методическая разработка занятия по развитию речи по теме :"Овощи и фрукты"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Методическая разработка занятия по развитию речи
По теме: «Овощи. Фрукты»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Виды деятельности: игровая, общение со взрослым и сверстниками, речевая, двигательная.
образовательные задачи:
·уточнение и расширение представлений детей о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях;
·расширение словаря по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, выше, ниже, вкусно);
·совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа имен существительных).
развивающие задачи:
·развитие зрительного внимания, общей, тонкой, и артикуляционной моторики, глубокого вдоха, тактильных ощущений.
воспитательные задачи:
·формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;
·воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
Корзина с фруктами, блюдо, плакат «Что растет саду», игра «Один - много», карточки с изображениями фруктов.
Предварительная работа:
Беседа на тему «Овощи - фрукты», рассматривание фруктов. Разучивание пальчиковой гимнастики «Компот».
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Воспитатель привлекает внимание детей: (Развитие зрительного восприятия и внимания, элементарных математических представлений.) Воспитатель приглашает детей в групповую. Дети встают около стульчиков. На столе перед ними лежат предметные картинки с изображениями фруктов. Воспитатель. Для того чтобы начать занятие, вы должны, выполнить мое задание. Посмотрите внимательно на картинки. Сначала сядет тот, у кого на картинке три яблока. Один из детей правильно определивший нужное число, садиться. Воспитатель. Потом может сесть тот, у кого две груши. Один из детей правильно определивший нужное число, садиться. Воспитатель. Теперь сядет девочка, у которой на картинке одна слива. Один из детей, правильно определивший нужное число, садиться. Воспитатель. А что у тебя на картинке, Даша? Ребенок. У меня два лимона. Воспитатель. Садись, Даша. Ребята, как можно назвать все, что нарисовано у вас на картинках? Дети. Фрукты. Воспитатель. Где растут фрукты? Дети. В саду. Воспитатель. Молодцы. Вы правильно выполнили задания и ответили на вопросы. Можем начинать наше занятие. Сегодня мы будем говорить о фруктах, о том, какие они и что можно из них приготовить. |
Ребята озвучивают свои предположения Дети отвечают на вопросы
|
2 этап: способствует планированию детьми их деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Беседа по плакату «Что растет в саду». (Уточнение и расширение словаря. Развитие диалогической речи. Расширение представлений о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях.) Воспитатель помещает на доску плакат и дает детям одну минуту для его свободного рассматривания, потом начинает беседу, показывая указкой то, на что дети должны обратить внимание. Воспитатель. Давайте представим, что с вами попали в сад. Что мы видим вокруг? Дети. Деревья. Воспитатель. А что растет на деревьях? Дети. Фрукты. Воспитатель. Назовите фрукты, которые растут на деревьях. Дети. Яблоки. Груши. Сливы. Воспитатель. Какие яблоки? Расскажите про их цвет, форму. Дети. Красные яблоки. Круглые яблоки. Воспитатель. Какие груши? Дети. Желтые груши. Овальные груши. Воспитатель. Какие сливы? Дети. Синие сливы. Овальные сливы. Воспитатель. А какие фрукты по вкусу? Дети. Вкусные. Сладкие. Сочные. Воспитатель. Что делает в саду девочка? Дети. Собирает фрукты. Воспитатель. Правильно. Наступила осень. Фрукты созрели, и девочка стала убирать урожай. Воспитатель ставит на стол корзину с фруктами. Воспитатель. Я тоже собрала урожай фруктов у себя в саду. Педагог позволяет детям потрогать и понюхать фрукты. Во время рассматривания фруктов детьми организуется беседа. Воспитатель. Что у тебя в руках, Стёпа? Ребенок. Персик. Воспитатель. Потрогай и понюхай его. Какой он? Ребенок. Круглый, мягкий, вкусно пахнет. Воспитатель. Правильно, он душистый, ароматный. А у тебя, что за фрукт, Маша? Ребенок. У меня слива. Воспитатель. Расскажи о сливе. Ребенок. Она овальная, мягкая, гладкая, синяя. Воспитатель. А что можно приготовить из тих фруктов? Что готовят ваши мамы? Дети. Салат. Компот. Варенье. Сок. Воспитатель. Молодцы! Вот сколько названий блюд перечислили. Похлопайте себе. А потом пойдемте на ковер и сделаем пальчиковую гимнастику «Компот». 3.Пальчиковая гимнастика «Компот».(Развитие тонкой моторики, координация речи с движением.) Воспитатель делает упражнение вместе с детьми, давая образец выполнения упражнения. Будем мы варить компот,Левую ладошку держат «ковшиком», Фруктов нужно много. Вот:правой имитируют помешивание в нем. Будем яблоки крошить, Загибают пальчики на правой руке, Грушу будем мы рубить,начиная с большого. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «помешивают». Угостим честной народ. 4.Игра «Четвертый лишний».(Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления.) Воспитатель приглашает детей за стол и выкладывает в ряд яблоко, грушу, огурец и сливу. Воспитатель. Посмотрите на то, что лежит перед вами. Подумайте, что здесь лишнее и помогу. Я немного подскажу вам: вспомните, где растет то, что лежит на столе. Так что же лишнее? Дети. Огурец. Воспитатель. Верно. А почему? Дети. Он растет в огороде. Воспитатель. А все остальное, где растет? Дети. В саду. Воспитатель. Верно, огурец-овощ, а все остальное – фрукты. Воспитатель выкладывает на стол зеленое яблоко, зеленую грушу, огурец и сливу и, если дети затрудняются, подсказывает, что нужно обратить внимание на цвет. Воспитатель. А что лишнее теперь? Дети. Слива. Воспитатель. Почему? Дети. Она синяя. Воспитатель. А все остальное, какого цвета? Дети. Зеленого. Воспитатель. Верно. Молодцы! 6. Игра «Ёжик и барабан».(Развитие общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма. Закрепление навыка ходьбы с высоким подниманием колена.) Воспитатель выполняет упражнение с детьми и выразительно читает текст, а дети договаривают текст за воспитателем и выполняют движения вслед за ним. С барабаном ходит ёжик,Маршируют по кругу, изображая игру Бум-бум-бум! на барабане. Целый день играет ёжик, Бум-бум-бум! С барабаном за плечами, Маршируют, спрятав руки за спину. Бум-бум-бум! Ёжик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум! Очень яблоки любил он,Подносят ко рту воображаемое Бум-бум-бум! яблоко то одной, то другой рукой. Барабан в саду забыл он,Разводят руками. Бум-бум-бум! Ночью яблоки срывались,Прыгают на двух ногах, руки на поясе. Бум-бум-бум! И удары раздавались, Бум-бум-бум! Зайцы сильно испугались, Приседают, сделав «ушки» из ладошек. Бум-бум-бум! Глаз до зорьки не сомкнули, |
Дети отвечают на вопросы Выполняют движения соответственно тексту, выполняют задания
|
4 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогом деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня. Что вы расскажите родителям .что вы узнали? Дети. Мы говорили о фруктах. 1-й ребенок. Делали гимнастику для пальчиков. 2-й ребенок. Рассказывали про фрукты. Воспитатель. Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! | ответы детей, - вы молодцы - вы замечательно справились |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по развитию речи
По теме: «Овощи. Фрукты»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Виды деятельности: игровая, общение со взрослым и сверстниками, речевая, двигательная.
образовательные задачи:
∙уточнение и расширение представлений детей о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях;
∙расширение словаря по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, выше, ниже, вкусно);
∙совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа имен существительных).
развивающие задачи:
∙развитие зрительного внимания, общей, тонкой, и артикуляционной моторики, глубокого вдоха, тактильных ощущений.
воспитательные задачи:
∙формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;
∙воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
Корзина с фруктами, блюдо, плакат «Что растет саду», игра «Один - много», карточки с изображениями фруктов.
Предварительная работа:
Беседа на тему «Овощи - фрукты», рассматривание фруктов. Разучивание пальчиковой гимнастики «Компот».
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Воспитатель привлекает внимание детей: (Развитие зрительного восприятия и внимания, элементарных математических представлений.) Воспитатель приглашает детей в групповую. Дети встают около стульчиков. На столе перед ними лежат предметные картинки с изображениями фруктов. Воспитатель. Для того чтобы начать занятие, вы должны, выполнить мое задание. Посмотрите внимательно на картинки. Сначала сядет тот, у кого на картинке три яблока. Один из детей правильно определивший нужное число, садиться. Воспитатель. Потом может сесть тот, у кого две груши. Один из детей правильно определивший нужное число, садиться. Воспитатель. Теперь сядет девочка, у которой на картинке одна слива. Один из детей, правильно определивший нужное число, садиться. Воспитатель. А что у тебя на картинке, Даша? Ребенок. У меня два лимона. Воспитатель. Садись, Даша. Ребята, как можно назвать все, что нарисовано у вас на картинках? Дети. Фрукты. Воспитатель. Где растут фрукты? Дети. В саду. Воспитатель. Молодцы. Вы правильно выполнили задания и ответили на вопросы. Можем начинать наше занятие. Сегодня мы будем говорить о фруктах, о том, какие они и что можно из них приготовить. | Ребята озвучивают свои предположения Дети отвечают на вопросы |
2 этап: способствует планированию детьми их деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Беседа по плакату «Что растет в саду». (Уточнение и расширение словаря. Развитие диалогической речи. Расширение представлений о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях.) Воспитатель помещает на доску плакат и дает детям одну минуту для его свободного рассматривания, потом начинает беседу, показывая указкой то, на что дети должны обратить внимание. Воспитатель. Давайте представим, что с вами попали в сад. Что мы видим вокруг? Дети. Деревья. Воспитатель. А что растет на деревьях? Дети. Фрукты. Воспитатель. Назовите фрукты, которые растут на деревьях. Дети. Яблоки. Груши. Сливы. Воспитатель. Какие яблоки? Расскажите про их цвет, форму. Дети. Красные яблоки. Круглые яблоки. Воспитатель. Какие груши? Дети. Желтые груши. Овальные груши. Воспитатель. Какие