Семинар-практикум для педагогов: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук»
консультация по развитию речи
Данный семинар предназначен для повышения уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики рук.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук»
Цель семинара-практикума: повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики; пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Познакомить участников с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
2. Закрепить умения применять полученные знания в практике.
3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками, широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Оборудование: еловые шишки, фасоль, макароны двух видов, фольга, прищепки, зубные щётки, пуговицы, верёвки, коктейльные трубочки, фото решётки для раковины, зубочистки, губки, рисунок под зубочистки (точечный), карандаши шестигранные.
Ход семинара-практикума:
Добрый день, уважаемые коллеги. Спасибо, что присоединились сегодня к нашему семинару-практикуму. Развитие мелкой моторики – эта актуальная тема на всех этапах дошкольного детства, как в младшем дошкольном возрасте, так и в более старшем. Именно поэтому я пригласила вас на наше сегодняшнее мероприятие. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов :
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Начну с того, что как вы знаете движения рук играют важнейшую роль на всех этапах жизни ребенка. Многими учёными давно доказано, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, умеет логически рассуждать, у них достаточно развиты память, внимание, связная речь. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.
Существует множество способов развития мелкой моторики, их можно разделить на две группы: традиционные и нетрадиционные. Что мы относим к традиционным способам развития мелкой моторики?
К традиционным относят:
- пальчиковые игры;
- самомассаж кистей и пальцев рук;
- игры настольные: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок;
- продуктивная деятельность: лепка, аппликация, игры с глиной, песком;
- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам (в более старшем возрасте).
Вторая группа способов развития мелкой моторики – это нетрадиционные способы. Что мы можем сюда отнести?
К нетрадиционным относят:
- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками, шариками су-джок;
- игры с пальчиками с использованием разнообразного материала (бросовый, природный, хозяйственно-бытовой (прищепки, решётки для раковины, расчёски, резинки и зажимы для волос, зубные щётки, бигуди, верёвки, пуговицы и многое другое);
- игры и упражнения с использованием «сухого бассейна», наполненного песком, крупой, семенами растений, мелкими камешками;
Почему сегодня мы будем акцентировать внимание именно на нетрадиционных способах? Такой материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Достоинством этих игр является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме и зачастую в любой группе детского сада. Кроме того, проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования формирует познавательную активность и творческое воображение детей. Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
Нетрадиционное использование предметов:
- стимулирует умственную деятельность;
- способствует хорошему эмоциональному настрою;
- повышает общий тонус;
- снижает психоэмоциональное напряжение;
- координирует движения пальцев рук;
- расширяет словарный запас;
- приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Сейчас предлагаю вам перейти от теории к практике, но для начала немного размяться и выполнить пальчиковую гимнастику. Нам будет необходимо придумать движения рук и пальцев в соответствии со словами стихотворения.
Наш весѐлый крокодил
Он по улице ходил
Он гулял, гулял, гулял,
Пять лягушек повстречал.
Лягушки испугались
И тут же разбежались.
А наш зелѐный крокодил, загрустил.
Вы лягушки не бегите,
Вы лягушки погодите,
Я не буду вас пугать,
А я буду щекотать.
Ну вот, молодцы, наши пальчики поиграли, мы их по массажировали. А теперь я предлагаю вам отгадать загадку с каким предметом мы с вами будем сегодня работать. Именно так я начинаю знакомство моих детей с предметами. Угадайте, что у меня в этой коробке. Попробуйте вы отгадать сначала по звуку. Как вы думаете, что здесь может быть? (Потрясти) (ответы воспитателей). Да, и у детей было очень много вариантов: кубики, пуговицы, машины, палочки, что-то деревянное, но мне не хотелось сразу открывать коробку. А чтобы убедиться в правильности ответа я предложила детям угадать на ощупь этот предмет, предлагаю и вам («Чудесный мешочек» с прищепкой).
Она пальчик щиплет крепко,
И белье хватает цепко.
Называется ... ПРИЩЕПКА.
Вот она. Предлагаю взять в руки прищепку. У прищепки есть ротик, который может открываться и закрываться (показ). Есть хвостик, на который мы нажимаем, чтобы открылся ротик.
Га-га-га- гогочет гусь,
