Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических понятий в старшей группе. Тема: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических понятий в старшей группе.
Тема: «Зимующие птицы»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 840.96 КБ | |
| 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических понятий в старшей группе.
Тема: «Зимующие птицы»
Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: сенсорная доска с презентацией, наборное полотно, картинки с изображением зимующих птиц, мяч, цветные карандаши, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки».
Ход занятия
№ | Этапы | Действия логопеда | Действия детей |
1 | Организ.момент | -Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года? Что вы видите на снегу? Кто их оставил? Чьи следы? (2 слайд) Логопед предлагает сесть на стулья и каждому взять по одной предметной картинке. – Рассмотрите картинки и назовите. – Как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это? | Здороваются. Отвечают на вопросы: -следы -птицы -птичьи Дети садятся на свои места и рассматривают картинки. Ответы детей: -птицы -зимующие птицы |
2 | Артикуляционная гимнастика | -Прежде чем начать работу, разомнем наш язычок. Выполняем упражнения: • «Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам»; • «Птенчики ждут пищу» сделать «чашечку» из языка и удерживать ее под счет до 6; • «Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны. Упражнение выполняется 5-7 раз; • «Аист». Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта, удерживать под счет до 5 – 10; • «Клест». Вытянуть язык и свернуть его трубочкой, удерживать под счет до «шести—восьми». -Молодцы! | Дети придвигают к себе зеркала и выполняют комплекс артикуляционной гимнастики. |
3 | Введение в тему | – Как называются птицы, которые остаются зимовать? – Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии? – Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. (3 слайд) | Дети отвечаю на вопросы. |
4 | Рассматривание картинок | – Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей). – А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири). – Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья. (4 слайд) – У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные. (5 слайд) – Расскажите мне про ворону. Какая она? (6 слайд) – Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья. (7 слайд) – Какой он? – Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел. (8 слайд) Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает? – Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков. – Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?(9 слайд) – Какие это птицы? (зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края) Назовите известных вам зимующих птиц. | Внимательно слушают и рассматривают картинки птиц на доске. Ответы детей: -большая, черная, важная, хитрая. Ответы детей: -маленький, серенький, шустрый, быстрый Ответы детей: -Голубь большой, сизый, воркующий. Ответы детей: Зимующие птицы: голубь,ворона,сорока,воробей,синица,снегирь,дятел |
5 | Пальчиковая гимнастика | - А давайте поиграем с нашими пальчиками. Пальчиковое упражнение «Дятел» Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец | Дети повторяют упражнение |
6 | Упражнение «Спрячь слоги в ладошки» | – Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова: Синица си-ни-ца. Снегирь сне-гирь Ворона во-ро-на. Голубь го-лубь – А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его. | Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах |
7 | Игра «Какой птички не стало?» | На интерактивной доске — четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. А сейчас проверим, кто из вас внимателен. Посмотрите внимательно на доску и назовите какой птички не стало?(10-15 слайд) | Дети выполняют задания и называют каких птичек не стало |
8 | Упражнение «Назови » (с мячом) | – Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково». Снегирь, синица, голубь, воробей птица – птичка синица – синичка воробей – воробышек – воробьишко снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек голубь – голубка, голубок | Дети выполняют задание. Называют ласково название птиц |
9 | Составление предложений по картине | – Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.(16 слайд) – Как называется домик с кормом для птиц? – Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку? – Какие птицы прилетели к кормушке? – Сколько птиц прилетело? – Что едят воробьи ? – Почему нужно помогать птицам зимой? Логопед добивается полных ответов от детей. | Дети внимательно рассматривают картину и отвечают на вопросы: -кормушка -люди , взрослые - к кормушке прилетели ворона,синицы,воробьи,снегирь -к кормушке прилетело 6 птиц - воробьи едят хлебушек |
10 | Упражнение-игра «Угадай птицу по силуэту» | -Ребята предлагаю вам поиграть в интересную игру «Угадай птицу по силуэту» -Проверим кто из вас хорошо знает зимующих птиц | Дети угадывают птиц по силуэтам |
11 | Физминутка «Снегири» | -Пришло время нам отдохнуть. Давайте мы с вами превратимся в снегирей. Вот на ветке, посмотри, В красных майках снегири. Распушили пёрышки, Греются на солнышке. Головой вертят, Улететь хотят. Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью! | Дети повторяют движение за логопедом. Опущенными руками хлопают себя по бокам. Показывают грудку руками. Мелко потряхивают кистями опущенных рук. Повороты головой влево - вправо. Бегут по кругу, взмахивая руками. |
