Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических понятий в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Фатыхова Ильвина Филюсовна

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических понятий в подготовительной группе на тему:

«Зимующие птицы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических понятий в подготовительной группе на тему:

«Зимующие птицы»

 Подготовила:       Фатыхова И.Ф

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • Уточнить и активизировать словарь детей по теме: «Зимующие птицы»;
  • Учить выделять характерные особенности птиц;
  • Упражнять в составлении предложений по вопросам логопеда;
  • Закрепить        образование        относительных        и        притяжательных прилагательных;
  • Совершенствовать навыки образования сложных прилагательных путем слияния прилагательного с существительным;
  • Совершенствовать        навыки        образования        существительных        и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • Закрепить употребление предлогов В, НА, ПОД, МЕЖДУ;
  • Совершенствовать навык употребления приставочных глаголов;
  • Учить        детей        пересказывать        рассказ        близко        к        тексту,        соблюдая логическую последовательность.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать словесно-логическое мышление через работу с загадками;
  • Корригировать общую и мелкую моторику;
  • Координировать речь и движение;
  • Формировать зрительно-моторную координацию;
  • Формировать пространственные представления;
  • Развивать планирующую функцию речи при составлении рассказа.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формировать бережное и ответственное отношение к природе.

Оборудование: презентация по теме, проектор, экран, магнитофон, карточки для индивидуальной работы (д/и «Лабиринт»).

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Орг.момент. (Дети на ковре)

Звучит музыка П.И.Чайковского «Зимнее утро».

  • Сегодня у нас необычный день – мы отправимся в зимний лес. Но сначала давайте улыбнемся друг другу – ведь в путь отправляются в хорошем настроении.
  • А сейчас произнесем сказочные слова «Раз, два, три, повернись, на лесной полянке окажись». (Дети поворачиваются вокруг себя.)
  • Вот мы и оказались на лесной опушке.
  1. Основная часть.

  1. Введение в тему.

  • Какое сейчас время года? (Зима.) (зимняя картина). (2 слайд)
  • Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль).
  • Зима бывает какая? (Зима холодная, снежная, ветреная, метельная, вьюжная…)

(3 слайд)

  • Мороз какой? (трескучий, сильный, крепкий) (4 слайд)
  • Снег        зимой        какой?        (белый,        искристый,        холодный,        пушистый,        легкий, скрипучий, блестящий) (5 слайд)
  • А почему зимой снег не тает? (Потому, что холодно.)
  • Почему зима самое холодное время года? (Потому, что солнце светит, но не греет.)
  • Как птицы спасаются от долгой и холодной зимы? (Многие улетают в теплые края.)
  • Как называются птицы, которые остались зимовать? (Зимующие птицы.)
  • Мы сегодня будем говорить о зимующих птицах. Давайте узнаем, какие птицы остались зимовать.
  1. Развитие словесно-логического мышления через работу с описательными загадками о зимующих птицах.

Логопед        читает        описательную        загадку,        дети        называют        птицу.        Логопед прикрепляет изображение птицы на макет дерева.

  • Отгадайте, кто прилетел на дерево. (6 слайд)
  1. Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине Он появится опять. (снегирь.)

  1. Спинкой зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

  1. Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая,

Самая болтливая. (сорока)

  1. У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком. По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. (сова)

  1. Клюв у птицы той не прост – Крепкий, загнут и внахлест, Невелик той птицы рост,

А зовут ту птицу … (клест).

  1. Птичка-невеличка Ножки имеет,

А ходить не умеет. Хочет сделать шажок

Получается прыжок….(воробей)

  1. Носит серенький жилет, Но у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: “Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!”…..(ворона)

- Кто прилетел на дерево? (на дерево прилетела синица, на дерево прилетела ворона и т.д.)

  1. Употребление предлогов в предложении. Ориентировка в пространстве.

  • Назовите птицу, которая сидит на нижней ветке.
  • Назовите птицу, которая сидит над клестом.
  • Назовите птицу, которая сидит слева от вороны (справа).
  • Назовите птицу, которая сидит под деревом.
  • Кто сидит выше всех?
  1. Составление предложений с использованием предлогов. Образование глаголов прошедшего времени множественного числа.

