В гостях у сказки: развитие речи через игровые ситуации и театрализацию
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Сескутова М.В.

Методическая разработка «В гостях у сказки: развитие речи через игровые ситуации и театрализацию» предназначена для воспитателей младших групп детского сада и направлена на формирование речевых навыков у детей 2–3 лет. В работе представлена система игровых занятий, сочетающих элементы театрализации, дидактические игры, артикуляционную гимнастику и работу с потешками.

Основной акцент сделан на вовлечение детей в активную речевую деятельность через эмоционально значимые сюжеты (сказки, имитационные игры, диалоги с игрушками). Разработка включает подробное описание структуры занятия, методов активизации речи, примеры вопросов и заданий, а также рекомендации по организации работы с учетом возрастных особенностей младших дошкольников.

Материал может быть использован как для групповых занятий, так и для индивидуальной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития. Предложенные приемы способствуют расширению словарного запаса, развитию диалогической речи и формированию интереса к вербальному общению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_razvitie_rechi.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию речи для младшей группы детского сада

Тема: "В гостях у сказки: развитие речи через игровые ситуации и театрализацию"

Подготовила воспитатель Сескутова М.В.
МАДОУ «Детский сад №5 «Семицветик»

г. Вольска Саратовской области»

Цель: развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста через игровые и театрализованные формы работы, обогащение словарного запаса, формирование умения строить простые предложения и участвовать в диалоге.

Задачи:

  1. Активизировать речевую деятельность детей через вовлечение в игровые и театрализованные ситуации.
  2. Обогащать словарный запас за счет введения новых слов, связанных с сюжетами сказок и повседневной жизнью.
  3. Развивать умение слушать и понимать речь взрослого, отвечать на простые вопросы.
  4. Формировать навык составления коротких предложений и участия в диалоге.
  5. Развивать мелкую моторику как средство стимуляции речевой активности.

Методы и приемы:

  1. Игровые ситуации с использованием игрушек и наглядного материала.
  2. Элементы театрализации (пальчиковый театр, кукольные представления).
  3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
  4. Дидактические игры на обогащение словаря.
  5. Чтение и обыгрывание коротких сказок и потешек.

Структура занятия:

1. Организационный момент (2–3 минуты)

Занятие начинается с создания эмоционального настроя. Дети садятся в круг, воспитатель предлагает поприветствовать друг друга с помощью потешки: "Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп! Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!" Это помогает настроить детей на работу и активизирует их речевую активность.

2. Основная часть (12–15 минут)

а) Игровая ситуация "Кто в домике живет?"

Воспитатель показывает детям домик (игрушечный или нарисованный) и говорит: "Посмотрите, какой красивый домик! Кто же в нем живет?" Из домика по очереди появляются игрушки (кошка, собачка, мишка), и воспитатель побуждает детей назвать их, имитировать их голоса ("Как говорит кошка? Мяу!"). Далее дети отвечают на вопросы: "Кто это? Что делает кошка?"

б) Театрализация сказки "Репка" (упрощенный вариант)

Воспитатель рассказывает сказку с использованием пальчикового театра, вовлекая детей в проговаривание повторяющихся фраз ("Тянем-потянем!"). После проигрывания задает вопросы: "Кто тянул репку? Кто пришел первым? Что сказала мышка?"

в) Дидактическая игра "Что лишнее?"

На столе раскладываются картинки с изображением животных (кошка, собака, корова, мячик). Детям предлагается найти лишний предмет и объяснить свой выбор ("Мячик — это не животное").

3. Заключительная часть (3–5 минут)

Проводится артикуляционная гимнастика в игровой форме ("Как лошадка цокает язычком?"). Воспитатель благодарит детей за активность и предлагает "отправить" игрушки спать, проговаривая: "Кошка устала, она идет спать. Пока, кошка!"

Ожидаемые результаты:

  • Дети активно используют в речи простые слова и звукоподражания.
  • Отвечают на вопросы воспитателя односложно или короткими фразами.
  • Проявляют интерес к игровым ситуациям и театрализованным действиям.
  • Улучшают артикуляцию и речевое дыхание.

Рекомендации для воспитателей:

  • Речь взрослого должна быть четкой, эмоциональной, с использованием простых предложений.
  • Важно многократное повторение новых слов в разных контекстах.
  • Необходимо поощрять даже минимальную речевую активность ребенка.
  • Следует сочетать речевые упражнения с двигательной активностью для поддержания интереса.

Данная методическая разработка позволяет в игровой форме стимулировать речевое развитие детей младшего дошкольного возраста, создавая благоприятную эмоциональную среду для освоения коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет «Создание необходимых условий для единого образовательного пространства ДОУ по развитию речи через игровую деятельность»

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребнос...

Педагогический проект по развитию речи через игровую деятельность.

Главный вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Она является естественной средой развития детей. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игровой форме, изу...

Консультация для родителе "Развитие речи через игровую деятельность"

ldquo;И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.&rdquo...

Проект "Развитие речи через игровую деятельность "

Развитие речи через игровую деятельность...

Развитие речи через игровую деятельность

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком языка.Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспит...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи через игровую деятельность детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития речи детей посредством дидактической игры.Задачи:повысить собственны...