот уж диво, вот уж птица!

На воде словно царица,

Белоснежный цвет под стать,

Глаза трудно оторвать.

(Лебедь)

 

         5. Дидактическая игра «Назови приметы весны» (с мячом. Дети встают в круг, перекидывают мяч друг другу, называя приметы весны)

На деревьях набухают почки, появляются зелёные листочки. К концу весны все деревья стоят зеленые. От зимней спячки просыпаются насекомые (бабочки, жуки, мухи, комары). Возвращаются из тёплых стран перелётные птицы (скворцы, грачи, ласточки, жаворонки, чайки, стрижи)

6. Физкультминутка:

 Мишка вылез из берлоги, (повороты вправо и влево)

Огляделся на пороге. (потягивание -руки вверх)

Потянулся он со сна:

К нам опять пришла Весна!

 

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (вращение головой)

Наклонился взад-вперед, (наклоны назад-вперед)

Вот он по лесу идет.

 

Ищет мишка корешки,

И трухлявые пеньки, (наклоны: коснуться руками ступней)

В них съедобные личинки –

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся. (дети садятся)

 

7. Дыхательная гимнастика «Чья птичка дальше улетит?» «Сделаем гнездышко для птичек»

Цель: формирование дыхательного аппарата. Дети делятся на 2 команды.

На столе стоят бумажные объемные голуби. Стаканчики с трубочками для приготовления пены (гнезда для птиц) дети подходят к столу, приседают на уровне стола и дуют на птиц, другая команда дует в трубочки, появляется пена. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы. Чья птичка дальше улетит, у кого самое большое гнездышко из пенки, тот и выиграл.

8. Д/ игра «Чей голосок?» Включить голоса птиц. Дети по очереди отгадывают, чей голос птицы звучит и показывают нужную карточку с птичкой, другие проверяют, правильно ли угадал голос птицы товарищ.

9. Итог занятия: - Ребята, как нужно заботиться о птицах зимой и ранней весной? (нужно кормить их зернами злаков, семечками) Мудрая Сова принесла вам в подарок раскраски и корм -угощение для птиц, и когда мы пойдем на прогулку, то обязательно покормим птиц. (педагог показывает угощение на подносе)

Давайте закончим наше занятие прекрасным стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима не даром злится»

 

          Зима не даром злится,

Прошла ее пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

 

И все засуетилось,

Все гонит Зиму вон-

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

 

Зима еще хлопочет

 И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И громче лишь шумит…

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Весенняя мозаика»

Цель: обобщить знания детей о зимующих,перелетных птицах, весенних приметах

Задачи:

-уточнить и расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах;

-учить различать голоса зимующих и перелетных птиц;

-уточнить представления детей о том, чем питаются птицы зимой;

-развивать речь, внимание, память, мышление;

-воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, к птицам; воспитывать звуковую культуру речи.

Словарная работа: зимующие, перелетные птицы, кормушка.

Материалы и оборудование: картинки с изображением птиц; перышки; мяч; индивидуальные карточки с заданием «Кто где живет?»; игрушка сова; зеркала, трубочки, стаканчики, мяч, аудио записи голосов птиц, корм.

Предварительная работа: разучивание пословиц, стихотворений о зиме, наблюдение за зимующими птицами на прогулках.

Ход занятия: Давайте поздороваемся пожелаем друг другу хорошего дня.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень :

Всем "Привет !" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

ДОБРОЕ УТРО, ДРУЗЬЯ!

1. Наш девиз: Давайте разговаривать и будем выговаривать!

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

2. Гимнастика для языка: (раздать заркала)

Чтобы наш язычок не устал, сделаем гимнастику для языка:

Чистоговорки:

Ицы-ицы-ицы – зимующие птицы,

Бей-бей-бей – шустрый воробей,

Ока-ока-ока – сорока-белобока,

Рона-Рона-Рона – хитрая ворона,

Тел-тел-тел – дятел прилетел,

Ит-ит-ит – голубок летит,

Ушка-ушка-ушка – птиц спасет кормушка,

Ить-ить-ить – будем птичек мы кормить

3. Основная часть:

Воспитатель: К нам на занятие прилетела гостья. Кто это? (сова). Это Мудрая Сова. Она хочет узнать, что вы знаете о птицах. Давайте мы ее порадуем.

