Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Пусть будут и Соловей, и Жук».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Пусть будут и Соловей, и Жук».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе
Тема: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Пусть будут и Соловей, и Жук».
Цель: создание условий для пересказа текста по плану.
Задачи:
- Научить составлять план рассказа, содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст.
- Развивать у детей умения полно и точно отвечать на поставленные вопросы.
- Формировать умение принимать участие в беседе, выражать свое мнение, прислушиваться друг к другу.
- Развивать слуховое внимание и грамматический строй речи.
- Развивать связную речь, активизировать словарный запас.
Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Основные понятия: насекомые, трель, жужжание, гордость, досада, достоинство.
Форма проведения: фронтальная.
Материалы и оборудование: портрет писателя, книга.
№ | Этапы | Действия воспитателя | Действия детей | Время |
1 | Вводный | Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в небольшое путешествие. Послушайте внимательно и отгадайте, куда же мы отправимся. (звучит аудиозапись с пением птиц в саду, воспитатель показывает картинку с изображение сада)
Давайте узнаем, а кто же сегодня встречает нас в саду. (воспитатель загадывает загадки и показывает изображения) Загадки Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки). Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют. Шевелились у цветка Домовитая хозяйка Все четыре лепестка. Полетает над лужайкой, Я сорвать его хотел — Похлопочет над цветком — Он вспорхнул и улетел. Он поделится медком. (Бабочка) (Пчела) В лесу у пня — На ромашку у ворот Суета, беготня, Опустился вертолёт, То народ рабочий Золотистые глаза. Снует и хлопочет. Кто же это? (Муравейник) (Стрекоза) Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это?.......(Соловей)
(прослушивание трели соловья с помощью свистульки) Теплым днем, весною, в мае, Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жужжу! Я – майский ……(Жук)
Однажды, в таком же прекрасном саду, как наш, произошел интересный случай. Об этой истории даже написал рассказ русский писатель и педагог В. А. Сухомлинский. Давайте его послушаем. Рассказ называется «Пусть будут и Соловей, и Жук». (воспитатель показывает портрет писателя) | Раскрывают и рассматривают посылку, Слушают рассказ о творчестве писателя, Вспоминают диких животных наших лесов отгадывают загадку, | 5 минут |
2 | Основной | Чтение рассказа «Пусть будут и соловей, и жук». Беседа по вопросам:
Дидактические игры. Игра «Назови ласково» Цели: формировать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов. Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель называет насекомое и бросает мяч ребёнку. Задача ребёнка назвать насекомое «ласково». Например: муравей — муравьишка комар — комарик гусеница — гусеничка пчела — пчёлка жук — жучок Игра «Почини слово» Цели: развивать слуховое внимание, совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза. Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что «дождик размыл» слова, и предлагает их восстановить. Например: ХА-МУ — муха РА-ВЕЙ-МУ — муравей ЛА-ПЧЕ — пчела МАР-КО — комар ЧОК-ЖУ — жучок ЗА-СТРЕ-КО — стрекоза Физкультминутка Заглянули утром в сад, А в саду жуки жужжат. Соловьи летают, Песни распевают. Тут вот яблони растут, Сливы, груши тоже тут. Пчелы летают, Нектар собирают. Ароматные цветы небывалой красоты Тут и там распустились, К солнцу устремились. Вот какая красота! Сохраним ее – друзья. Воспитатель: А сейчас мы будем пересказывать рассказ по частям (по цепочке). Пересказ должен быть подробным, старайтесь не пропускать важные события (моменты), рассказывать так, чтобы было интересно слушать. Не забывайте, что в каждом произведении есть три части – начало, середина и конец. Для пересказа нам надо составить план рассказа. 1 часть. В саду пел Соловей. 2 часть: а) Рядом летал Жук. б) Разговор Соловья и Жука. 3 часть. Полетели Соловей и Жук к Девочке. Воспитатель: План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. Пересказ рассказа по цепочке. | Слушают рассказ Отвечают на вопросы, рассуждают играют Выполняют движения по тексту Составляют план рассказа Слушают рассказ второй раз Пересказывают рассказ. | 10 минут 2 минуты 10 минут |
3 | Заключительный |
Без травинки нет леска, А без песни соловья; Даже маленький жучок Охраняет наш садок: Деревьям помогает, Цветочки опыляет. Для планеты все важны! Значит дружно жить должны! | Отвечают на вопросы | 3 минуты |
В. А. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук»
В саду пел Соловей. Его песня была прекрасна. Он знал, что его песню любят люди, и поэтому смотрел с гордостью на цветущий сад, на яркое синее небо, на маленькую Девочку, которая сидела в саду и слушала его песню.
А рядом с Соловьем летал большой рогатый Жук. Он летал и жужжал. Соловей прервал свою песню и говорит с досадой Жуку:
— Прекрати своё жужжание. Ты не даёшь мне петь. Твоё жужжание не нужно никому, и вообще лучше бы, если бы тебя, Жука, вообще не было.
Жук с достоинством ответил:
— Нет, Соловей, без меня, Жука, тоже мир невозможен, как и без тебя, Соловья.
— Вот так мудрость! — рассмеялся Соловей. — Значит, ты тоже нужен людям? Вот спросим у Девочки, она скажет, кто нужен людям и кто не нужен.
Полетели Соловей и Жук к Девочке, спрашивают:
— Скажи, Девочка, кого нужно оставить в мире — Соловья или Жука?
— Пусть будут и Соловей и Жук, — ответила Девочка. — И подумав, добавила: — Как же можно без Жука?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД «Развитие речи» Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
ТЕМА: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»ЦЕЛЬ: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.ЗАДАЧИ:1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:Продолжать учить содержательно,...

План - конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»»
План - конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы....

Конспект занятия по развитию речи. " Пересказ рассказа В.Сухомлинского " Яблоко и рассвет" с использованием мнемо таблиц"
Пересказ рассказа "Яблоко и рассвет" с использованием мнемо таблицы....

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа Е Снегирева Белек
Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа Е Снегирева Белек...

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа К. Ушинского Два плуга
Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа К. Ушинского Два плуга...

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа В. Осеевой Сыновья
Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа В. Осеевой Сыновья...

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату» из книги «Твои защитники».
Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату» из книги «Твои защитники»....
