Непрерывная образовательная деятельность Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие Тема «Звуки Б- БЬ Буква Б»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Валева Елена Сергеевна

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 47

 

 

 

 

 

 

 

Непрерывная образовательная деятельность

Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие

Тема «Звуки Б- БЬ Буква Б»

 

 

 

 

Исполнитель: Валева. Е.С

 

 

Екатеринбург

Непрерывная образовательная деятельность

Тема «Звуки М- МЬ Буква М»

 

Цель: познакомить детей с буквой Б и звуками [Б]и [БЬ’]

Задачи:

Уточнить произношение звуков [б] и [бь].

-Дифференцировать звуки [б] и [бь].

-Упражнять детей в звуковом анализе слов.

-Развитие фонематического восприятия.

-Учить согласованию прилагательных с существительными.

-Развивать умение строить последовательно свое высказывание.

-Развитие мышления, зрительного восприятия.

-Воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: карточки - домики найди место звука, гномики синего и зеленого цвета Пон и Пин, демонстрационный материал – для определения звука картинки рабочие тетради, зеркала на каждого ребенка, предметные картинки в названиях которых есть звук б бь демонстрационные картинки буква  б бь, тучка, гномики раздаточный материал.

 

Ход непрерывной образовательной деятельности

Организационный момент

Приветствие: Звенит колокольчик. Дети собираются в круг.

Здравствуй, правая рука. Здравствуй, левая рука. Здравствуй, друг, здравствуй, друг, Здравствуй, весь наш дружный Круг.

Игра «Экскурсия в магазин». воспитатель предлагает детям представить, что они находятся в большом магазине на экскурсии.

Правила игры: воспитатель называет отдел, например: «Игрушки». Дети вспоминают, какие игрушки они знают или видели в магазине, называют их, получая фишку. Дети последовательно «посещают» следующие отделы: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Электротовары» и т. д.

Развитие артикуляционной моторики

 

 

 

 

Актуализация знаний

Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка Давайте выполним артикуляционную гимнастику

Очень любит наш роток улыбаться («Улыбка»),

А подвижный язычок работой заниматься.

Наш язык лопатку сделал, раз – два («Лопатка»),

А потом забор построил. Красота. («Заборчик»).

Рядом с новеньким забором – желобок («Желобок»),

По нему несётся воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи),

Физзарядка получилась хороша.

Объявление темы занятий

 

Игра «О чём плачет тучка?» Воспитатель помещает на фланелеграфе изображения тучки и капелек, на которых изображены картинки с заданной первым звуком Б Бь Ребята какой звук вы слышите первый в словах которая принесла нам тучка.

«Отгадайте загадки».

А)У маленькой Катюшки

Уселся на макушке.

Ни мотылек, не птичка

Держит две косички. (бант)

 

Б)Он не пустит в ранку грязь

И удержит в ранке мазь.

Там, где боль, обнимет нежно.

Наш помощник белоснежный. (бинт)

Инструкция: «Назовите первый звук в слове «бант».

Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [Б] и [бь], а так же с буквой “Б”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с новым звуком

 

Характеристика звука «Давайте, посмотрим в зеркала и скажем, что нам помогает произносить этот звук?» (есть преграда в виде губ, его нельзя петь и тянуть, голосок участвует, значит это – согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом).гномиком

Ребята давайте произнесём  звук [б].

Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты.)

Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются.

-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)

-Какое положение принимает  язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук  [ б] звонкий.

- Звук [ б] - согласный, твердый, звонкий.

А звук [ б’]? (Согласный, мягкий, звонкий, губной.)

Молодцы ребята.

 

Знакомство с новым звуком

 

 

 

  1. Изолированное произношение

Развитие мягкой голос подачи. Голосовое упражнение «Немое кино». Будьте внимательны, я буду показывать звуки без голоса, а потом мы с вами их пропоем. (Звукоряды: ауи, иуа,  иау.)

Произношение звуков  [б], [б’] в слогах. Развитие координации движений.

Наша тучка любит играть на музыкальных инструментах. Она играет на балалайке, трубе и барабане. Давайте поиграем с ней:

- на балалайке – ба-бо-бу-ба-бо-бу;

- на трубе – би-ба-бо-би-ба-бо;

- на барабане – бам-бом-бум-бим.

