Конспект занятия по развитию речи (Ознакомлению с художественной литературой) для воспитанников средней группы "Сундучок сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Форма образовательной деятельности: занятие
Вид занятия: тематическое
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».)
Форма организации: Групповая (подгрупповая)
Цель: обобщение и закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания детей о русских народных сказках, отвечать на вопросы по содержанию сказок; активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими.
Развивающие:
- обогащать словарь детей словами народной лексики (мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок, добиваться правильного и четкого произношения слов;
- активизировать речь детей во время рассматривания иллюстраций к сказкам, картинок с изображением героев сказок, используя в речи пространственные предлоги;
- развивать желание импровизировать сюжеты знакомых детям сказок, используя средства выразительности: мимику, жесты, движения;
Воспитательные:
- продолжать формировать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, умение сопереживать героям, приходить на помощь;
- продолжать воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам; желание слушать сказки.
- развивать эстетическое восприятие художественных образов и эмоциональное отношение к ниВиды детской деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №142”
Конспект занятия по развитию речи (Ознакомлению с художественной литературой) для воспитанников средней группы "Сундучок сказок"
Подготовила воспитатель: Клушкина
Полина Сергеевна
2025 год
Форма образовательной деятельности: занятие
Вид занятия: тематическое
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».)
Форма организации: Групповая (подгрупповая)
Цель: обобщение и закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания детей о русских народных сказках, отвечать на вопросы по содержанию сказок; активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими.
Развивающие:
- обогащать словарь детей словами народной лексики (мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок, добиваться правильного и четкого произношения слов;
- активизировать речь детей во время рассматривания иллюстраций к сказкам, картинок с изображением героев сказок, используя в речи пространственные предлоги;
- развивать желание импровизировать сюжеты знакомых детям сказок, используя средства выразительности: мимику, жесты, движения;
Воспитательные:
- продолжать формировать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, умение сопереживать героям, приходить на помощь;
- продолжать воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам; желание слушать сказки.
- развивать эстетическое восприятие художественных образов и эмоциональное отношение к ниВиды детской деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная.
Методы и приемы:
Наглядные: демонстрация иллюстраций, мнемотаблиц.
Игровые: сюрпризный момент, создание воображаемой ситуации.
Словесные: беседа, художественное слово, рассказ педагога и детей.
Практические: музыкальная физминутка.
Материалы и оборудование:
Раздаточный: раскраски по сказкам
Демонстрационный: сундучок с книжками, разрезные картинки из серии русских народных сказок, лабиринт на полу, чудесный мешочек, телевизор, телефон; медведь на пеньке, атрибуты к сказкам «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и журавль», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», аудиозаписи голосов героев сказки, книги русских народных сказок, мнемотаблицы и картинки к русским народным сказкам на магнитной доске.
Предварительная работа воспитателя:
Чтение русских народных сказок по программе «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и журавль», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстраций и складывание разрезных картинок к этим сказкам; отгадывание загадок про героев сказок; беседы на тему «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»; игры – драматизации по прочитанным сказкам «Теремок»; игры в настольный театр «Заюшкина избушка»; показ кукольного театра по сказке «Три медведя».
Организация детей:
Начало занятия происходит в группе на ковре, дети стоят в кругу;
Переходят к доске, садятся за столы перед учебной доской и мольбертом;
В конце занятия переходят на ковер к сундучку.
Ход занятия:
Часть 1 (Вводная)
ПРИВЕТСТВИЕ
