Развитие речи "Хлеб всему голова"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Развитие речи в старшей группе "Хлеб всему голова" + презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по  развитию речи в старшей группе «Хлеб от поля до стола»

Цель: Способствовать знакомству детей с процессом посадки  зерна и выпечки хлеба, бережного отношения к хлебу и труду людей, устанавливать причинно-следственные связи; дать детям представление о том, что хлеб – один из основных продуктов питания человека.

Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания.
Познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий.
Закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола.

Развивать грамматический строй речи (образованию родственных слов к слову «хлеб»).

Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Ход  НОД.

Организационный момент: 

Психогимнастика:

Ребята, представьте, что мы в поле.

       Представьте, что вы маленькие зернышки, брошенные в землю (сидя на корточках, сжаться в комочек, голову положить на колени и закрыть ее руками, лежит зернышко в земле – темно, сыро и мягко. Пригрело солнышко, прошел дождь. Зернышко набухло, лопнуло (медленно разворачиваемся, встаем на колени_ и показался первый росток (руки вместе поднимаем вверх). Пробил росточек землю и стали раскрываться листочки (руки вверх, запястья вместе, ладоши в стороны). Качается на ветру…. растет стебелек (вытягивается тело). Прошло время, окреп стебелек и появился колос (руки в стороны). На ветру колоски колышутся (дети колышутся). Под теплым солнцем вырастают колосья и набираются силы, созревает зерно.

Вот,  сколько замечательных колосков выросло в поле! (улыбнуться).

Вводная часть: Ребята, послушайте загадку:

Отгадать легко и быстро

Мягкий, белый и пушистый

Он и черный, он и белый

А бывает подгорелый  (хлеб)

- Да, конечно, же – это хлеб. Сегодня мы будем говорить о хлебе, 

Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? (Каша, булка с маслом, кофе). А вчера? (плов, салатхлеб, чай). А что вы кушаете на обед? (суп, картошка с котлетой, салат, компот, хлеб)

Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в обед и на ужин? Правильно, каждый день у нас на столе хлебХлеб – это главный продукт на нашем столе.

Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите(Ответы детей)

- Ребята, вчера я увидела такое, что затронуло меня до глубины души. Когда я проходила возле мусорного контейнера, на земле лежал хлеб, а рядом подростки играли хлебом в футбол. Разве такое возможно? Вы видели такое когда-нибудь?  Какое у вас было настроение? Вас это радует или расстраивает?

Есть такие слова – хлеб всему голова!

Русский народ испокон веков уважительно относился к хлебу. И он был самым главным на столе. Его берегли, не выбрасывали, всегда доедали, крошки отдавали птичкам, а черствый хлеб скармливали домашним животным.

Самым плохим поступком считалось уронить хотя бы крошку, самым плохим, растоптать крошки ногами.

Хлеб в старину называли «жито». Как вы думаете, почему?  Это название произошло от слова «жить».

Люди очень ценили хлеб!

Трудно и тяжело достается хлеб.  Многие люди помогают ему дойти до стола.

Но как же он появляется? Откуда он берется?

Основная часть: Предлагаю совершить виртуальную экскурсию, чтобы узнать все о хлебе. 

Его долгий путь от поля до стола.

И как все же пришел хлеб на наш стол. Ведь не сразу стали зерна стали хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно трудились на земле. Перед вами иллюстрации, с помощью которых мы проследим весь путь хлеба от зернышка до стола.

 «Хлеб от поля до стола»

Игра с картинками «Расставь правильно»

Кто работает на тракторе? (Тракторист)

Кто работает на комбайне? (Комбайнер)

Кто выращивает хлеб? (Хлеборобы)

Кто работает на мельнице? (Мельник)

Кто работает в пекарне? (Пекарь)

Какая профессия у человека который знает когда надо пахать, сеять, убирать? (Агроном)

Предлагаю поиграть и о хлебе рассказать.

Как мы назовем хлеб ласково? (хлебушек)

Как называется завод, где изготавливают хлеб? (хлебозавод)

Как называют человека, который работает на тракторе? (тракторист)

Человека, который работает на комбайне? (комбайнер)

Кто выпекает для нас вкусный хлеб? (пекарь)

А что пекут для нас наши мамы и бабушки? (пироги и оладушки)

Посмотрите (показ  муляжей)

Правильно - это булочки, калачи, бублики, пироги, ватрушки, крендельки, батоны, сушки и т.д.

