Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа К. Ушинского Два плуга
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Соколова Ирина Анатольевна

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа К. Ушинского Два плуга

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Два плуга».

Цель: совершенствование умения детей пересказывать тексты, правильно строить предложения.

Задачи:

  • Формировать у детей умение пересказывать текст последовательно согласно составленному плану, без пропусков и повторений,

передавая речь персонажей.

  • Побуждать объяснять значение слов.
  • Закрепить представление детей о предметах каждой профессии.
  • Работать над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. 
  • Развивать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
  • Воспитывать познавательный интерес.

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Основные понятия: рассказ, земледелец, купец, лавка.

Форма проведения: фронтальная.

Материалы и оборудование: портрет писателя, текст рассказа, сундучок, картинки с инструментами для работы, небольшие сюрпризы для детей.


Этапы

Действия воспитателя

Действия детей

Время

1

Вводный

Воспитатель: Дети, кому из вас хочется вырасти поскорее и стать взрослым?
- Скажите, а куда каждый день ходят ваши мамы и папы, взрослые?
- Для чего люди ходят на работу?
- Кем работают ваши родители? (спросить каждого ребенка)
- А что они делают на работе? (
они шьют одежду, учат детей, лечат заболевших, готовят пищу, перевозят грузы).
Воспитатель: Замечательно. Послушайте отрывок из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Нужные работники –
Столяры и плотники.
Столяру хорошо,
А инженеру лучше.

Я бы строить дом пошел,

Пусть меня научат.
Инженеру – хорошо,
А доктору лучше.

Я б детей лечить пошел –

Пусть меня научат.

  • Как вы думаете, о чем говорится в стихотворении? (о профессиях).

Игра с мячом «Кто чем занимается?»

Цели: развивать грамматический строй речи, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.

Например:

Врач (что делает?) лечит людей.

Учитель...        Повар...

Пожарный...        Портниха...

Дворник...        Почтальон...

Продавец...        Художник...

Воспитатель...        Парикмахер...

Воспитатель: Все профессии нужны, все профессии важны. Главное – нужно выполнять хорошо любимую работу. 

Игра «Кому, что нужно для работы?»


Цель: Закрепить представление детей о предметах каждой профессии.
Ход игры: воспитатель предлагает открыть волшебный сундучок, в котором находятся картинки с инструментами для работы людей разных профессий, показывает картинки, а дети отвечают, кому эти инструменты нужны для работы, последней достается картинка с изображением плуга.

Воспитатель: Люди разных профессий используют разные инструменты для своей работы. У меня есть «чудесный сундучок», в котором лежит много интересных вещей. Чтобы узнать, что там лежит, нужно сказать такие слова «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок».

Молодцы. Мы сегодня познакомимся с новым произведением. Это рассказ «Два плуга». Написал этот рассказ Константин Дмитриевич Ушинский - показ портрета писателя. Константин Дмитриевич родился более 180 лет назад. Он был не только писателем, но и педагогом. В те времена не было таких школ и детских садов, как сейчас, не было учебников. Константин Дмитриевич сам составил для учеников начальной школы такие учебники, как «Детский мир» и «Родное слово», куда вошли и его рассказы и сказки, написанные для детей.

Отвечают на вопросы, слушают стихотворение,

Дети говорят волшебные слова, сундучок открывается, называют инструменты, и кому они принадлежат

Слушают рассказ о писателе

7 минут

2

Основной

Чтение рассказа Паустовского «Два плуга».

Чтение рассказа с установкой на запоминание: «Послушайте внимательно, будем пересказывать рассказ.»

  • Ребята, встретились ли вам в этом тексте непонятные слова по значению?
  • Кто такой земледелец?
  • А кто такой купец?
  • А что такое лавка купца?      

Беседа по содержанию рассказа.

  • Как называется рассказ?
  • Кто написал рассказ?
  • Как и где были сделаны два плуга?
  • К кому попал один плуг и, что случилось с другим?
  • Как выглядели оба плуга, когда встретились снова?
  • О чём говорили два плуга?
  • Ребята, так о чем же этот рассказ?
  • В чём главный смысл этого рассказа? 

    Физкультминутка «Профессии»

     
Я шофер - помыл машину          (топающий шаг)
Сел за руль и выгнул спину
Загудел мотор и шины
Зашуршали у машины.               ( ши – ши – ши)
Подметает дворник двор
Убирает дворник сор.        (наклоны вперед, имитируя подметание)
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту.  (повороты, приставляя ладонь к глазам)
А сапожник сапоги

Для любой сошьет ноги.   (выставлять поочередно ноги на пятку)
К сапогам прибьет подковки,
И пляши без остановки.             (притопывание ногами)
Наши летчики – пилоты            (развести руки)
Приготовились к полету.    (наклоны корпуса вправо – влево со звуком ж)
Веселей смотри вокруг:          (повороты головы вправо-влево)
Детский врач – ребятам друг         (дыхательные упражнения)

 

   Воспитатель: А сейчас мы будем пересказывать этот рассказ, но сначала нам нужно составить план пересказа.

  1. Сделаны два плуга.
  2. Куда попали.
  3. Встреча.
  4. Разговор.

      Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Пересказ рассказа детьми.

(2-3 человека)

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.

  • Был сапожник?
  • Был!
  • Шил сапожки?
  • Шил!
  • Для кого сапожки?
  • Для соседской кошки.

Б. Заходер

Скороговорка

Цели: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение, правильное голосоведение.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

Кран протёкший очень хочет  Подкрутить водопроводчик.

Шел Егор через двор,

Нес топор чинить забор.

Игра «Назови ласково»

Цель: развивать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать ласково различные орудия труда и инструменты. Например:

молоток — молоточек        топор — ...
ключ — ...        грабли — ...

нож — ...        напёрсток — ...

гайка — ...        игла — ...

гвоздь — ...        метла — ...

Слушают рассказ

Отвечают на вопросы, рассуждают

Выполняют движения по тексту

Составляют план пересказа

Слушают рассказ второй раз

Пересказывают рассказ.

 Работают над дикцией

2 минуты

2 минуты

3 мин

3 минуты

10 мин.

3

Заключительный

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а вы можете прямо сейчас стать поваром, пилотом или врачом? Конечно же нет, потому что для этого вам необходимо подрасти и выучиться, ведь каждой профессии необходимо учиться, вы готовы к этому? А кем бы вы хотели стать? 

Ребята, а давайте еще раз заглянем в наш «чудесный сундучок». (воспитатель достает из сундучка небольшие сюрпризы для детей с пожеланиями, чтобы их мечты сбылись)

Отвечают на вопросы

3 минуты

ДВА ПЛУГА

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга.

Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу, а другой долго и совершенно бесполезно лежал, провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже ещё лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

  • Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
  • От труда, мой милый, — отвечал тот. — А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

К. Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа К. Ушинского "Лекарство" (старшая группа)

Воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку - маме. Развивать желание заботиться о своих близких людях. Учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов; закре...

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа К. Ушинского «Лекарство». Старшая группа.

Педагог: Мама - самый дорогой человек на свете, от маминой улыбки нам становится светло, радостно, спокойно на душе. Ребята, а вы помогаете своим мамам? (ответы детей)Дидактическое упражнение с сюжетн...

Технологическая карта по развитию речи.Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

технологическая картаПересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»...

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа Е Снегирева Белек

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа Е Снегирева Белек...

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа В. Осеевой Сыновья

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа В. Осеевой Сыновья...

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Пусть будут и Соловей, и Жук».

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Пусть будут и Соловей, и Жук»....

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату» из книги «Твои защитники».

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату» из книги «Твои защитники»....