2. Уточнение артикуляции звука

Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [б], хлопните в ладоши.

Ха, ба, па, ты, бы, мы, бо, но, по, бу, ту,  пу….

Игра «Поймай слово» Ребята, вы должны будете хлопками «ловить» слова со звуками [б], [б’]. (Альбом, хобот, буква, кабан, азбука, паук, машина, бант, нос, батон, соболь, бревно, робот, губы.)

Вы хорошо справились с заданием, молодцы!

Игра «Кто внимательный»

Давайте поиграем. Когда я назову согласный твердый звук[ б], вы поднимите…(синий кружок), а когда – согласный мягкий звук [б’]

(Зеленый кружок). Б, б’, б’, б, б, бя, ба, бы, аб, бе.

3. Определение характеристики звука

Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)

Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.

Посмотрите на доску, перед вами картинки, нужно назвать только те картинки, в которых есть звук [ б] (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот).

А теперь ребята, угадайте слово, начав его [ б] или [б’]:

…елка, …улка, …оль, …ольшой, …рат, …ант, …анка, …окс, …отинки, …аран, …арабан, …рюки.

Игра. Определите место звука в слове.

Тучка приготовила для вас  подарки. Чтобы получить подарки, вам надо будет определить место звуков Б, Бь в названиях картинок.

- Работать будем по звуковым схемам. Какого цвета кружки вам нужны будут для работы. (Синий и зеленый).

Ребята, если вы услышите звуки Б или Бь в начале слова, то поставите кружок в первую клеточку, если в середине слова, во вторую, а если в конце слова, в третью клеточку.

-Подарок от тучки получит тот из вас, кто определит место звука Б или Бь в слове бык. (В слове бык звук Б находится в начале слова и он твердый, поэтому поставлю синий кружок в первую клеточку)

- Подарок получит тот, кто определит место звука Б или Бь в слове жеребёнок. (В слове ребёнок звук Бь находится в середине слова, он мягкий, поэтому поставлю зеленый кружок во вторую клеточку)

. Из этого можно сделать вывод, что звук [Б БЬ встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце.

Физкульт минутка

А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики).

Тук ток, туки ток, Застучал молоток,

Будем строить новый дом С высоким крыльцом

С окнами большими Со ставнями резными,

Тук ток, туки ток Замолчал молоток,

Вот готов новый дом, Будем жить мы в нем.

(Молодцы, садимся на свои места).

 

Развитие фонематических процессов

 

 

 

 

Знакомство с новой буквой

 

Игра «Наоборот».

Тучка предлагает нам поиграть в игру «Наоборот». Я буду произносить слог с твёрдым звуком [б], а вы  будете произносить слог с мягким звуком [бь]:

ба – бя

бо – бё

бу – бю

бы – би

бэ – бе

Молодцы.

- Ребята, с какими звуками нас познакомила тучка? (Со звуками [ б] и [б’].) А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки? (Да.) Но для начала давайте вспомним правило. Что мы слышим, произносим? (Звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (Буквы). Давайте все вместе повторим правило :Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу. Звуки [б[, [б’] обозначаются на письме буквой Б.

Из каких элементов состоит буква Б? ( Из длинной и короткой палочки, полукруга).

Буква эта с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

- Построим из пальцев букву «Б».

Указательный с большим

Мы в кольцо соединим

Остальные мы дугой

Над кольцом объединим.

-На доске закреплены буквы (буквы магнитной азбуки из графически похожих В, Ф, Р), каждый из вас подойдет к доске и выберет букву «Б». Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.

Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву  Б БЬ лучше запомнить, Мы с вами выполним задания в тетрадях

Итог занятия

О каких звуках мы сегодня говорили? (о звуках [б] и [бь]).

С какой буквой работали?(с буквой Б б).

Скажи понравилось ли тебе выполнять задания?

А какие задания понравились больше всего?

Тучка осталась довольной вашими ответами. Вы были активными, внимательными, старательными выполняли все задания. Поэтому сейчас для нас светит солнышко

Рефлексия

Ребята, вы очень постарались, выполняли задания все дружно молодцы

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_b_b.docx1.08 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".

Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

   Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа

Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР...

конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э" в подготовительной группе...