Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических понятий в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических понятий в подготовительной группе на тему:
«Зимующие птицы»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.11 КБ | |
| 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических понятий в подготовительной группе на тему:
«Зимующие птицы»
Подготовила: Фатыхова И.Ф
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Уточнить и активизировать словарь детей по теме: «Зимующие птицы»;
- Учить выделять характерные особенности птиц;
- Упражнять в составлении предложений по вопросам логопеда;
- Закрепить образование относительных и притяжательных прилагательных;
- Совершенствовать навыки образования сложных прилагательных путем слияния прилагательного с существительным;
- Совершенствовать навыки образования существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- Закрепить употребление предлогов В, НА, ПОД, МЕЖДУ;
- Совершенствовать навык употребления приставочных глаголов;
- Учить детей пересказывать рассказ близко к тексту, соблюдая логическую последовательность.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать словесно-логическое мышление через работу с загадками;
- Корригировать общую и мелкую моторику;
- Координировать речь и движение;
- Формировать зрительно-моторную координацию;
- Формировать пространственные представления;
- Развивать планирующую функцию речи при составлении рассказа.
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать бережное и ответственное отношение к природе.
Оборудование: презентация по теме, проектор, экран, магнитофон, карточки для индивидуальной работы (д/и «Лабиринт»).
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Орг.момент. (Дети на ковре)
Звучит музыка П.И.Чайковского «Зимнее утро».
- Сегодня у нас необычный день – мы отправимся в зимний лес. Но сначала давайте улыбнемся друг другу – ведь в путь отправляются в хорошем настроении.
- А сейчас произнесем сказочные слова «Раз, два, три, повернись, на лесной полянке окажись». (Дети поворачиваются вокруг себя.)
- Вот мы и оказались на лесной опушке.
Основная часть.
Введение в тему.
- Какое сейчас время года? (Зима.) (зимняя картина). (2 слайд)
- Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль).
- Зима бывает какая? (Зима холодная, снежная, ветреная, метельная, вьюжная…)
(3 слайд)
- Мороз какой? (трескучий, сильный, крепкий) (4 слайд)
- Снег зимой какой? (белый, искристый, холодный, пушистый, легкий, скрипучий, блестящий) (5 слайд)
- А почему зимой снег не тает? (Потому, что холодно.)
- Почему зима самое холодное время года? (Потому, что солнце светит, но не греет.)
- Как птицы спасаются от долгой и холодной зимы? (Многие улетают в теплые края.)
- Как называются птицы, которые остались зимовать? (Зимующие птицы.)
- Мы сегодня будем говорить о зимующих птицах. Давайте узнаем, какие птицы остались зимовать.
Развитие словесно-логического мышления через работу с описательными загадками о зимующих птицах.
Логопед читает описательную загадку, дети называют птицу. Логопед прикрепляет изображение птицы на макет дерева.
- Отгадайте, кто прилетел на дерево. (6 слайд)
- Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине Он появится опять. (снегирь.)
- Спинкой зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
- Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
- У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком. По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (сова)
- Клюв у птицы той не прост – Крепкий, загнут и внахлест, Невелик той птицы рост,
А зовут ту птицу … (клест).
- Птичка-невеличка Ножки имеет,
А ходить не умеет. Хочет сделать шажок
Получается прыжок….(воробей)
- Носит серенький жилет, Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: “Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!”…..(ворона)
- Кто прилетел на дерево? (на дерево прилетела синица, на дерево прилетела ворона и т.д.)
Употребление предлогов в предложении. Ориентировка в пространстве.
- Назовите птицу, которая сидит на нижней ветке.
- Назовите птицу, которая сидит над клестом.
- Назовите птицу, которая сидит слева от вороны (справа).
- Назовите птицу, которая сидит под деревом.
- Кто сидит выше всех?
- Составление предложений с использованием предлогов. Образование глаголов прошедшего времени множественного числа.