Как мы назовем это одним словом? (хлебобулочные изделия)

Повторим чистоговорки:

Шки, шки, шки – мы любим пирожки

Жок,жок, жок- кушай детка пирожок

Ач, ач, ач- вот тебе калач

Чи, чи, чи – мы любим калачи.

Долго с вами мы играли и немножечко устали.

Физминутка

Едем полем друг за другом

На кочку наехали – (подпрыгнули)

В яму заехали – (присели)

Горку объехали – (повороты вправо, влево)

На поле приехали.

Игра с мячом образуем слово, родственное слову "хлеб"

Назови ласково хлеб (хлебушек).

Крошки хлеба какие? (хлебные).

Квас из хлеба как называется? (хлебный).

Прибор для резки хлеба (хлеборезка).

Посуда для хлеба (хлебница).

Кто выращивает хлеб? (хлебороб).

Кто печет хлеб? (хлебопек).

Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод).

Как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия).

Пока мы с вами играли, у нас в группе, появились колоски.

Посмотрите, в колоске не одно зернышко, а много.

«Колосок, как будто дом, много комнат в доме том, 

В каждой комнате зерно спелой зрелостью полно».

Что это за колоски?  Кто знает?

Люди, выращивая хлеб,  сажали в землю не только зернышки пшеницы, но и такой зерновой культуры, как рожь.

Какие колоски? (пшеничные, ржаные)

Колоски пшеничные и ржаные. Чем они отличаются друг от друга?

Какой получается хлеб из этих колосков? (пшеничный - белый и ржаной - темный)

(просмотр иллюстраций)

Так, как же к нам хлеб пришел?

Посмотрим, что же мы с вами сняли на камеру.

Но вот беда, у нас пропал звук,  и  исчезло изображение.

Но мы не будем расстраиваться, ведь вы у меня – помощники.

Кто из помощников хочет рассказать  путь хлеба от поля до стола?

Я вам немного помогу, картинки в помощь подарю.

Попробуем по картинкам проследить долгий путь хлеба.

(Рассказы детей ).

Ребята, а вы знаете, что Хлеб дружит со многими продуктами питания.

Игра с использованием картинок.

Посмотрите и угадайте, что получится?

Хлеб +масло +сыр +колбаса= бутерброд

Хлеб + огонь в печи = сухари

Хлеб + мясо + мясорубка = котлета.

Ребята, сегодня мы много узнали с вами о зернышке, колосках , хлебе, как хлеб к нам на стол пришел.

Вы, наверное,  обратили внимание, что у колоска очень много зернышек, как и нас с вами.

Мы чем-то похожи с колоском. Такие же дружные, как зернышки.

Предлагаю создать колосок нашей группы.

Продуктивная деятельность. Наш колосок. Рисование зёрнышек на колоске.

Итог: 

Повторим скороговорку:  чи, чи, чи – мы любим калачи.

Рефлексия:

И в заключении  нашей экскурсии,  предлагаю послушать замечательную песенку про хлеб и полакомиться вкусными калачиками.

       Сегодня, Ребята, вы узнали какой длинный путь хлеба на стол. Хлеб — самое главное богатство нашей Родины, создан он огромным трудом. Берегите хлеб!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хлеб всему голова

Слайд 2

Посевная

Слайд 5

Рожь и пшеница /

Слайд 6

Жатва

Слайд 9

Мельница /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по речевому развитию «Хлеб – всему голова» старшая группа

Задачи:Знания:   1.Формировать представление детей о том, что хлеб – основной продукт питания, кто и как выращивает, печет хлеб.    2.Знакомить детей со злаковыми растениями....

Конспект занятия по познавательному развитию "Хлеб - всему голова"

Систематизация знаний о хлебе и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений детей о получении муки из зерна....

Проект в подгоготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Хлеб-всему голова"

Проект в подгоготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Хлеб-всему голова"...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» «Хлеб — всему голова» (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие»«Хлеб — всему голова» (подготовительная к школе группа)...

НОД по познавательному развитию "ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА"

На  данном занятии ппроисходит формирование у детей представления о процессе выращивания и приготовления хлеба....