Д/и «Один – много» (7-13 слайд)

  • Скажи по образцу:

Воробей громко чирикает на ветке. – Воробьи громко чирикают на ветке. Сорока стрекочет на пне. - …

Клест клюет еловую шишку. - …

Синица проворно скачет по кормушке. - … Ворона важно ходит по скамейке. - …

Дятел звонко стучит по дереву. - … Сова ухает на дереве. - …

  1. Физкультминутка «В лесу темно…» (рядом со стульями)

В лесу темно,

Все спят давно,                дети складывают ладошки под наклоненную голову – «спят».

Все птицы спят,        Глаза закрыты

Одна сова не спит,        Показывают указательный палец

Летит, кричит.        Руки в стороны – машут крыльями.

Совушка – сова,

Большая голова,        большой круг руками

На суку сидит,        Руки согнуты в локтях на уровне груди –

«сова» сидит на ветке.

Головой вертит,        Повороты головы вправо – влево

Во все стороны глядит.

Да вдруг – как полетит.        Руки в стороны – машут руками.

  1. Называние частей тел. (15 слайд)

  • У всех птиц одинаковое строение. Назовите части тела птиц. (У птицы есть туловище, голова, клюв, хвост, лапки.)
  1. Образование        уменьшительно-ласкательных        форм прилагательных        и существительных, согласование этих форм.

Д/и «Назови ласково» (с мячом)

  • Назовите части тела птиц ласково по образцу:

У вороны черное перо – у вороны черненькое перышко. У снегиря серая спина – у снегиря серенькая спинка.

У сойки пестрые перья – у сойки пестренькие перышки. У дятла белая шея – у дятла беленькая шейка.

У воробья короткий хвост – у воробья коротенький хвостик. У клеста розовая голова – у клеста розовенькая головка.

У совы мягкие перья – у совы мягонькие перышки.

У сороки длинный хвост – у сороки длинненький хвостик. У синицы милые глаза – у синицы миленькие глазки.

У глухаря острые когти – у глухаря остренькие коготки.

  1. Образование сложных слов путем слияния двух корней.

  • Поиграем с птицами в игру «Назови одним словом»

У сороки белые бока, поэтому она какая? … белобокая.

У сороки длинный хвост, поэтому она какая? … длиннохвостая. У синицы желтая грудка, поэтому она какая? … желтогрудая.

У вороны черные крылья, поэтому она какая? … чернокрылая. У дятла длинный клюв, поэтому он какой? … длинноклювый. У снегиря красная грудка, поэтому он какой? … красногрудый.

У воробья короткий хвост, поэтому он какой? … короткохвостый. У дятла длинный хвост, поэтому он какой? … длиннохвостый.

  1. Координация речи с движением, развитие творческого воображения.

  • Ребята, в лесу холодно, давайте немного  погреемся.  Поиграем  в игру

«Воробей».

Среди белых голубей        дети идут по кругу, изображая голубей

Скачет шустрый воробей        в центре один ребенок – он скачет, как

воробей.

Воробушек – пташка,        дети встают лицом в круг, идут приставным

Серая рубашка.        шагом. «Воробей» пытается «вылетить» из

Откликайся, воробей!        круга; «голуби», взявшись за руки пускают его.

  • Вот мы и согрелись; чтобы не простудиться, нам надо вернуться в детский сад. Скажем вместе сказочные слова «Раз, два, три – повернись, в детском саду окажись».
  • Вот мы и в детском саду, теперь можно сесть на свои места.
  • Ручки на месте? – На месте!
  • Ножки на месте? – На месте!

- Локти у края? – У края!

- Спинка прямая? – Прямая!

  • Значит, мы можем продолжить нашу беседу.
  1. Пересказ рассказа «Кормушка» с опорой на вопросы и картинки. (16-17 слайд)

  • Ребята, а вы знаете, птицам зимой голодно. Как мы можем помочь птицам пережить долгую зиму? (Можно повесить кормушки и класть в них корм.)
  • Что можно положить в кормушку? (В кормушку можно положить зернышки, семечки, хлебные крошки, крупу.)
  • Куда можно повесить кормушку? (Кормушку можно повесить за окно, на дерево.)