Д/и «Один – много» (7-13 слайд)
- Скажи по образцу:
Воробей громко чирикает на ветке. – Воробьи громко чирикают на ветке. Сорока стрекочет на пне. - …
Клест клюет еловую шишку. - …
Синица проворно скачет по кормушке. - … Ворона важно ходит по скамейке. - …
Дятел звонко стучит по дереву. - … Сова ухает на дереве. - …
- Физкультминутка «В лесу темно…» (рядом со стульями)
В лесу темно,
Все спят давно, дети складывают ладошки под наклоненную голову – «спят».
Все птицы спят, Глаза закрыты
Одна сова не спит, Показывают указательный палец
Летит, кричит. Руки в стороны – машут крыльями.
Совушка – сова,
Большая голова, большой круг руками
На суку сидит, Руки согнуты в локтях на уровне груди –
«сова» сидит на ветке.
Головой вертит, Повороты головы вправо – влево
Во все стороны глядит.
Да вдруг – как полетит. Руки в стороны – машут руками.
Называние частей тел. (15 слайд)
- У всех птиц одинаковое строение. Назовите части тела птиц. (У птицы есть туловище, голова, клюв, хвост, лапки.)
Образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных и существительных, согласование этих форм.
Д/и «Назови ласково» (с мячом)
- Назовите части тела птиц ласково по образцу:
У вороны черное перо – у вороны черненькое перышко. У снегиря серая спина – у снегиря серенькая спинка.
У сойки пестрые перья – у сойки пестренькие перышки. У дятла белая шея – у дятла беленькая шейка.
У воробья короткий хвост – у воробья коротенький хвостик. У клеста розовая голова – у клеста розовенькая головка.
У совы мягкие перья – у совы мягонькие перышки.
У сороки длинный хвост – у сороки длинненький хвостик. У синицы милые глаза – у синицы миленькие глазки.
У глухаря острые когти – у глухаря остренькие коготки.
Образование сложных слов путем слияния двух корней.
- Поиграем с птицами в игру «Назови одним словом»
У сороки белые бока, поэтому она какая? … белобокая.
У сороки длинный хвост, поэтому она какая? … длиннохвостая. У синицы желтая грудка, поэтому она какая? … желтогрудая.
У вороны черные крылья, поэтому она какая? … чернокрылая. У дятла длинный клюв, поэтому он какой? … длинноклювый. У снегиря красная грудка, поэтому он какой? … красногрудый.
У воробья короткий хвост, поэтому он какой? … короткохвостый. У дятла длинный хвост, поэтому он какой? … длиннохвостый.
Координация речи с движением, развитие творческого воображения.
- Ребята, в лесу холодно, давайте немного погреемся. Поиграем в игру
«Воробей».
Среди белых голубей дети идут по кругу, изображая голубей
Скачет шустрый воробей в центре один ребенок – он скачет, как
воробей.
Воробушек – пташка, дети встают лицом в круг, идут приставным
Серая рубашка. шагом. «Воробей» пытается «вылетить» из
Откликайся, воробей! круга; «голуби», взявшись за руки пускают его.
- Вот мы и согрелись; чтобы не простудиться, нам надо вернуться в детский сад. Скажем вместе сказочные слова «Раз, два, три – повернись, в детском саду окажись».
- Вот мы и в детском саду, теперь можно сесть на свои места.
- Ручки на месте? – На месте!
- Ножки на месте? – На месте!
- Локти у края? – У края!
- Спинка прямая? – Прямая!
- Значит, мы можем продолжить нашу беседу.
Пересказ рассказа «Кормушка» с опорой на вопросы и картинки. (16-17 слайд)
- Ребята, а вы знаете, птицам зимой голодно. Как мы можем помочь птицам пережить долгую зиму? (Можно повесить кормушки и класть в них корм.)
- Что можно положить в кормушку? (В кормушку можно положить зернышки, семечки, хлебные крошки, крупу.)
- Куда можно повесить кормушку? (Кормушку можно повесить за окно, на дерево.)