сливы? Дети. Синие сливы. Овальные сливы. Воспитатель. А какие фрукты по вкусу? Дети. Вкусные. Сладкие. Сочные. Воспитатель. Что делает в саду девочка? Дети. Собирает фрукты. Воспитатель. Правильно. Наступила осень. Фрукты созрели, и девочка стала убирать урожай. Воспитатель ставит на стол корзину с фруктами. Воспитатель. Я тоже собрала урожай фруктов у себя в саду. Педагог позволяет детям потрогать и понюхать фрукты. Во время рассматривания фруктов детьми организуется беседа. Воспитатель. Что у тебя в руках, Стёпа? Ребенок. Персик. Воспитатель. Потрогай и понюхай его. Какой он? Ребенок. Круглый, мягкий, вкусно пахнет. Воспитатель. Правильно, он душистый, ароматный. А у тебя, что за фрукт, Маша? Ребенок. У меня слива. Воспитатель. Расскажи о сливе. Ребенок. Она овальная, мягкая, гладкая, синяя. Воспитатель. А что можно приготовить из тих фруктов? Что готовят ваши мамы? Дети. Салат. Компот. Варенье. Сок. Воспитатель. Молодцы! Вот сколько названий блюд перечислили. Похлопайте себе. А потом пойдемте на ковер и сделаем пальчиковую гимнастику «Компот». 3.Пальчиковая гимнастика «Компот».(Развитие тонкой моторики, координация речи с движением.) Воспитатель делает упражнение вместе с детьми, давая образец выполнения упражнения. Будем мы варить компот,Левую ладошку держат «ковшиком», Фруктов нужно много. Вот:правой имитируют помешивание в нем. Будем яблоки крошить, Загибают пальчики на правой руке, Грушу будем мы рубить,начиная с большого. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «помешивают». Угостим честной народ. 4.Игра «Четвертый лишний».(Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления.) Воспитатель приглашает детей за стол и выкладывает в ряд яблоко, грушу, огурец и сливу. Воспитатель. Посмотрите на то, что лежит перед вами. Подумайте, что здесь лишнее и помогу. Я немного подскажу вам: вспомните, где растет то, что лежит на столе. Так что же лишнее? Дети. Огурец. Воспитатель. Верно. А почему? Дети. Он растет в огороде. Воспитатель. А все остальное, где растет? Дети. В саду. Воспитатель. Верно, огурец-овощ, а все остальное – фрукты. Воспитатель выкладывает на стол зеленое яблоко, зеленую грушу, огурец и сливу и, если дети затрудняются, подсказывает, что нужно обратить внимание на цвет. Воспитатель. А что лишнее теперь? Дети. Слива. Воспитатель. Почему? Дети. Она синяя. Воспитатель. А все остальное, какого цвета? Дети. Зеленого. Воспитатель. Верно. Молодцы! 6. Игра «Ёжик и барабан».(Развитие общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма. Закрепление навыка ходьбы с высоким подниманием колена.) Воспитатель выполняет упражнение с детьми и выразительно читает текст, а дети договаривают текст за воспитателем и выполняют движения вслед за ним. С барабаном ходит ёжик,Маршируют по кругу, изображая игру Бум-бум-бум! на барабане. Целый день играет ёжик, Бум-бум-бум! С барабаном за плечами, Маршируют, спрятав руки за спину. Бум-бум-бум! Ёжик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум! Очень яблоки любил он,Подносят ко рту воображаемое Бум-бум-бум! яблоко то одной, то другой рукой. Барабан в саду забыл он,Разводят руками. Бум-бум-бум! Ночью яблоки срывались,Прыгают на двух ногах, руки на поясе. Бум-бум-бум! И удары раздавались, Бум-бум-бум! Зайцы сильно испугались, Приседают, сделав «ушки» из ладошек. Бум-бум-бум! Глаз до зорьки не сомкнули, | Дети отвечают на вопросы Выполняют движения соответственно тексту, выполняют задания |
4 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогом деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня. Что вы расскажите родителям .что вы узнали? Дети. Мы говорили о фруктах. 1-й ребенок. Делали гимнастику для пальчиков. 2-й ребенок. Рассказывали про фрукты. Воспитатель. Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! | ответы детей, - вы молодцы - вы замечательно справились |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по развитию речи по теме "Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг"
Занятие по развитию речи по теме: "Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг".Представленный учебный материал можно использовать для работы с детьми старшего дошкольного возраста, в группах детей с на...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по развитию речи на тему "Овощи и фрукты"
В: Ребята ,посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте! Ребята встанем в круг. Психогимнастика: &laqu...

Конспект занятия по развитию речи на тему: Овощи и фрукты.
Конспект занятия для второй младшей группы по развитию речи...
Конспект НОД по развитию речи на тему «Овощи и фрукты» для детей среднего дошкольного возраста
В данном конспекте содержится материал для закрепления названий знакомых овощей и фруктов....

Обобщающее логопедическое занятие по развитию речи. Лексические темы: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы» для детей в подготовительной к школе группе.
Итоговое логопедическое мероприятие по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы»....

Методическая разработка занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: Звуки [л]- [л’]».
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Звуки [л]- [л’]»....