А) Чтение текста с установкой на запоминание;

  • Мои дети тоже подкармливают птиц зимой. Послушайте, какая история с ними произошла. (Логопед читает текст, а дети следят по сюжетным картинкам.) (18- 19 слайд)

«Кормушка»

Дети смастерили кормушку и повесили ее на дерево. Насыпали хлебных крошек, пшена, спрятались за дерево и стали наблюдать.

Первой прилетела желтогрудая синичка и села на веточку. За ней прилетел шустрый воробей и сразу сел на кормушку.

Красногрудый снегирь приближался очень медленно. Сначала он сел на веточку, потом залетел за кусты и, наконец, очутился в кормушке.

А пестрый дятел сидел на высоком дереве за кустами и наблюдал за птицами. Вдруг прилетела серая шумная ворона, закричала, захлопала крыльями.

Птицы разлетелись в разные стороны. А ворона под кормушкой на снегу стала искать рассыпавшиеся крошки.

Ребята остались довольны своей кормушкой и вернулись домой.

Б) Ответы детей полными предложениями на вопросы логопеда;

  • Что смастерили дети?
  • Куда дети повесили кормушку?
  • Что они насыпали в кормушку?
  • Что стали делать дети после того, как повесили кормушку и насыпали корм?
  • Кто прилетел первый? Куда она села?
  • Кто прилетел за ней?
  • Куда сел воробей?
  • Как приближался осторожный снегирь?
  • Куда он сел сначала? Потом?
  • Кто вдруг прилетел?
  • Что она сделала?
  • Что сделали птицы?
  • Что стала делать ворона?
  • Что сделали ребята?

В) Повторное чтение текста с составлением плана.

  • Послушайте рассказ еще раз, запомните, что было вначале истории, в середине и в конце.
  1. Дети смастерили кормушку.
  2. Птицы прилетели к кормушке.
  3. Ворона распугала птиц.

Г) Название рассказа.

  • Как вы думаете, как можно назвать наш рассказ. (ответы детей)
  • Рассказ можно назвать по-разному, но выбираем самое короткое название

«Кормушка», потому, что все события связаны с кормушкой.

Д) Пересказ рассказа.

  1. Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

Лабиринт «Накорми птицу». (За столами.)

  • Давайте и мы покормим зимующих птиц.
  1. Образование относительных прилагательных. Д/и «Накорми свою птицу» (20 слайд)
  • Чем вы угостили птиц?

Я угостил снегиря рябиновыми ягодами.

Я угостила клеста еловыми шишками.

Я угостил ворону тыквенными семечками. Я угостил воробья хлебными крошками.

Я угостил сороку пшеничными зернами.

Я угостил глухаря подсолнечными семечками. Я угостил синицу пшенной крупой.

Я угостил дятла арбузными семечками. Я угостил сойку кедровыми орешками.

  1. Итог занятия. (21 слайд)

  • О ком мы сегодня говорили? (Мы говорили о зимующих птицах.)
  • Как люди помогают птицам зимой? (Люди мастерят на деревьях кормушки и кладут в них корм для птиц.)
  • Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Вы были внимательными и сообразительными, поэтому выполнили все задания.

Приложение

Ссылка на презентацию https://disk.yandex.ru/i/BIDPUKRXsyca5Q


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ в старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна».

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙв старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна»....

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи на тему: Cоставление загадок-описаний о зимующих птицах.

Материал занятия направлен на закрепление представлений детей об особенностях  внешнего вида и повадках зимующих птиц....

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной группы по теме: "Квест по стране сказок".

Конпект подгруппового занятия с использованием современных обучающих технологий (Сингапурская система дошкольного образования) с детьми подготовительной группы, имеющими общее недоразвитие речи III ур...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе по теме: " Относительные прилагательные"

Занятие направлено на совершенствование навыков словообразования и правильного употребления относительных прилагательных у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной группы с использованием метода биоэнергопластики.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной группы с использованием метода биоэнергопластики....

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических понятий в старшей группе. Тема: «Зимующие птицы»

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических понятий в старшей группе.Тема: «Зимующие птицы»...