«Карты Проппа»
материал по развитию речи

Тлеушева Ольга Владимировна

Доклад знакомит с инновационной техникой обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию посредством карт Проппа.  Пропп придумал своего рода конструктор сказок из карт-символов, которые позволяют ребенку придумывать различное множество вариантов сказок. У детей развивается связанная речь, внимание, восприятие, фантазия, творческое воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karty_proppa.docx149.75 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете МАДОУ

Тема: «Карты Проппа»

20.03 2025 г.

Тлеушева О.В.

Одна из удивительных методик развития речевого творчества детей дошкольного возраста – это карты Проппа.

Карты Проппа – это своего рода конструктор. Пазлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации (схематичные изображения структурных элементов сказки). Владимир Яковлевич Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных элементов, или функций. Согласно системе Проппа, этих функций — 31, но Джанни Родари сократил их количество до 20, так как не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, не противоречат основному ходу сказки. Благодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки, разбив ее на функции.

Сказочных ситуаций или функций 20: (Посмотрите на таблицу 1 карта...)

  1. запрет или предписание;
  2. нарушение;
  3. вредительство;
  4. отъезд героя;
  5. задача;
  6. встреча с дарителем;
  7. волшебные дары;
  8. появление героя;
  9. сверхъестественные свойства антигероя;
  10. борьба;
  11. победа;
  12. возвращение домой;
  13. прибытие домой;
  14. ложный герой;
  15. трудные испытания;
  16. ликвидация беды;
  17. узнавание героя;
  18. изобличение ложного героя;
  19. наказание ложного героя;
  20. Свадьба или счастливый конец.

 Работа по картам проходит в  несколько этапов.
1 этапе: На первом этапе  предлагается познакомиться с обозначением карт. Для начала используются от 4 до 6 карт, подбирая при этом небольшую сказку для детей.
Приведу совсем простой пример на анализе потешки.
Огуречик, огуречик!  

Не ходи на тот конечик.  

Там мышка живёт.

Тебе хвостик отгрызёт.
Что мы здесь имеем:
Герой – огуречик.
Запрет – нельзя ходить на другой конец деревни.
Враг – мышка.
Враг начинает действовать – хвостик отгрызёт.
Мораль – не послушался – остался без хвоста.
Даже в такой малой фольклорной форме присутствуют сказочные элементы.
2этап: На втором этапе  чтение сказки сопровождается с одновременным выкладыванием карт Проппа.
3 этап:На третьем этапе осуществлялся пересказ сказки, но уже с опорой на карты Проппа.
4 этап:На четвертом этапе  детям предлагается попробовать сами сочинить сказку, используя в качестве помощника карты Проппа. Для этого отбираем с детьми по 5-8 карт, придумываются герои для сказки, выбираем того, кто будет главный герой, подбираем помощников для главного героя и того, кто будут ему вредить.
5 этап: На пятом этапе закрепляем с детьми пройденное, самостоятельной работой: ребенку предлагается самостоятельно выкладывать карты Проппа при прочтении сказки, а затем, ориентируясь на них, — пересказывать сказку.

А теперь предлагаю вам разобрать сказку "Красная Шапочка":
Карта - Жили - были. (1)
Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.
Карта - Герой покидает дом. (5)
Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.
Карта - Запрет. (3)
“Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно".
Карта - Нарушение запрета. (4)
Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идёт к бабушке, которая живёт на краю деревни.
Карта - Враг начинает действовать. (8)
Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.
Карта - Появляется Ложный Герой. (24)
Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.
Карта - Разоблачение Ложного Героя. (25)
Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: чтобы обнимать), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на последний вопрос "почему у тебя такие большие зубы" — чтобы съесть, волк проглотил девочку.
Карта - Появление друга - помощника. (6)
Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.
Карта -Враг оказывается поверженным. (17)
Охотник вбежал в дом и убил волка.
Карта - Счастливый конец. (27)
Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.
Карта - Мораль. (28)
А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.

Сказка «Лиса и Коза»

  1. Жили-были Лиса и Коза. Решили они пойти за грибами. Погода была теплая, солнечная. Надели они панамки, взяли корзины и пошли в лес.

3. Соседка Свинья их предупредила, что нельзя рвать ядовитые грибы.

Лисе попадались только несъедобные грибы, а Козе съедобные.

  1. Но Лиса все-таки собирала грибы и скоро ее корзинка была полна.
  1. Она решила перехитрить Козу и поменяла корзины.

22.К вечеру Коза и Лиса вернулись домой. Грибов у Козы было очень много, и она позвала Свинью на помощь.

25.Свинья и Коза начали перебирать грибы, и Свинья заметила подмену. Она очень рассердилась на Лису, а Коза очень обиделась на Лису. И больше уже Лиса и Коза не ходили вместе за грибами.

  1. Жили - были

3. Запрет

4. Нарушение запрета

8. Враг начинает действовать

22. Возвращение домой

25. Разоблачение ложного героя
Применение нового инновационного метода карт Проппа облегчает у детей запоминание и увеличивает объём их памяти путём образования дополнительных ассоциаций. У детей формируется интерес к сказкам. Они учатся пересказывать сказки, опираясь на карты Проппа, а в дальнейшем уже начинают сочинять свои собственные сказки.

IMG_256


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перессказ сказок с помощью карт Проппа Т.Н.Дерягина (с примерами занятий)

Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была  подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказ...

"Играем с картами Проппа"

В работе воспитателя ДОУ важное место отводится связной речи.В современном мире тяжело удивить ребенка,а тем более привлечь его фантазировать.Сейчас,родителям легче посадить ребенка у компьютера или т...

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

Технологическая карта (конспект) тематического занятия по картам Проппа

laquo;Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им»Г. Гегель...

Карты Проппа (изображение карт)

Что такое карты Проппа? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.П...

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.

Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....

«Ассоциативные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества»

В дошкольном возрасте, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психичес...