Семинар-практикум для педагогов: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук»
консультация по развитию речи

Ледяева Татьяна Николаевна

Данный семинар предназначен для повышения уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук»

Цель семинара-практикума: повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики; пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить участников с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Закрепить умения применять полученные знания в практике.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками, широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование: еловые шишки, фасоль, макароны двух видов, фольга, прищепки, зубные щётки, пуговицы, верёвки, коктейльные трубочки, фото решётки для раковины, зубочистки, губки, рисунок под зубочистки (точечный), карандаши шестигранные.

Ход семинара-практикума:

   Добрый день, уважаемые коллеги. Спасибо, что присоединились сегодня к нашему семинару-практикуму. Развитие мелкой моторики – эта актуальная тема на всех этапах дошкольного детства, как в младшем дошкольном возрасте, так и в более старшем. Именно поэтому я пригласила вас на наше сегодняшнее мероприятие. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов :

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

   Начну с того, что как вы знаете движения рук играют важнейшую роль на всех этапах жизни ребенка. Многими учёными давно доказано, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

   Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, умеет логически рассуждать, у них достаточно развиты память, внимание, связная речь. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.

   Существует множество способов развития мелкой моторики, их можно разделить на две группы: традиционные и нетрадиционные. Что мы относим к традиционным способам развития мелкой моторики?

К традиционным относят:

- пальчиковые игры;

- самомассаж кистей и пальцев рук;

- игры настольные: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок;

- продуктивная деятельность: лепка, аппликация, игры с глиной, песком;

- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам (в более старшем возрасте).

   Вторая группа способов развития мелкой моторики – это нетрадиционные способы. Что мы можем сюда отнести?

   К нетрадиционным относят:

- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками, шариками су-джок;

- игры с пальчиками с использованием разнообразного материала (бросовый, природный, хозяйственно-бытовой (прищепки, решётки для раковины, расчёски, резинки и зажимы для волос, зубные щётки, бигуди, верёвки, пуговицы и многое другое);

- игры и упражнения с использованием «сухого бассейна», наполненного песком, крупой, семенами растений, мелкими камешками;

   Почему сегодня мы будем акцентировать внимание именно на нетрадиционных способах? Такой материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Достоинством этих игр является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме и зачастую в любой группе детского сада. Кроме того, проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования формирует познавательную активность и творческое воображение детей. Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

Нетрадиционное использование предметов:

- стимулирует умственную деятельность;

- способствует хорошему эмоциональному настрою;

- повышает общий тонус;

- снижает психоэмоциональное напряжение;

- координирует движения пальцев рук;

- расширяет словарный запас;

- приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Сейчас предлагаю вам перейти от теории к практике, но для начала немного размяться и выполнить пальчиковую гимнастику. Нам будет необходимо придумать движения рук  и пальцев в соответствии со словами  стихотворения.

Наш весѐлый крокодил

Он по улице ходил

Он гулял, гулял, гулял,

Пять лягушек повстречал.

Лягушки испугались

 И тут же разбежались.

А наш зелѐный крокодил, загрустил.

 Вы лягушки не бегите,

Вы лягушки погодите,

Я не буду вас пугать,

А я буду щекотать.

   Ну вот, молодцы, наши пальчики поиграли, мы их по массажировали. А теперь я предлагаю вам отгадать загадку с каким предметом мы с вами будем сегодня работать. Именно так я начинаю знакомство моих детей с предметами. Угадайте, что у меня в этой коробке. Попробуйте вы отгадать сначала по звуку. Как вы думаете, что здесь может быть? (Потрясти) (ответы воспитателей). Да, и у детей было очень много вариантов: кубики, пуговицы, машины, палочки, что-то деревянное, но мне не хотелось сразу открывать коробку. А чтобы убедиться в правильности ответа я предложила детям угадать на ощупь этот предмет, предлагаю и вам («Чудесный мешочек» с прищепкой).  

Она пальчик щиплет крепко,

И белье хватает цепко.

 Называется ... ПРИЩЕПКА.

Вот она. Предлагаю взять в руки прищепку. У прищепки есть ротик, который может открываться и закрываться (показ). Есть хвостик, на который мы нажимаем, чтобы открылся ротик.

