Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату» из книги «Твои защитники».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Соколова Ирина Анатольевна

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату» из книги «Твои защитники». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: Пересказ рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату» из книги «Твои защитники».

Цель: познакомить детей с книгой Льва Кассиля «Твои защитники», создать условия для пересказа текста.

Задачи:

  • Научить последовательно и логично излагать свои мысли, отвечать на вопросы.
  • Прививать интерес к художественной литературе о войне.
  • Развивать свободное общение детей с педагогом, диалогическую и монологическую формы речи.
  • Развивать слуховое внимание и грамматический строй речи.
  • Обогащать и активизировать словарь детей по теме.
  • Обогащать и уточнять словарь прилагательных.

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Основные понятия: ВОВ, День Победы, солдаты, советская армия, фашисты.

Форма проведения: фронтальная.

Материалы и оборудование: запись песни «День Победы», книги Л. Кассиля, портрет писателя, фотографии.

Этапы

Действия воспитателя

Действия детей

Время

1

Вводный

Воспитатель незаметно для детей включает песню «День Победы»

Воспитатель: Дети, а вы знаете, какому празднику посвящена эта песня?

(Дню Победы, 9 мая).

Воспитатель читает детям стихотворение «День Победы».

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы?

Это значит нет войны.

Воспитатель: Правильно, каждый год, 9 мая, все люди в нашей стране и во всем мире отмечают большой праздник – День Победы. В 2025 году исполнится 80 лет со дня окончания Великой Отечественной войны.

  • А что вы знаете о Великой Отечественной войне?
  • А откуда в наше время молодое поколение узнает о Великой Отечественной войне?

(Из рассказов взрослых, по телевизору, из интернета, из фильмов.)

Воспитатель: Правильно, но о Великой Отечественной войне написано много книг: это повести, рассказы, поэмы, стихи.

Отвечают на вопросы

 слушают стихотворение

3 минуты

2

Основной

 

Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас с одной из таких книг. Называется она «Твои Защитники», а написал её Лев Кассиль. (Показывается портрет писателя)

Эта книга состоит из рассказов. У каждого рассказа есть своё название. В каждом рассказывается о героизме людей разных родов войск во время войны

Наши солдаты во время войны были не только смелыми, сильными, но и добрыми, миролюбивыми людьми, несмотря на жестокие бои, которые им пришлось вести, защищая свою Родину.

Воспитатель показывает фотографию, на которой запечатлен памятник Советскому солдату в Берлине.

  • Дети, а вы знаете, что это за памятник? 
  • А хотите узнать? 

Тогда я прочитаю вам рассказ из книги Льва Кассиля «Твои защитники». Вы внимательно слушайте и потом скажете, как бы вы назвали этот рассказ.

Воспитатель читает рассказ «Памятник Советскому солдату».

Вопросы по тексту: 

  • Какое название может быть у этого рассказа?
  • До какого города дошли наши войска?
  • Кого увидел солдат во время боя?
  • Что сделал солдат?
  • Где подняли бойцы нашей армии свой флаг?
  • Что сделали фашисты после этого?
  • Где стоит памятник Советскому солдату?
  • А как вы думаете, почему поставили памятник нашему солдату?

Физкультминутка.

Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом.

Левой – раз, правой – раз!

Посмотрите все на нас.

Мы захлопаем в ладошки –

Дружно, веселей.

Застучат пусть наши ножки –

Громче и быстрей.

По коленочкам ударим –

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем –

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Воспитатель: Итак, ребята, какие же качества мы увидели у советского солдата?

Игра с мячом «Подбери признак».

Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных.

солдат (какой?)— Храбрый, смелый, отважный, сильный, бесстрашный, выносливый, добрый, жалостливый, миролюбивый, самоотверженный...

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним пословицы о Родине и воинах.

«Тот герой, кто за Родину горой».

«Жить – Родине служить».

«Где смелость – там победа».

«Смелого враг не возьмет».

«Русский солдат не знает преград».

«Если армия сильна – непобедима и страна».

Пересказ рассказа «Памятник советскому солдату».

Слушают

Отвечают на вопросы

Слушают рассказ

Отвечают на вопросы

Выполняют движения по тексту

Подбирают прилагательные к слову солдат

Вспоминают и повторяют пословицы

Пересказывают текст

24 минуты

3

Заключительный

Воспитатель: 

  • С какой книгой я вас сегодня познакомила?
  • Кто автор этой книги?  
  • Вам понравилось литературное произведение? Почему?
  • Что нового вы узнали из книги «Твои защитники» о Великой Отечественной войне?»
  • Хотите ли вы послушать новые рассказы из этой книги?

Хорошо, в следующий раз я прочитаю вам новые рассказы, а сейчас поставлю книгу на полку в книжном уголке, и вы в любое время можете взять её и рассмотреть.

Подводят итог

Отвечают на вопросы

3 минуты

Рассказ «Памятник Советскому солдату»

Долго шла война.

Начали наши войска наступать по вражеской земле. Фашистам уже дальше и бежать некуда. Засели они в главном немецком городе Берлине.

Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты - не устояли. Стали брать солдаты Советской Армии в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются.

И вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. А те с перепугу о ней забыли... Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт... Видит наш солдат - пропадает девчонка... «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!..»

Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.

А скоро и бойцы наши уже подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы.

Сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир.

И построили теперь в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой - маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ООД развитие речи «Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок».

Цель: развитие речи у дошкольников старшего дошкольного возраста, формирование знаний у детей о творчестве Л.Н. Толстого, знакомство с рассказом «Прыжок»Задачи: Совершенствовать умение пер...

Технологическая карта по развитию речи.Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

технологическая картаПересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Чтение рассказа Льва Кассиля «Памятник Советскому солдату»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: Чтение рассказа Льва Кассиля «Памятник Советскому солдату»Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтеграция областе...

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа Е Снегирева Белек

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа Е Снегирева Белек...

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа К. Ушинского Два плуга

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа К. Ушинского Два плуга...

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа В. Осеевой Сыновья

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа В. Осеевой Сыновья...

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Пусть будут и Соловей, и Жук».

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Пусть будут и Соловей, и Жук»....