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас здоровыми и веселыми. Сегодня необычное занятие. Нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у нас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Дети, возьмёмся за руки и встанем в круг.
(Воспитатель встает в круг вместе с детьми и произносит слова):
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся».
Воспитатель: Дети, а любите ли вы сказки? (ответы детей)
Я их тоже очень люблю, ведь именно сказка ведет нас в мир волшебных приключений и историй. Дети, а знаете ли вы, откуда берутся сказки? (Ответы детей: Их составляют писатели, народ)
Воспитатель проводит дидактическую игру «Подскажи слово».
>Если сказку придумал народ, то она (народная).
>Если в сказке есть волшебство, то она (волшебная).
>Если в сказке есть загадка, то она (загадочная).
>Если в сказке есть мудрость, то она (мудрая).
>Если в сказке есть добро, то она (добрая).
>Если в сказке есть чудеса, то она (чудесная).
Часть 2 (Основная)
Воспитатель:
Игровая ситуация.
Воспитатель: Сегодня у нас в группе с самого утра происходят
настоящие чудеса, к нам в группу попала вот эта большая шкатулка - настоящий сундук, а в ней что то лежит. Я обещала вам открыть сундук на занятии, и вот время пришло. (Дети проходят к сундучку и воспитатель предлагает разместиться вокруг сундука на коврик и достает письмо, зачитывает содержание письма.)
Текст письма:
Здравствуйте дорогие ребята! Я Алёнушка, из волшебного царства, обращаюсь к вам за помощью. В нашем царстве всегда было согласие, доброта и дружба. Все сказочные жители жили в мире, пока не появился злой колдун и своими выходками всех не перессорил. Да еще и сказки перепутал. А чтобы сказки вернулись в свои книжки надо решить трудные задачи, а я никак не могу сама справиться. Что мне делать? (Ответы детей) А задания вы найдете в сундуке!
Проблемная ситуация: Что будем делать? Как помочь?
Воспитатель: Конечно, мы не можем оставить Алёнушку без помощи, откроем сундук и посмотрим, какие задания приготовил колдун и поможем Алёнушке их выполнить. Готовы помочь тому, кто просит нас о помощи?
(Воспитатель достает конверт с загадками, картинки со сказочными персонажами для каждого ребенка, лежат на столе. Дети проходят и садятся за столы.)
Задание № 1
Воспитатель: Я читаю загадку, а вы быстро отгадываете загадку и находите изображение на картинке и показываете картинку-отгадку)
Воспитатель: Слушайте внимательно первую загадку. Я уверена, что эту загадку вы отгадаете. Ее вам рассказывали, когда вы еще были совсем маленькими:
Из муки он был печён, а сметане был мешён,
На окошко покатился.
А когда он в лесу встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог Кто это?
А что за сказка? («Колобок».)
Воспитатель: Кого ещё встретил колобок на своём пути? (Зайца, волка, медведя, лиса)
- Как вы думаете, в этой сказке лиса какая? (Хитрая, рыжая, пушистая, красивая.)
Воспитатель: Вот вам и вторая загадка.
Только за козой закрылась дверь,
Тут как тут уже голодный зверь.
Кто это? (Волк)
-Знает сказку каждый из моих ребят, это сказка… («Волк и семеро козлят».)
- Назовите героев этой сказки. (Волк, козлята и коза.)
- Какая коза в этой сказке? (Добрая, заботливая, ласковая, нежная.)
- Какой волк в этой сказке? (Злой, хищный, зубастый, серый.)
-А козлята какие? (Дружные.)
Воспитатель: Слушайте третью загадку:
Его украла лиса,
Тащит за горы, несёт за леса.
Кого утащила лиса? (Петушок)
Воспитатель: Как называется эта сказка? («Кот, петух и лиса».)
-С кем жил кот? (Кот жил с петушком.)
-Кто утащил петуха? (Утащила лиса.)
-Что нельзя делать, если вы остались одни дома? (Ответы детей) Открывать дверь незнакомым людям и выглядывать в окно)
Молодцы справились с заданием, а вот и следующее задание.
Задание №2
Воспитатель: Внимательно посмотрите и скажите, все ли картинки из сказки «Гуси - лебеди»? (Дети угадывают, что одна карточка из сказки «Маша и медведь»)
Воспитатель: Молодцы, дети, справились с заданием. А Мишка нас поджидает на пеньке и у него очень яркий чудесный мешочек. Он отдаст мешочек Лёше, Артёму и Злате если они правильно переберутся через лабиринт на полу (Воспитатель предлагает некоторым детям перейти через лабиринт на полу)
Воспитатель: Дети выполняют индивидуальное задание и приносят волшебный мешочек. Что в нем? Как угадать что в нем, нам помогут ваши пальчики на ощупь. (Дети достают предметы из «чудесного мешочка», угадывают и называют, из какой они сказки: золотое яичко, скалочка, мешочек с зёрнышками, кувшин, репка, пирожок. Дети если не могут отгадать на ощупь, то достают и смотрят и отвечают)
