конспект занятия по речевому и художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы Тема: «Наш друг Пиши-Читай».
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

Крапивина Наталья Николаевна
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
 Виды деятельности
Игровая
Коммуникативная
Познавательная
Продуктивная
 Цель: дать возможность детям показать усвоенные знания, умения и навыки в образовательных областях «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи: 
Образовательные:
1.Закреплять и систематизировать знания о гласных и согласных звуках и буквах русского языка.
2.Закреплять умение определять место нахождения звука в слове, давать характеристику звукам (гласный-согласный, согласный твердый-мягкий); определять ударный звук.
3.Закреплять навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове; составлять слова из заданных слогов.
4.Продолжать формировать умение составлять из слов предложения, схемы предложений; уточнить знания о знаках препинания в конце предложения.
5.Побуждать детей, доступными им приёмами лепки (раскатывание, скатывание, скручивание, вдавливание), создавать образ предмета (буквы) по представлению, добиваясь выразительности с помощью внесения других материалов (бисера, бумаги, фольги и т.д.).
Развивающие:
1. Развивать внимание и сообразительность, логическое мышление и память.
2. Способствовать формированию познавательного интереса детей, создать атмосферу сотрудничества и поиска, способствующую развитию познавательных способностей и формированию личного отношения к окружающему.
3. Формировать умение логически мыслить, выполнять умозаключения, опираясь на приобретенные знания и опыт; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
4. Развивать детское творчество в процессе продуктивной деятельности, мелкую моторику рук и умение использовать разные средства выразительности при создании образа.
Воспитательные:
1.Воспитывать у детей нравственные чувства и отношения: дружелюбие, готовность прийти на помощь.
2. Воспитывать интерес к лепке; формировать культуру творческой деятельности и совершенствовать навыки лепки.
Форма проведения:  Игра-путешествие.
Методические приемы: Игровая ситуация, объяснение заданий, вопросы к детям, работа с раздаточным материалом, выполнение творческого задания.
Оборудование: магнитная доска, письмо, изображения гнома Пиши-Читай и Опечатки на листах формата А2, мяч, музыкальный центр, фоновая музыка для лепки, песня «Паровоз Букашка».
Демонстрационный материал: изображения двух домов с красной и синей крышами, вагончиков поезда на листах формата А2; карточки со словами «врачи», «зуб», «майки», «розы», «двери»; карточки-схемы «Составь предложение», знаки препинания в конце предложения, схемы деления слов на слоги,
Раздаточный материал: гласные и согласные буквы русского алфавита, буквы К, Ч, Д, З, Г для выполнения задания «Буква потерялась»; карточки с изображением животных: акула, ослик, утка, индюк, кошка, волк, грач, коза, кит, лиса, дятел, лягушка  для выполнения задания «Распредели картинки по вагончикам»; слоги: СПА, СИ, БО, ВАМ, ДЕ, ТИ; пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук, картон формата А6, бисер, пайетки, фольга для украшения слепленных букв.
 
Предварительная работа с детьми:
Проведение дидактических игр «Сколько в слове слогов?», «Составь слово из слогов», «Подбери схему к предложению», «Какой предмет лишний?», «Где стоит звук?», «Звук потерялся»; предметная и сюжетная лепка, выполнение работ в технике пластилинография.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovogo_zanyatiya_2025.docx48.81 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

 занятия

по речевому и художественно-эстетическому развитию

с детьми старшей группы

Тема: «Наш друг Пиши-Читай».

Интеграция образовательных областей:

  • «Речевое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»

 Виды деятельности

  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Познавательная
  • Продуктивная

 Цель: дать возможность детям показать усвоенные знания, умения и навыки в образовательных областях «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять и систематизировать знания о гласных и согласных звуках и буквах русского языка.
  2. Закреплять умение определять место нахождения звука в слове, давать характеристику звукам (гласный-согласный, согласный твердый-мягкий); определять ударный звук.
  3. Закреплять навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове; составлять слова из заданных слогов.
  4. Продолжать формировать умение составлять из слов предложения, схемы предложений; уточнить знания о знаках препинания в конце предложения.
  5. Побуждать детей, доступными им приёмами лепки (раскатывание, скатывание, скручивание, вдавливание), создавать образ предмета (буквы) по представлению, добиваясь выразительности с помощью внесения других материалов (бисера, бумаги, фольги и т.д.).

Развивающие:

1. Развивать внимание и сообразительность, логическое мышление и память.

2. Способствовать формированию познавательного интереса детей, создать атмосферу сотрудничества и поиска, способствующую развитию познавательных способностей и формированию личного отношения к окружающему.

3. Формировать умение логически мыслить, выполнять умозаключения, опираясь на приобретенные знания и опыт; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

4. Развивать детское творчество в процессе продуктивной деятельности, мелкую моторику рук и умение использовать разные средства выразительности при создании образа.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей нравственные чувства и отношения: дружелюбие, готовность прийти на помощь.
  2.  Воспитывать интерес к лепке; формировать культуру творческой деятельности и совершенствовать навыки лепки.

