Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лукиных Лариса Анатольевна
Одна из любимых детских игр – в «магазин». Детям нравится чувствовать себя продавцом, обслуживать покупателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проект сюжетно-ролевой игры.

Тема: Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Вид проекта: краткосрочный, игровой.

Участники: дети старшей группы компенсирующей направленности № 15 «Почемучки»

Срок реализации проекта: три недели.

Актуальность проекта: Одна из любимых детских игр – в «магазин». Детям нравится чувствовать себя продавцом, обслуживать покупателей. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» подразумевает участие нескольких игроков, обучающий и познавательный характер – особенно если у ребёнка есть необходимые для реалистичной игры в «магазин» аксессуары: товары, денежные знаки, «монеты» и «купюры», а также касса - отличное дополнение для игры! Реализм – отличительная черта игры в подобный супермаркет. Нынешний игрушечный магазин очень современен и даже даёт возможность расплачиваться кредитной картой! Таким образом, сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» носит важный обучающий характер, позволяя детям лучше понять современные финансово-денежные отношения, научиться расплачиваться в магазине и получить «опыт» работы продавцом.

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Супермаркет».

Интегрированные задачи: продолжать знакомить детей с трудом продавца, товароведа, охранника, директора.

- формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде.

- развивать навыки диалогической и монологической речи.

- способствовать применению элементарных правил безопасности поведения в нестандартных ситуациях в общественных местах.

- развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, инициативы организаторские и творческие способности, чувство коллективизма.

Ожидаемый результат: сюжетно–ролевая игра «Супермаркет» поможет детям развить фантазию, воображение. Формирует навыки играть в коллективе. Воспитывает уважение к работникам магазинов и супермаркетов.

Ресурсное обеспечение: касса, корзины, рация, бейджики, фартуки, муляжи продуктов, стеллажи для товара, деньги, банковские карты, сумки, кошельки, пакеты, весы.

Этапы игровой деятельности

Процесс

Совместная деятельность воспитателя и детей

Деятельность воспитателя

                1 неделя

Подготовительный

Обрисовка сюжетной канвы

Рассматривание иллюстраций с изображением здания супермаркета, кассы, продавцов, товаров.

Изучение методической литературы. Подбор информации о супермаркете, об обязанностях его работников.

Организационная работа

Чтение художественной литературы: стихи о профессии продавца.

Продуктивные виды деятельности: изготовление денег для покупателей и кассира, фото работников супермаркета на бейджики.

Беседы с детьми (с рассматриванием иллюстраций): «Что такое супермаркет?»

«Кто работает в супермаркете?»

«Что такое касса?»

«Правила работы с кассой».

Дидактические игры: «Ягоды-фрукты», лото «Магазин», «Найди свою покупку».

Придумывание воспитателем материала для игры: для кассира;

для охранника;

для продавцов.

Разработка конспекта игры «Супермаркет».

Работа с родителями

Изготовление совместно с родителями муляжи продуктов, стеллажи.

Консультации:

«Как привить ребенку дисциплину», «Создаем условия для игры в супермаркет дома».

            2 неделя

           Основной

Систематизация информации

Организация игрового пространства:

Касса (бумажные купюры, мелочь, пакеты).

Отдел «Овощи-фрукты» (муляжи овощей и фруктов).

Отдел «Сладости» (муляжи шоколадок, конфет, печенье, торта, пирожных).

Отдел  «Хлебобулочный» (разные выпечки из соленого теста).

Отдел «Молочный» (упаковки из-под молока, стаканчики для сметаны, баночки от йогуртов).

«Мясной отдел» колбасы и мясо

Обеспечение  руководства. Подготовка фартуков и бейджиков для работников супермаркета.

Игровая деятельность детей

Повторение диалогов продавцов, кассира с покупателями.

Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета.

3 неделя

Заключительный

Разыгрывание сюжетно-ролевой игры «Супермаркет».

Подведение итогов игры,

Словарная работа

Часть словаря

Старшая группа

Профессии

Кассир, охранник, продавцы, грузчик, водитель, директор, уборщица.

Орудия труда

Деньги, кассовый аппарат, рация, корзины.