-Ребята, каких птиц вы видели зимой на улице? (голубь, синица, воробей, ворона, сорока)

-Как вы думаете, почему они не улетели в теплые края? (ответы детей)

- Каких еще зимующих птиц вы знаете? (дятел, снегирь, сова)

4. Мудрая Сова принесла вам загадки о птицах. Давайте их отгадаем.

Кто сидит на ветке

В красненькой жилетке?

(Снегирь)

          Проживает в странах жарких,

А в нежарких — в зоопарках.

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам.

(Павлин)

Избушка новая,

Для всех столовая,

Зовёт обедать,

Семечек отведать.

(Кормушка)

На одной ноге стоит,

 В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

(Цапля)

Кто на ёлке,

 на суку Счёт ведёт: "ку-ку, ку-ку"?

(Кукушка)

Всё время стучит,

Деревья долбит. Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

 Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна Своим пением...

(Ворона)

Ночью в рощах и лесах

Уханье наводит страх, Страшен дикий крик и силен,

 Так кричит огромный...

(Филин)

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

 Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей)

Жёлтенькое брюшко – воробья подружка.  

 Хоть поменьше воробья – не боюсь зимы и я.
Всем известная вам птичка, а зовут меня …
(Синичка)

Вот уж диво, вот уж птица!

На воде словно царица,

Белоснежный цвет под стать,

Глаза трудно оторвать.

(Лебедь)

         5. Дидактическая игра «Назови приметы весны» (с мячом. Дети встают в круг, перекидывают мяч друг другу, называя приметы весны)

На деревьях набухают почки, появляются зелёные листочки. К концу весны все деревья стоят зеленые. От зимней спячки просыпаются насекомые (бабочки, жуки, мухи, комары). Возвращаются из тёплых стран перелётные птицы (скворцы, грачи, ласточки, жаворонки, чайки, стрижи)

6. Физкультминутка:

 Мишка вылез из берлоги, (повороты вправо и влево)

Огляделся на пороге. (потягивание -руки вверх)

Потянулся он со сна:

К нам опять пришла Весна!

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (вращение головой)

Наклонился взад-вперед, (наклоны назад-вперед)

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки,

И трухлявые пеньки, (наклоны: коснуться руками ступней)

В них съедобные личинки –

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся. (дети садятся)

7. Дыхательная гимнастика «Чья птичка дальше улетит?» «Сделаем гнездышко для птичек»

Цель: формирование дыхательного аппарата. Дети делятся на 2 команды.

На столе стоят бумажные объемные голуби. Стаканчики с трубочками для приготовления пены (гнезда для птиц) дети подходят к столу, приседают на уровне стола и дуют на птиц, другая команда дует в трубочки, появляется пена. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы. Чья птичка дальше улетит, у кого самое большое гнездышко из пенки, тот и выиграл.

8. Д/ игра «Чей голосок?» Включить голоса птиц. Дети по очереди отгадывают, чей голос птицы звучит и показывают нужную карточку с птичкой, другие проверяют, правильно ли угадал голос птицы товарищ.

9. Итог занятия: - Ребята, как нужно заботиться о птицах зимой и ранней весной? (нужно кормить их зернами злаков, семечками) Мудрая Сова принесла вам в подарок раскраски и корм -угощение для птиц, и когда мы пойдем на прогулку, то обязательно покормим птиц. (педагог показывает угощение на подносе)

Давайте закончим наше занятие прекрасным стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима не даром злится»

          Зима не даром злится,

Прошла ее пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все гонит Зиму вон-

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

 И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И громче лишь шумит…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Путешествие в весеннюю и осеннюю сказку. Игра "Весна-осень".

1. Воспитатель обращает внимание детей на картины с изображением весны и осени. Педагог просит отобрать отдельно картины с изображением весны и осени. Обьяснить, как они определили, где весна, а где о...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему “ Прогулка в весенний лес”

Цель: представление о времени года "весна",  о животных, их образе жизни весной....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Как красив весенний лес"

Знакомство детей среднего дошкольного возраста с признаками весны. На занятие используются средства ИКТ....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе " Весенняя прогулка"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе " Весеннее происшествие"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе " Весеннее происшествие"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Весенние цветы"

методическая разработка по развитию речи (средняя группа)...