12 | Упражнение «Каких птиц много на дереве?» | Логопед прикрепляет на фланелеграф макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц. – Вы очень хорошие предложения придумали по картине, а теперь посмотрите – на дерево прилетело много птиц. Давайте про них скажем так: На дереве много… синиц. На дереве много… снегирей. На дереве много…голубей. | Дети отвечают полными предложениями на задания логопеда |
13 | Упражнение «Посчитай-ка» | -Давайте каждый из вас рассадит птиц на ветке большого дерева и посчитает сколько птичек. – Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве. Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей. (Воробей, синица). | Каждый из детей подходит и рассаживает птиц на дерево Считают сколько получилось птичек на дереве |
14 | Задание в группе «Раскрась снегиря» | - Каждому на стол я раздала листочки с раскраской. Вам необходимо обвести снегиря по точкам и раскрасить картину. | |
15 | Итог занятия | -– Вспомните, о чём мы говорили на занятии? – Что мы делали на занятии? – Что понравилось? Оценка детей. | Дети отвечают на вопросы и прощаются. |
ССЫЛКА НА ПРЕЗЕНТАЦИЮ: https://disk.yandex.ru/i/kaSC-EIi3UtjcQ
Приложение
Дидактическая игра «Рассади птичек на дерево»
Цель: закрепить умение согласовывать числительные 1-5 с существительными. Детям предлагается сосчитать птиц до пяти, используя числительные.
- Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей.
- Одна синица, …две …, три …, четыре …, пять… .
- Одно перо, два …, три …, четыре …, пять …. и т.п.
Интерактивная игра «Какой птицы не стало?»( в презентации)
Цель: упражнять в употреблении падежных форм существительных (родительный падеж).
На проектной доске размещены 4-5 картинок с изображением зимующих птиц. Педагог просит детей закрыть глаза, а сам в это время перелистывает следующий слайд на доске. Затем взрослый спрашивает: «Какой птицы не стало?» Дети отвечают: «Не стало воробья», «Не стало снегиря» и т.д.
Интерактивная игра «Угадай птицу по силуэту» (в презентации)
Цель: учить детей находить изображения птиц по силуэтам. Закрепить знания детей о внешнем виде птиц. Способствовать развитию концентрации внимания. Развивать зрительное восприятие наблюдательность, зрительную память, логическое мышление, усидчивость.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Снегирь Снегири - спокойные , степенные птицы. И звук голоса у них особый-они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера-они тоже наши гости.
Синица Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.
Ворона Носит серенький жилет , Но у крыльев — черный цвет . Видишь , кружат двадцать пар И кричат: « Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар !»
Воробей Воробьи - юркие , веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.
Дятел Дятла называют «лесной доктор». Он не только очень красивая птичка, но и очень полезная. У дятла острый длинный клюв, он им долбит дупла и щели. А еще у дятла особенный язык. Он очень длинный (язык у него больше головы!!!), гибкий, тонкий, с острым кончиком и очень клейкий. Языком он достает насекомых из-под коры деревьев и этим спасает деревья от гибели.
Голубь Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.
Игра «Какой птички не стало?»
Игра «Какой птички не стало?»
Игра «Какой птички не стало?»
Игра «Какой птички не стало?»
Игра «Какой птички не стало?»
Игра «Какой птички не стало?»
Угадай птицу по силуэту
Спасибо за внимание ! Подготовила студент Фатыхова И.Ф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «День рождения в Лесу»
Программные задачи:формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;активизировать, у...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Мы построим Зайцу дом и друзей всех позовем»
Программные задачи:учить дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу «строить»;учить самостоятельно по смыслу подбирать нужный приставочный глаг...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Всех излечит, исцелит, Добрый Доктор Айболит»
Программные задачи:учить детей образовывать существительные в дательном падеже единственного и множественного числа;упражнять в согласовании числительных с существительными;обогащать, активизиро...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Осенний день с Матроскиным в Простоквашино»
Программные задачи:формировать умение употреблять существительные в единственном и множественном числе;закреплять навык образования существительных...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Лесная школа»
Программные задачи:упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных от существительных и включать их в предложения;закрепить и расширить знания детей о диких животных;развивать мышлен...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «В волшебном саду»
Программные задачи:практическое усвоение способа словообразования и использование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами;обогащать, расширять словарьразвивать память, мышление, ...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Встреча с Веселым Поваренком»
Программные задачи:практическое использование в речи приставочных глаголов: наливает, поливает, выливает;упражнять в построении простого предложения;обогащать словарь по лексической теме;развива...