Га-га-га- гогочет гусь,

Я своей семьёй горжусь.

 Как же мы в своей работе можем использовать этот простой, но в то же время, такой необычный предмет? Разнообразие современных прищепок позволяет нам придумывать самые разные игры и игрушки с ними. Сегодня я познакомлю вас с тем, как использую в работе этот предмет.

   Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию. Сегодня мы поиграем в некоторые из них.

Как играть:

Дети сначала учатся только снимать прищепки, и лишь потом одевать.

 Для поддержания интереса можно использовать стишки, потешки.

«Солнышко»

В этой игре ребенок должен прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко ярко светило. Вариантов у этой игры множество. Это и колючки для ёжика, и веточки для ёлочки, и ушки для зайчика, и крылышки для бабочки, и травка и всё-всё, на что только способна Ваша фантазия. Эта игра учит ребенка открывать прищепку, отлично тренируя ловкость пальчиков и, разумеется, развивая мелкую моторику в целом.

«Цвета»

Покажите ребенку картинки с изображением различных предметов. Каждый предмет должен быть определённого цвета, повторяющего цвет прищепки. Предложите ребенку прикрепить прищепки к предметам по цвету.

 

«Чей хвост»

Упражнять в умении подбирать животным соответствующий хвост и прицеплять.

 Наверняка многие помнят, как в детстве мы увлеченно вырезали в садике или школе, а может и вместе с семьей, резные снежинки из бумаги. Процесс превращения обычного бумажного листа в изящную звездочку или причудливый цветок был похож на волшебство.

Возможно, поэтому с момента появления первых новогодних игрушек, снежинки стали одним из самых популярных мотивов.
Из чего только не создают такие изящные украшения в виде кристалликов снега: фетр, нитки, картон, пластик, мех, пластик и глина. Но вряд ли вы когда-нибудь делали снежинки из прищепок. Да, как ни странно, из этого материала может получиться изящная снежинка в столь популярном сейчас экологическом стиле.

Мы с родителями и детыми группы  провели мастер-класс «Снежинка» из прищепок.

У нас в руках самая обыкновенная бельевая прищепка…

Нажимаем на длинные кончики прищепки так, чтобы она с другой стороны раскрылась. Похоже, как будто кто-то открывает рот. Давайте поиграем. Берите по одной прищепке в руки и на каждое слово стихотворения прищепкой «кусайте» каждый пальчик

                         «Пальчиковый массаж прищепками»
Прищепкой поочередно «кусать» фаланги пальцев от указательного к мизинцу и обратно на каждый слог стихотворения.
Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
После первого двустишия, меняем руки.
Но я же играю с тобою малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе «Кыш

   Пора приступать к работе. Не забывайте, пожалуйста, о правилах работы с клеем и ножницами

 Разделить прищепки, соединить другими сторонами, все склеить и покрыть краской!

    Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в работе разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики детей. Данные приёмы можно использовать как в группе, так и предложить родителям для их совместных занятий с детьми дома.

И в заключении хочу провести с вами небольшую рефлексию и получить обратную связь. Предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение». Выбирайте по одной карточке с началом предложения и подумайте, какой фразой вы бы хотели его завершить:

«Удачным сегодня было…»

«Я задумалась…»

«Для своей работы я почерпну…»

«Думаю, моим воспитанникам понравится…»

«Я впервые услышала о …»

Спасибо вам за вашу работу сегодня, за ваши отзывы. Надеюсь, что данная информация будет действительно актуальна и что-то из сегодняшнего мероприятия вы возьмёте и в свою работу с детьми. Давайте похлопаем другу за работу. Будьте всегда здоровы, и хорошего вам дня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».

ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...

Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста »

Предлагаю вашему вниманию некую вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики»

Мастер-класс для педагогов:«Использование нестандартного оборудованиядля развития мелкой моторики»Подготовила: Воспитатель Д.Н.Мордвинцева Цель мастер-класса:Повышение уровня знаний п...

Мастер-класс для педагогов: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики»

Цель мастер - класса: повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм...

Семинар-практикум для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук»

Цель семинара-практикума: повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики; пропаганда и распространение разновидностей форм работ...

Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 10 «Улыбка»         Мастер-класс для педагогов«Использование н...