Форма проведения:  Игра-путешествие.

Методические приемы: Игровая ситуация, объяснение заданий, вопросы к детям, работа с раздаточным материалом, выполнение творческого задания.

Оборудование: магнитная доска, письмо, изображения гнома Пиши-Читай и Опечатки на листах формата А2, мяч, музыкальный центр, фоновая музыка для лепки, песня «Паровоз Букашка».

Демонстрационный материал: изображения двух домов с красной и синей крышами, вагончиков поезда на листах формата А2; карточки со словами «врачи», «зуб», «майки», «розы», «двери»; карточки-схемы «Составь предложение», знаки препинания в конце предложения, схемы деления слов на слоги,

Раздаточный материал: гласные и согласные буквы русского алфавита, буквы К, Ч, Д, З, Г для выполнения задания «Буква потерялась»; карточки с изображением животных: акула, ослик, утка, индюк, кошка, волк, грач, коза, кит, лиса, дятел, лягушка  для выполнения задания «Распредели картинки по вагончикам»; слоги: СПА, СИ, БО, ВАМ, ДЕ, ТИ; пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук, картон формата А6, бисер, пайетки, фольга для украшения слепленных букв.

Предварительная работа с детьми:

Проведение дидактических игр «Сколько в слове слогов?», «Составь слово из слогов», «Подбери схему к предложению», «Какой предмет лишний?», «Где стоит звук?», «Звук потерялся»; предметная и сюжетная лепка, выполнение работ в технике пластилинография.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент:

Педагог: Ребята, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Как быстро дни летят вперёд:

Позади учебный год.

Вы даром время не теряли!

Что на занятиях изучали? — (Дети: звуки и буквы, слова и предложения).

А для чего всё это должны мы с вами знать? — (Дети: чтобы уметь читать, писать)

Педагог: Ребята, сегодня утром почтальон принес к нам в группу очень интересное письмо. Письмо Пиши-Читая:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут гном Пиши-Читай и мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в нашем городе, Звукобуквограде, недавно побывала вредная злодейка – Опечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Сначала она перемешала все буквы в алфавите, потом перепутала звуки в словах, а слова - в предложениях. На прощанье Опечатка рассмеялась и весело сказала, что теперь никто и никогда не сможет читать и писать правильно!

Дорогие ребята! Мне стало известно, что вы уже научились хорошо читать и многое знаете про буквы и звуки. Помогите, пожалуйста, нам исправить все те безобразия, которые натворила Опечатка!

Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай.»

Педагог: Дети, что будем делать? (Дети: Надо помочь!)

  1. «Рассели гласные и согласные буквы в два домика»

(На мольберте два больших дома, с красной и синей крышами. На столе напечатанные серым цветом карточки с буквами)

Педагог: На какие две большие группы делятся буквы русского языка, кроме двух знаков? (Дети: на гласные и согласные) Все буквы в Звукобуквограде жили в своих домах: гласные – в домах с красной крышей, а согласные – в домах с синей крышей. Но злая Опечатка их всех перемешала и теперь они не могут попасть к себе домой. Заселите буквы в дома: гласные – в дом с красной крышей, а согласные – в дом с синей крышей.

(После выполнения задания за одним из домов дети находят слог ДЕ.)

2. «Буква потерялась»
Педагог: Молодцы, дети! Вы очень хорошо справились с первым заданием. А в следующем задании вам нужно исправить в словах ошибки:

Появилась у нас Опечатка-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
1) Пришла весна. Бегут ручьи.

На ветвях сидят врачи (грачи)

2) Вдоль забора, у березы

Целый день пасутся розы (козы)

3) На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).
4) Синеет море перед нами.
Летают майки над волнам (чайки).

5) Закричал охотник: — Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)    

Педагог читает четверостишие и выставляет на мольберт напечатанное слово. Дети должны найти правильную букву и исправить ошибку.

(После выполнения задания дети находят слог СПА.)

  1. «Распредели картинки по вагончикам» (Гласные звуки, согласные твердые и мягкие звуки)

(На мольберте поезд из трех вагончиков с окошками: первый - с красной крышей,  второй - и синей крышей, и третий – с зеленой. На столе картинки с изображением животных, птиц, рыб или насекомых)

Педагог: Дети, посмотрите, вредная Опечатка не только все буквы в Звукобуквограде перепутала, но и звуки. На какие две большие группы делятся все звуки русского языка? (Дети: на гласные и согласные). А согласные звуки бывают каких видов? (Дети: твердые и мягкие, глухие и звонкие).