Предметно-игровая среда

По зонам: касса, отделы «Сладости», «Хлебобулочный», «Молочный», «Мясная продукция» «Овощи-фрукты»,

Трудовые действия

Продаёт, проверяет, охраняет, помогает, объясняет.

Качества труда

Спокойно, аккуратно, быстро, вежливо.

Общественная значимость

Быстро и качественно обслуживать, соблюдать правила поведения в общественном месте, говорить громко и четко, спросить вежливо.

                           

Конспект сюжетно-ролевой игры «Супермаркет».

  Задачи:

 Уточнить и расширить словарь и речевой материал по теме: «Магазин».

 Научить детей умению обращаться к продавцу, воспитывать к культуре общению.

  Учить детей отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь.

  Закрепить название чисел.

  Закреплять правила поведения в общественных местах (супермаркет).

  Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

  Учить детей принимать роли на себя, реализовывать и развивать сюжет игры.

  Закреплять знания о функционировании магазина.

  Воспитывать умение играть коллективно, уступать друг другу, договариваться между собой.

Материал и оборудования: одежда: для продавцов-консультантов, охраны, семьи; бейджики, касса, деньги, чек, ценники, весы, картинки с изображением отделов, кошельки, сумки, игровое оборудование для отделов «Детское питани», «Хлебо-булочный», «Сладости», «Овощи-фрукты», «Молочный», «Соки».

Ход игры:
1. Ребята, мы будем сегодня играть в игру «Супермаркет». Но перед игрой хотела бы узнать: Вы были в супермаркете?  С кем вы были?  В каком супермаркете были?  Что там продается?  Кто работает в супермаркете? (Товаровед- делает заявки на получение товаров, беседует с покупателями о том, какие товары они ещё хотели бы покупать в их магазине. Кассир- «выбивает» чек, проверяет весь ли товар оплачен, вручает чек покупателю, берет с покупателя деньги и выдает сдачу. Водитель- доставляет нужное количество товаров, получает заявки на получение товара от товароведа или директора. Грузчик – разгружает товар на склад , помогает продавцам распределить его по отделам. Уборщица- моет пол и вытирает пыль. Директор- проверяет работу своих подчиненных. Покупатель- приходит в магазин, сообщает продавцу, что бы он хотел купить, беседует с продавцом о качестве товара, расплачивается с кассиром деньгами).

Дальше воспитатель задает вопросы с помочью показа:  Что это?  (Это касса. Это чек.Это деньги.) Молодцы!

А сейчас отгадайте мои загадки: 1.В магазине папа с Настей

Покупают к чаю сласти.

 Шоколадный торт «Причуда»

  Очень любит тётя Люда.

  Три эклера, пять колец

  Завернул им ….продав

 2. Носит он тяжелые грузы,

    Будь –то мебель иль арбузы.

    Утром ведь он рано встал,

    За день очень он устал.

 «Дайте кто-нибудь мне стульчик»-

   Скажет вам уставший …. грузчик.

   3. Моет окна и полы,

   Пыль не спрячется в углы.

  Как увидит грязь- поморщится,

  Вот такая чистюля …. уборщица.

Молодцы, все загадки отгадали! А теперь послушайте стихи, которые приготовили ваши друзья:

1.  Продавец- молодец!

Он товары продает-

Молоко, сметану, мёд.

А другой- морковь, томаты,

Выбор у него богатый!

Третий продает сапожки,

Туфельки и босоножки.

А четвертый- стол и шкаф,

Стулья, вешалки для шляп.

2.Продавцы товары знают,

Даром время не теряют.

Всё, что просим продадут

Это их привычный труд!

3. Много есть профессий разных,

Важных, нужных и прекрасных.

Продавца, скажу друзья,

Обошли вниманьем зря.

4. Ты приходишь в магазин-

Продавец там есть один,

Всё подскажет: что купить,

Сколько надо заплатить,

Подобрать, найти, примерить,

Взвесить, завернуть, отмерить,

Настроение поднять,

Снова в гости вас позвать.

Сразу видно- молодец!

  Самый лучший продавец!

2.Ребята, а как вы хотели бы назвать наш супермаркет? А теперь давайте выберем работников для супермаркета. А я буду директором супермаркета. Продавцы вставайте на свои рабочие места и приведите их в порядок. Оставшиеся дети будут покупателями, возьмите все что необходимо покупателю (сумки, кошельки, деньги).

