Конспект занятия для детей 4-5 лет по ознакомлению с художественной литературой через малые фольклорные формы. Тема: «Чтобы мы жили дружно и весело».
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)
Приобщение детей к культуре предков через музыкальную, ритмическую, игровую деятельность, через лексическую особенность. Способствовать пониманию красоты русского фольклора его самобытности. Развивать образно-сценические навыки. Воспитывать основы духовности и нравственности; любовь к Родине.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей 4-5 лет
по ознакомлению с художественной литературой через малые фольклорные формы.
Тема: «Чтобы мы жили дружно и весело».
Пр. содержание. Приобщать детей к культуре предков через музыкальную, ритмическую, игровую деятельность, через лексическую особенность. Способствовать пониманию красоты русского фольклора его самобытности. Развивать образно-сценические навыки. Воспитывать основы духовности и нравственности; любовь к Родине.
Оборудование: игрушки, чудесный мешочек.
Методы и приемы. Создание игровой мотивации, рассказ воспитателя, выполнение воспитателем роли и игровых действий, беседа, художественное слово, словесные указания, обыгрывание малых фольклорных форм, обобщение, поощрение (сюрпризные моменты).
Конспект занятия
по ознакомлению с художественной литературой
через малые фольклорные формы.
Пр. содержание. Приобщать детей к культуре предков через музыкальную, ритмическую, игровую деятельность, через лексическую особенность. Способствовать пониманию красоты русского фольклора его самобытности. Развивать образно-сценические навыки. Воспитывать основы духовности и нравственности; любовь к Родине.
Оборудование: игрушки, чудесный мешочек.
Методы и приемы. Создание игровой мотивации, рассказ воспитателя, выполнение воспитателем роли и игровых действий, беседа, художественное слово, словесные указания, обыгрывание малых фольклорных форм, обобщение, поощрение (сюрпризные моменты).
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать по удивительной стране «Фольклор». Все вы спросите: «А что это?» Фольклор это – частушки, потешки, сказки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные, небылицы, скороговорки. И относятся они к народному творчеству. А почему оно народное? (Потому, что их народ сочиняет).
Дети, вы уже знаете много сказок, которые сочинил народ. А какие русские народные сказки вы знаете? Мы сейчас узнаем!
- Слушайте внимательно сказку, эта сказка не простая.
1. Первое задание: «Салат из сказок»
- Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, колобок». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках, где Баба Яга живет. Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!». А она отвечает: « Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: «По щучьему велению, по моему хотению». Желание исполнилось: вырос цветочек, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у неѐ один хрустальный башмачок, как у Золушки. А в руке – золотой ключик от каморки Папы Карло. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
-Назовите героев, которые встретились нам в «новой» сказке (дети называют героев). Скажите, из каких известных вам сказок они к нам пришли? (Дети называют сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «Баба Яга», Красная Шапочка», «По щучьему веленью», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик»)
2. Загадывание загадок.
Воспитатель заинтересовывает детей, показывая «чудесный» мешочек с игрушками, предлагает отгадать, что лежит внутри.
- Как можно узнать об этом? (угадать, пощупать, достать из мешочка)
- Еще можно загадать загадку о том, что лежит в мешочке.
Отгадайте загадки.
1- «Под кустом, под кустом
Кто-то с рыженьким хвостом,
Зверя нет в лесу рыжей.
Зверя нет в лесу хитрей!»
2- «Кто в лесу скромней всех?
Кто богатый носит мех?
Кто малину с веток рвёт?
Кто душистый любит мёд?»
3.Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
4. Рыжий Егорка, Упал на озерко, Сам не утонул. И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
5. Осенью в щель заберется,
А весной проснется.
(Муха)
6. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка). Как вы поняли, что это белка? (Она любит орешки, домик строят в дупле и у них пушистая шубка)
7. Корешки ищу – домой тащу,
Грибы ищу – на иголках тащу,
Что ни найду, все про запас
Себе в нору кладу. (Ёж)
8. Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь)
Воспитатель: - Дети, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: - Осень
Воспитатель: - Верно. Сейчас у нас в гостях Осень. Много сочинил наш народ пословиц, да поговорок об осени.
3. Д/у «Я начну, а вы продолжайте».