Посмотрите, здесь ожидает своей отправки поезд в Звукобуквоград. Помогите пассажирам занять свои места. В первом вагоне поедут животные, в названии которых первый звук гласный, во втором – в названии которых первый звук твердый согласный, а в третьем – в названии которых первый звук мягкий согласный.

(Дети распределяют картинки по вагончикам: акула, ослик, утка, индюк; кошка, волк, грач, коза; кит, лиса, дятел, лягушка. После выполнения задания за одним из вагончиков находят слово ВАМ). 

Педагог: Ту-ту, наш поезд отправляется, все пассажиры находятся на своих местах. Вагончики присоединяйтесь. Игра «Поезд» (звучит песенка «Паровоз Букашка»)

  1. Игра «Лови звук» (с мячом) (глухие и звонкие согласные парные звуки) 

Педагог: Мы приехали с вами на станцию «Игровая» и здесь нас тоже ждут звуки, которым необходима наша помощь. Нужно каждому звонкому согласному подобрать его парный глухой согласный звук.

(Воспитатель бросает мяч ребенку, называя звонкий согласный звук, ребенок называет парный глухой согласный и бросает мяч педагогу).

(После выполнения задания дети находят слог БО.)

5. «Слепи из пластилина первую букву своего имени» (пальчиковая гимнастика)

Педагог: Дети, а вы знаете с какой буквы начинаются ваши имена? (ответы детей) Я предлагаю каждому из вас слепить красивую первую букву своего имени. А чтобы нам было легко работать с пластилином, нужно разогреть наши пальчики:

Руки крепко прижимаем,
И ладошки растираем.
Сильно, сильно, сильно трем,
Разогреться им даем.

Мы с мизинца начинаем,

Большим пальцем растираем,

По спирали вверх идем,

Так все пальцы разомнем.

(Дети лепят и украшают буквы. Готовые работы выставляют на выставку. Там находят слог СИ).

  1. «Составьте слова из слепленных букв»

Педагог: Какие красивые буквы у вас получились. Давайте попробуем составить из них какие-нибудь слова.

(Дети составляют слова из первых букв своих имен. За выполненное задание получают слог ТИ)

Педагог: Дети, посмотрите, мы с вами, выполняя задания, нашли слоги ДЕ, СПА, ВАМ, ТИ, БО, СИ. Из них нужно составить слова. (Выполняют) Какие слова у вас получились? (вам, Спасибо, дети) Попробуйте составить из них предложение. (Спасибо вам, дети) Какой знак препинания поставим в конце нашего предложения? (!)

Молодцы! Мы с вами составили и прочитали зашифрованное послание от жителей Звукобуквограда. Они благодарят вас за помощь. Вы смогли исправить все ошибки вредной Опечатки.

А теперь я перелагаю составить схему этого предложения. (Дети составляют схему предложения,  и объясняю,  какие знаки препинания могут стоять в конце предложений, в зависимости от смысла)  

Какое первое слово в нашем предложении? (Спасибо) Сколько слогов в этом слове? (Дети:3) Подберите схему к этому слову.

На какой звук падает ударение в этом слове? (Дети: на И)

 Какое второе слово в нашем предложении? (вам) Сколько слогов в этом слове? (Дети:1)  Подберите схему к этому слову.

На какой звук падает ударение в слове вам? (Дети: на А)

Какое третье слово в нашем предложении? (дети) Сколько слогов в этом слове? (Дети:2) Подберите схему к этому слову.

На какой звук падает ударение в этом слове? (Дети: на Е)

- Молодцы, дети. Вы пришли на помощь жителям Звукобуквограда, исправили все ошибки Опечатки, вернули порядок в мир звуков и букв. 

- А что вам больше всего понравилось во время нашего приключения?  Ответы детей.

- Пиши-Читай благодарит вас за помощь и дарит вам на память яркие наклейки с буквами, чтобы вы и в дальнейшем не теряли интерес к чтению.

Педагог раздаёт детям сувениры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зима»

Учить рисовать разными материалами: цветными восковыми мелками, акварелью. Формировать   умение строить композицию рисунка, передавать колорит природы в зимний период....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию с детьми старшей группы на тему: «Происшествие в «Дино - городе».

В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В ...

Конспект НОД по образовательной области Художественно-эстетическое развитие с детьми старшего дошкольного возраста «Кукла Масленица»

Беседа на тему: «Как и из чего делали Обрядовую куклу- Масленица». Создание поделки с детьми "Кукла Масленица"....

Конспект НОД в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" с детьми старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) на тему: "Сказочный город" (по мотивам "Сказки о царе Салтане...")

Тема:   «Сказочный город…» (по мотивам произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасно...

Конспект занятия по речевому и художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет «Времена года в стихах русских поэтов»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 48»             Конспект занятия по речевому и ...

Конспект ситуации детского выбора по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей логопедической группы Тема: «Пейзаж для друга».

Конспект ситуации детского выбора по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей логопедической группы Тема: «Пейзаж для друга»....