А) Чтение текста с установкой на запоминание;
- Мои дети тоже подкармливают птиц зимой. Послушайте, какая история с ними произошла. (Логопед читает текст, а дети следят по сюжетным картинкам.) (18- 19 слайд)
«Кормушка»
Дети смастерили кормушку и повесили ее на дерево. Насыпали хлебных крошек, пшена, спрятались за дерево и стали наблюдать.
Первой прилетела желтогрудая синичка и села на веточку. За ней прилетел шустрый воробей и сразу сел на кормушку.
Красногрудый снегирь приближался очень медленно. Сначала он сел на веточку, потом залетел за кусты и, наконец, очутился в кормушке.
А пестрый дятел сидел на высоком дереве за кустами и наблюдал за птицами. Вдруг прилетела серая шумная ворона, закричала, захлопала крыльями.
Птицы разлетелись в разные стороны. А ворона под кормушкой на снегу стала искать рассыпавшиеся крошки.
Ребята остались довольны своей кормушкой и вернулись домой.
Б) Ответы детей полными предложениями на вопросы логопеда;
- Что смастерили дети?
- Куда дети повесили кормушку?
- Что они насыпали в кормушку?
- Что стали делать дети после того, как повесили кормушку и насыпали корм?
- Кто прилетел первый? Куда она села?
- Кто прилетел за ней?
- Куда сел воробей?
- Как приближался осторожный снегирь?
- Куда он сел сначала? Потом?
- Кто вдруг прилетел?
- Что она сделала?
- Что сделали птицы?
- Что стала делать ворона?
- Что сделали ребята?
В) Повторное чтение текста с составлением плана.
- Послушайте рассказ еще раз, запомните, что было вначале истории, в середине и в конце.
- Дети смастерили кормушку.
- Птицы прилетели к кормушке.
- Ворона распугала птиц.
Г) Название рассказа.
- Как вы думаете, как можно назвать наш рассказ. (ответы детей)
- Рассказ можно назвать по-разному, но выбираем самое короткое название
«Кормушка», потому, что все события связаны с кормушкой.
Д) Пересказ рассказа.
Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Лабиринт «Накорми птицу». (За столами.)
- Давайте и мы покормим зимующих птиц.
- Образование относительных прилагательных. Д/и «Накорми свою птицу» (20 слайд)
- Чем вы угостили птиц?
Я угостил снегиря рябиновыми ягодами.
Я угостила клеста еловыми шишками.
Я угостил ворону тыквенными семечками. Я угостил воробья хлебными крошками.
Я угостил сороку пшеничными зернами.
Я угостил глухаря подсолнечными семечками. Я угостил синицу пшенной крупой.
Я угостил дятла арбузными семечками. Я угостил сойку кедровыми орешками.
Итог занятия. (21 слайд)
- О ком мы сегодня говорили? (Мы говорили о зимующих птицах.)
- Как люди помогают птицам зимой? (Люди мастерят на деревьях кормушки и кладут в них корм для птиц.)
- Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Вы были внимательными и сообразительными, поэтому выполнили все задания.
Приложение
Ссылка на презентацию https://disk.yandex.ru/i/BIDPUKRXsyca5Q
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ в старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна».
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙв старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна»....
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи на тему: Cоставление загадок-описаний о зимующих птицах.
Материал занятия направлен на закрепление представлений детей об особенностях внешнего вида и повадках зимующих птиц....

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной группы по теме: "Квест по стране сказок".
Конпект подгруппового занятия с использованием современных обучающих технологий (Сингапурская система дошкольного образования) с детьми подготовительной группы, имеющими общее недоразвитие речи III ур...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Транспорт"
Закрепление и обобщение знаний о транспорте....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе по теме: " Относительные прилагательные"
Занятие направлено на совершенствование навыков словообразования и правильного употребления относительных прилагательных у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи...
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной группы с использованием метода биоэнергопластики.
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной группы с использованием метода биоэнергопластики....

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических понятий в старшей группе. Тема: «Зимующие птицы»
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических понятий в старшей группе.Тема: «Зимующие птицы»...