Воспитатель: - Давайте мы поиграем в игру. Я начну, а вы продолжайте!
Упал с дерева один лист — … (жди осени)
Осень пришла и … (урожай принесла)
Весна красна цветами, а …. (осень плодами)
Теплая осень … (к холодной зиме)
Сентябрь пахнет …(яблоками), октябрь — … (капустой)
В ноябре зима с (осенью борются)
4. Воспитатель: молодцы, вспомнили пословицы.
- А теперь скажите, что такое колыбельная? (Песня для сна)
- Пели ли вам колыбельную? (да)
Воспитатель: когда то давно, маленьким детям перед сном бабушки и мамы пели колыбельные песни. Слушая колыбельную, малыш быстро успокаивался и засыпал спокойным здоровым сном. Кто хочет спеть колыбельную? (Дети поют колыбельную)
- Баю-баюшки –баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам волчок не ходи,
Нашу детку не буди.
5. Исполнение песенки – потешки «Спал медведь на печке».
Воспитатель: - Богат наш народ песенками – потешками, под которые можно весело плясать. Потешками потешали, забавляли детей.
- А вы знаете, песенки – потешки?
Дети: - Знаем!
Воспитатель: - Назовите эти песенки – потешки! (Сорока- белобока; Ладушки; Идет коза рогатая)
Воспитатель: - Тогда, давайте петь, да веселиться!
«Ой, ёе-ёечки!
Спал медведь на коечке.
Свесились с кроватки
Две босые пятки.
Увидала Мишку
Мышка-шалунишка.
Влезла на кроватку –
Хвать его за пятку!»
(Дети поют и приплясывают).
Мышка не разбудила медведя, давайте его разбудим, только так, чтобы он не рассердился на нас.
Знакомство с прибаутками
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Просыпайся, наш дружок,
Встань, наш Мишенька, дружок.
Упражнение на звукоподражание
Воспитатель предлагает детям послушать, правильно ли они произносят слова «шишка», «сушка». Когда дети произносят слова, воспитатель обсуждает с ними, как научиться правильно произносить все звуки, подводит к пониманию, что чистоговорки и скороговорки помогают научиться четко и правильно выговаривать звуки и слова, объясняет значение слов «чистоговорка», «скороговорка».
Чистоговорки
Су - су - су - су - тихо зимой в лесу.
Са - са - са - са - укусила в нос оса.
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Со-со-со - у Сони колесо.
Су-су-су - ягоды в лесу.
Су-су-су - в лесу видели лису.
Су-су-су - было холодно в лесу.
Ша-ша-ша - наша Маша хороша.
Ша-ша-ша - выходи из камыша
Шо-шо-шо - Паша пишет хорошо.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Скороговорка Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Исполнение детьми частушек.
Воспитатель: - Очень любил и любит русский народ петь частушки.
(Дети становятся в шеренгу напротив друг друга)
Воспитатель: - Приготовьте ваши ушки, мы споём для вас частушки!
Мальчики: - Девочки - припевочки, чем вы на белилися?
Девочки: - А мы коровушек доили, молочком умылися!
Девочки: Выпал первый снег на крыши, выпал первый зуб у Миши.
Мальчики: - А он нисколько не грустит, в дырку весело свистит!
Мальчики: - Ох и щиплет Мороз, старый забияка.
Девочки: - У Полины на щеках расцвели два мака!
Девочки: - Ах, подружки мои, как же я любила!
Мальчики: -На свиданье в детский сад к милому ходила!
Все вместе: - Мы частушки любим петь, русские, народные.
Каждый день мы их поём, мы без них голодные.
Воспитатель: - Ай, да, молодцы! Садитесь, на свои места.
Заключительная часть.
Воспитатель: - Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте еще раз вспомним и назовём все то богатство, которое донесли до нас наши предки, чтобы мы жили дружно и весело. Что же это за богатство за такое?
Дети: - Песенки-потешки, частушки, загадки, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные.
Воспитатель: - Верно. Храните его и передавайте другим.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: - По русскому обычаю я вас гостинцами одарю (воспитатель раздает гостинцы).
- Угощайтесь! Не стесняйтесь! Спасибо что пришли - веселье принесли!
Это что за поросенок,
Где дырявый пятачок,
Почему не слышно визга?
— Это ж, братец, кабачок!
Еле осени дождалась
– Очень модничать люблю.
Ох, ребята, полюбуйтесь
Вы на шапочку мою.
- А сейчас скорее все навострите ушки!
Мы об осени споём веселые частушки
***
- На дворе похолодало – надо курточки надеть!
Это осень подсказала про нее частушки спеть!
***
- Мы осенние частушки пропоём сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши, веселей встречайте нас! Ух!
***
- Как красиво всё кругом золотым осенним днём:
Листья желтые летят, под ногами шелестят! Ух!
***
- Осень – времечко сырое, дождик льётся с высоты.
Люди чаще раскрывают разноцветные зонты! Ух!
***
- Осень – чудная пора, любит осень детвора!
В лес с корзинками мы ходим, много там грибов находим! Ух!
***
- Нет вкуснее яблок спелых, это знает детвора.