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием мы справились.
Физкультминутка "Жил был котик"
Жил-был котик
Лежал он на диване, лапки вытянул (руки ладошками вниз на коленях,
коготочки втянул (руки в кулаки).
Услышал шум, побежал посмотреть (кулак-ладонь).
Видит бабушка клубочки мотает: большой, побольше, поменьше и самый маленький (выполняют колечки).
Расшалился котик, разбросал клубочки, все ниточки перепутал (путаница)
Рассердилась бабушка, отругала котика (кулак-ребро,
Убежал котик (кулак-ладонь).
А бабушка позвала внучат и попросила их распутать ниточки. Помогли внучата.
И получились у неё клубочки: большой, побольше, маленький и самый маленький (выполняют колечки).
А котёнку девочка мячик дала (показывают мяч)
И котёнок с мячом играть стал (кулак-ребро-ладонь).
А внучата стали танцевать лезгинку (выполнение руками лезгинки).
Тут и сказочке конец, кто всё сделал молодец.
Задание №3
Воспитатель: Дети, а вы любите петь? Вот и герои сказок любят распевать свои песенки да повторять волшебные слова. Вот чьи-то волшебные голоса предлагают нам угадать «Кто же это с нами разговаривает да песенки напевает?»
Дидактическая игра «Чьи это слова?»
Воспитатель: Ребята, вначале надо послушать «Кто же это поет или говорит? Из какой сказки?», а потом назвать героя сказки, которому принадлежит песня, фраза и как сказка называется. (Герои могут говорить за ширмой, из телефона, дети должны угадать подойти к столу и показать игрушку или картинку с изображением героя)
;Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» (Колобок из сказки «Колобок»)
;Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша из сказки «Маша и медведь»)
;Печка, матушка, спрячь нас!» (Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)
;Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» (Лиса из сказки «Заюшкина избушка)
Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием. Алёнушка будет рада. Все сказки узнали и разгадали. Остались ли еще задания для нас в сундучке?
Воспитатель: Давайте пройдём на ковер и откроем сундучек.
Часть 3 (Заключительная. Рефлексия занятия.)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось помогать Маше? (Ответы детей) И мне понравилось как вы дружно выполняли задания.
-Мне понравилась путешествие по сказкам, а вам ребята? (Ответы детей)
-Мне понравилась сказка Гуси-лебеди, а вам какие сказки запомнились? (Ответы детей)
Воспитатель: Пора сундук закрывать и Алёнушке передавать, да ждать от нее следующего письма. (Заглядывает в сундук чтобы положить отгадки на загадки и видит красивый конверт)
Воспитатель: Но здесь еще какой то сюрприз! Как я люблю сюрпризы, а вы? (В конверте раскраски по сказкам. Воспитатель показывает детям картинки они называют сказки. Воспитатель обещает, что после сна они их раскрасят и дома расскажут маме и папе свои любимые сказки).
Воспитатель: Мне очень понравилось, какими вы были активными, добрыми, веселыми на сегодняшним занятии. И я хочу вам сказать за это большое спасибо. Давайте ребята мы с вами себе похлопаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по развитию речи( ознакомлению с художественной литературой)
Чтение и разучивание стихотворения "Надувала кошка шар"...

Конспект занятия по развитию речи с элементами художественной литературы в средней группы «В стране сказок»
Развитие речи...

Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой.Тема: "Дорога добра"
Занятие для детей в средней группе по нравственному воспитанию....

Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой.
Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой. Тема: Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова "Детсвто" с использованием логоритмики....
Конспект занятия по развитию речи с чтением художественной литературы в средней группе
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие.Цель занятия развитие речи детей; прививание детям интереса к чтению.Задачи занятия :Образовательн...

Конспект занятия по развитию речи (ознакомление с художественной литературой) на тему «Сивка-Бурка»
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, знакомство с русской народной сказкой «Сивка-бурка» в обработке М. Булатова....

Конспект занятия по развитию речи и чтению художественной литературы в средней группе. Сказка В. А Осеевой «Сороки»
Цель: развивать у детей умения понимать, оценивать поступки и чувства через чтение художественной литературы.Задачи:-развивать у детей умение слушать художественное произведение, оценивать поведе...