Директор: Уважаемые покупатели, наш супермаркет «Карусель» открывается! Приглашаем вас за покупками!

Покупатели начинают заходить в супермаркет.

Продавец питьевых напитков: А сейчас вы в магазине - 
Все продукты на витрине: 
Чай, конфеты, колбаса - 
Разбегаются глаза.
Подходите, покупайте,
Деньги в кассу отдавайте!

Продавец сладостей: Если в доме нет сластей,
Не зови к себе гостей,
Веселиться невозможно
Без конфет и без пирожных.

Продавец хлебобулочных изделий:   

Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи

Бублик с маком ароматный,

А на Пасху куличи

Можно с мёдом есть и с маслом,
                                                                     

 С сыром, рыбой, ветчиной
                                                                     

И с икрой, кружком колбасным
                                                                     

Белый хлеб или ржаной.

Продавец молочных продуктов: здравствуйте, уважаемые покупатели! Наш магазин предлагает продукцию Ханты-Мансийского фермерского хозяйства « Богдашка». Наша

 «Богдашка» выпускает: молоко, сметану, кефир, ряженку и многое другое. Покупайте нашу продукцию!

Директор подходит к покупателям и беседует с ними: Скажите, что вы купили? Это овощи или фрукты? (Проводится работа по дифференциации понятия «овощи» и «фрукты».) Вы купили сливы для своей дочки? Какие она ещё любит? (Покупатели рассказывают, что они купили, и собираются приобрести ещё.) Вот эти бананы не берите. У них кожура очень тёмная. Они уже испортились. Выберите что-нибудь другое…

Охранник: Здравствуйте! Возьмите пожалуйста корзины!

 Покупатель: подскажите, пожалуйста, где находится «Хлебобулочный» отдел и  «Фрукты- овощи»?

Охранник: «Хлебобулочный» отдел находится возле отдела «Сладости», а рядом с «Хлебобулочным» отделом находится отдел «Фрукты-овощи».

Покупатель: спасибо!

Покупатель подходит к продавцам отделов и спрашивает о свежести и о цене товара: Мне нужно купить 1 грушу. Покажите, пожалуйста, какие у вас груши. Мне нравятся вот эти. Сколько стоит 1 килограмм груш? Скажите, к вам завезут виноград? (Педагог даёт образец поведения покупателя). А что это у вас такое красное, круглое, наверное, очень сладкое? (Педагог закрепляет знания детей о признаках овощей и фруктов). Затем покупателе выбрав нужный товар подходят к кассе, занимают очередь, здороваются с кассиром, отдают ему корзину с товаром.

Кассир: вам в пакет положить?

Покупатель: да

Кассир пробивает весь товар и ложит в пакет: с вас 5 рублей.

Покупатель достает с сумки кошелек и отдает деньги.

Кассир берет деньги: возьмите пожалуйста вашу сдачу.

Покупатель: спасибо!

Кассир: спасибо за покупку, приходите еще!

3. Директор:Уважаемые покупатели, наш магазин на сегодня закрывается. Ждем вас завтра за покупками! Продавцы , пока покупатели рассчитываются приводите в порядок свои отделы.

Затем все дети встают вместе и прощаются.

Охранник: Магазин наш закрывается, 
Мы с вами все прощаемся. 
Поиграли мы для вас- 
Вам понравилось у нас? 
Приходите в гости к нам- 
Мы споём и спляшем вам. 
А сейчас уже пора- 
Ждут нас игры и дела. 

Используемая литература:

1.        Абраменкова В.В. Воспитание игрой. - М.: Лепта, 2008.

2.        Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1981.

3.        Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А.Марковой. - М.: Просвещение, 1982.

4.        Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 1990.

5.        Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - М.: Академический Проект, 2002.

6.        Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 2003.

7.        Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко. - М.: Педагогика, 1987.

8.        Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка. М., 2009.

9.        Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

                                                                                     Подготовила воспитатель: Лукиных Л.А.

г. Ханты-Мансийск

2024 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель:  закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;  побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Проект сюжетно-ролевой музыкальной игры "Музыкальный магазин "

Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества....

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....