Я своей семьёй горжусь.
Как же мы в своей работе можем использовать этот простой, но в то же время, такой необычный предмет? Разнообразие современных прищепок позволяет нам придумывать самые разные игры и игрушки с ними. Сегодня я познакомлю вас с тем, как использую в работе этот предмет.
Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию. Сегодня мы поиграем в некоторые из них.
Как играть:
Дети сначала учатся только снимать прищепки, и лишь потом одевать.
Для поддержания интереса можно использовать стишки, потешки.
«Солнышко»
В этой игре ребенок должен прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко ярко светило. Вариантов у этой игры множество. Это и колючки для ёжика, и веточки для ёлочки, и ушки для зайчика, и крылышки для бабочки, и травка и всё-всё, на что только способна Ваша фантазия. Эта игра учит ребенка открывать прищепку, отлично тренируя ловкость пальчиков и, разумеется, развивая мелкую моторику в целом.
«Цвета»
Покажите ребенку картинки с изображением различных предметов. Каждый предмет должен быть определённого цвета, повторяющего цвет прищепки. Предложите ребенку прикрепить прищепки к предметам по цвету.
«Чей хвост»
Упражнять в умении подбирать животным соответствующий хвост и прицеплять.
Наверняка многие помнят, как в детстве мы увлеченно вырезали в садике или школе, а может и вместе с семьей, резные снежинки из бумаги. Процесс превращения обычного бумажного листа в изящную звездочку или причудливый цветок был похож на волшебство.
Возможно, поэтому с момента появления первых новогодних игрушек, снежинки стали одним из самых популярных мотивов.
Из чего только не создают такие изящные украшения в виде кристалликов снега: фетр, нитки, картон, пластик, мех, пластик и глина. Но вряд ли вы когда-нибудь делали снежинки из прищепок. Да, как ни странно, из этого материала может получиться изящная снежинка в столь популярном сейчас экологическом стиле.
Мы с родителями и детыми группы провели мастер-класс «Снежинка» из прищепок.
У нас в руках самая обыкновенная бельевая прищепка…
Нажимаем на длинные кончики прищепки так, чтобы она с другой стороны раскрылась. Похоже, как будто кто-то открывает рот. Давайте поиграем. Берите по одной прищепке в руки и на каждое слово стихотворения прищепкой «кусайте» каждый пальчик
«Пальчиковый массаж прищепками»
Прищепкой поочередно «кусать» фаланги пальцев от указательного к мизинцу и обратно на каждый слог стихотворения.
Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
После первого двустишия, меняем руки.
Но я же играю с тобою малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе «Кыш!»
Пора приступать к работе. Не забывайте, пожалуйста, о правилах работы с клеем и ножницами
Разделить прищепки, соединить другими сторонами, все склеить и покрыть краской!
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в работе разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики детей. Данные приёмы можно использовать как в группе, так и предложить родителям для их совместных занятий с детьми дома.
И в заключении хочу провести с вами небольшую рефлексию и получить обратную связь. Предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение». Выбирайте по одной карточке с началом предложения и подумайте, какой фразой вы бы хотели его завершить:
«Удачным сегодня было…»
«Я задумалась…»
«Для своей работы я почерпну…»
«Думаю, моим воспитанникам понравится…»
«Я впервые услышала о …»
Спасибо вам за вашу работу сегодня, за ваши отзывы. Надеюсь, что данная информация будет действительно актуальна и что-то из сегодняшнего мероприятия вы возьмёте и в свою работу с детьми. Давайте похлопаем другу за работу. Будьте всегда здоровы, и хорошего вам дня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».
ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...

Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста »
Предлагаю вашему вниманию некую вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста....

Мастер-класс "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики и речевого развития на основе пальчиковых игр"
Данный материал предназначен для педагогов ДОУ и родителей....

Мастер-класс для педагогов: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики»
Мастер-класс для педагогов:«Использование нестандартного оборудованиядля развития мелкой моторики»Подготовила: Воспитатель Д.Н.Мордвинцева Цель мастер-класса:Повышение уровня знаний п...

Мастер-класс для педагогов: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики»
Цель мастер - класса: повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм...

Семинар-практикум для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук»
Цель семинара-практикума: повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики; пропаганда и распространение разновидностей форм работ...
Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 10 «Улыбка» Мастер-класс для педагогов«Использование н...