Как мы яблоки увидим, сразу все кричим: «Ура!»
***
- Любим мы свеклу, морковку и капусту тоже есть,
Потому что витамины в овощах и фруктах есть! Ух!
***
- Осень, Осень золотая, хорошо, что ты пришла!
Ты и яблок, ты и мёду, ты и хлеба принесла! Ух!
***
10. На себе всегда мы ловим восхищенья взоры!
Красоту нам и здоровье дарят помидоры!
***
- Не болеем больше гриппом, не боимся сквозняка!
Все таблетки заменяет нам головка чеснока!
***
Мы на наш осенний праздник натащили овощей!
После праздника наш повар нам на год наварит щей!
***
Осень – вкусная пора, осень любит детвора!
Эй, ребята, не зевай – созревает урожай!
***
В огороде и в саду фрукты – овощи найду.
Ой, чего здесь только нет, можно сделать винегрет!
***
Кто на славу потрудился, кто всё лето не ленился,
Тот всю зиму будет сыт – осень щедро наградит!
***
До чего красив наш сад, всюду яблоки висят
Жёлтые да красные, а на вкус – прекрасные!
***
В поле выросла картошка, урожай у нас готов!
Посадили мы немножко – накопали семь мешков!
***
В огород залез козёл, очень удивился,
Он большой кочан нашёл, чуть не подавился!
***
Репа крупная у нас, всей семьёй тащили,
Любовались целый час, а потом сварили!
***
Осень щедрая такая всех одарит за труды.
Мы на праздник Урожая принесли ее плоды.
***
Мы пололи сорняки, не боясь колючек.
Среди нас, поверьте, нет нежных белоручек.
***
А я бабушке своей поливала грядки.
Для здоровья всех внучат лучше нет зарядки!
***
У меня фигурка тонка и высокий каблучок.
Я не буду есть котлеты, мне пожарьте кабачок!
***
Я секрет румян достала у прабабки Фёклы -
Лучше всех румян заморских сок от нашей свеклы!
***
Мышку в клетку я поймал и там запер крепко,
Ведь без мышки не собрать в огороде репку.
***
Тыкву нашу поливали утром, вечером и днем!
Тыква выросла большая, и теперь мы в ней живем!
***
Оля бусы из рябины нанизала метров пять.
Чтобы их носить на шее, надо ей жирафом стать!
***
Настала осень – красота! Пришла осенняя пора.
Но не время унывать, будем петь и танцевать!
***
По дорожки я иду, на деревья я смотрю.
Пожелтели все они. Где же тёплые деньки?
***
Собрали много урожая, хватит нам на целый год.
Это осень золотая, нам дары свои даёт!
***
Листья падают, кружатся, и под ноги нам ложатся!
По листочкам мы пройдём, время классно проведём!
***
На юг птицы улетают, греться в тёплые края.
А я осень так люблю, и не уеду ни куда!
***
Пожелтела вся листва, погрустнела детвора.
Но не нужно унывать, надо осень нам встречать!
***
Утром я смотрю в окно, вижу зонтиков полно.
Вот дела, вот это да, осень, что ли, к нам пришла?!
***
Уж неделю дождик льёт, и гулять нам не даёт.
Осень, осень – уходи, Скорей зиму пригласи!
***
Мы частушки вам пропели, вы скажите от души,
Хороши частушки наши и мы тоже хороши! Ух!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей 6 – 7 лет по ознакомлению с художественной литературой «Кто рисует картинки в книжках?»
Занятие для детей 6 – 7 лет по ознакомлению с художественной литературой «Кто рисует картинки в книжках?»...

Конспект занятия (НОД) в средней логопедической группе по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка "Заюшкина избушка" (с добавлением нового героя)
Конспект занятия содержит пальчиковую гимнастику, речь с движением. В русскую народную сказку "Заюшкина избушка" добавлен новый герой, который изменяет конец сказки....

Конспект непрерывно образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в 2 младшей подгруппе Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК»
Это занятие помогает развивать интерес к художественному слову....

«Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы»
В конце 20-го начале 21 веков в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает нашему языку, а значит и культуре. Поэтому развитие речи средств...

Фотоотчёт к консультации «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы»
Фольклорно-игровые занятия требуют от педагога профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог должен уметь петь, танцевать, играть на народных инструментах перевоплощать...

Формирование предпосылок функциональной грамотности посредством приобщения детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы
Цель : развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных формЗадачи: учить детей различать интонацию и производить несложные игровые движения.учить малышей подражать...

Конспект занятия для детей 3-4 лет по ознакомлению с художественной литературой «Как Мишка искал друзей» (составление сказки по знакомым детям произведениям)
Конспект занятия для детей 3-4 лет по ознакомлению с художественной литературой «Как Мишка искал друзей» (составление сказки по знакомым детям произведениям)Конспект предполагае...