Непрерывная образовательная деятельность Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие Тема «Звуки Б- БЬ Буква Б»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47
Непрерывная образовательная деятельность
Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие
Тема «Звуки Б- БЬ Буква Б»
Исполнитель: Валева. Е.С
Екатеринбург
Непрерывная образовательная деятельность
Тема «Звуки М- МЬ Буква М»
Цель: познакомить детей с буквой Б и звуками [Б]и [БЬ’]
Задачи:
Уточнить произношение звуков [б] и [бь].
-Дифференцировать звуки [б] и [бь].
-Упражнять детей в звуковом анализе слов.
-Развитие фонематического восприятия.
-Учить согласованию прилагательных с существительными.
-Развивать умение строить последовательно свое высказывание.
-Развитие мышления, зрительного восприятия.
-Воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: карточки - домики найди место звука, гномики синего и зеленого цвета Пон и Пин, демонстрационный материал – для определения звука картинки рабочие тетради, зеркала на каждого ребенка, предметные картинки в названиях которых есть звук б бь демонстрационные картинки буква б бь, тучка, гномики раздаточный материал.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Организационный момент | Приветствие: Звенит колокольчик. Дети собираются в круг. Здравствуй, правая рука. Здравствуй, левая рука. Здравствуй, друг, здравствуй, друг, Здравствуй, весь наш дружный Круг. Игра «Экскурсия в магазин». воспитатель предлагает детям представить, что они находятся в большом магазине на экскурсии. Правила игры: воспитатель называет отдел, например: «Игрушки». Дети вспоминают, какие игрушки они знают или видели в магазине, называют их, получая фишку. Дети последовательно «посещают» следующие отделы: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Электротовары» и т. д. |
Развитие артикуляционной моторики
Актуализация знаний | Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка Давайте выполним артикуляционную гимнастику Очень любит наш роток улыбаться («Улыбка»), А подвижный язычок работой заниматься. Наш язык лопатку сделал, раз – два («Лопатка»), А потом забор построил. Красота. («Заборчик»). Рядом с новеньким забором – желобок («Желобок»), По нему несётся воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи), Физзарядка получилась хороша. |
Объявление темы занятий
| Игра «О чём плачет тучка?» Воспитатель помещает на фланелеграфе изображения тучки и капелек, на которых изображены картинки с заданной первым звуком Б Бь Ребята какой звук вы слышите первый в словах которая принесла нам тучка. «Отгадайте загадки». А)У маленькой Катюшки Уселся на макушке. Ни мотылек, не птичка Держит две косички. (бант)
Б)Он не пустит в ранку грязь И удержит в ранке мазь. Там, где боль, обнимет нежно. Наш помощник белоснежный. (бинт) Инструкция: «Назовите первый звук в слове «бант». Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [Б] и [бь], а так же с буквой “Б” |
Знакомство с новым звуком
| Характеристика звука «Давайте, посмотрим в зеркала и скажем, что нам помогает произносить этот звук?» (есть преграда в виде губ, его нельзя петь и тянуть, голосок участвует, значит это – согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом).гномиком Ребята давайте произнесём звук [б]. Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты.) Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются. -Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.) -Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.) -Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук [ б] звонкий. - Звук [ б] - согласный, твердый, звонкий. А звук [ б’]? (Согласный, мягкий, звонкий, губной.) Молодцы ребята. |
Знакомство с новым звуком
|
Развитие мягкой голос подачи. Голосовое упражнение «Немое кино». Будьте внимательны, я буду показывать звуки без голоса, а потом мы с вами их пропоем. (Звукоряды: ауи, иуа, иау.) Произношение звуков [б], [б’] в слогах. Развитие координации движений. Наша тучка любит играть на музыкальных инструментах. Она играет на балалайке, трубе и барабане. Давайте поиграем с ней: - на балалайке – ба-бо-бу-ба-бо-бу; - на трубе – би-ба-бо-би-ба-бо; - на барабане – бам-бом-бум-бим. 2. Уточнение артикуляции звука Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [б], хлопните в ладоши. Ха, ба, па, ты, бы, мы, бо, но, по, бу, ту, пу…. Игра «Поймай слово» Ребята, вы должны будете хлопками «ловить» слова со звуками [б], [б’]. (Альбом, хобот, буква, кабан, азбука, паук, машина, бант, нос, батон, соболь, бревно, робот, губы.) Вы хорошо справились с заданием, молодцы! Игра «Кто внимательный» Давайте поиграем. Когда я назову согласный твердый звук[ б], вы поднимите…(синий кружок), а когда – согласный мягкий звук [б’] (Зеленый кружок). Б, б’, б’, б, б, бя, ба, бы, аб, бе. 3. Определение характеристики звука Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.) Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове. Посмотрите на доску, перед вами картинки, нужно назвать только те картинки, в которых есть звук [ б] (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот). А теперь ребята, угадайте слово, начав его [ б] или [б’]: …елка, …улка, …оль, …ольшой, …рат, …ант, …анка, …окс, …отинки, …аран, …арабан, …рюки. Игра. Определите место звука в слове. Тучка приготовила для вас подарки. Чтобы получить подарки, вам надо будет определить место звуков Б, Бь в названиях картинок. - Работать будем по звуковым схемам. Какого цвета кружки вам нужны будут для работы. (Синий и зеленый). Ребята, если вы услышите звуки Б или Бь в начале слова, то поставите кружок в первую клеточку, если в середине слова, во вторую, а если в конце слова, в третью клеточку. -Подарок от тучки получит тот из вас, кто определит место звука Б или Бь в слове бык. (В слове бык звук Б находится в начале слова и он твердый, поэтому поставлю синий кружок в первую клеточку) - Подарок получит тот, кто определит место звука Б или Бь в слове жеребёнок. (В слове ребёнок звук Бь находится в середине слова, он мягкий, поэтому поставлю зеленый кружок во вторую клеточку) . Из этого можно сделать вывод, что звук [Б БЬ встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. Физкульт минутка А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики). Тук ток, туки ток, Застучал молоток, Будем строить новый дом С высоким крыльцом С окнами большими Со ставнями резными, Тук ток, туки ток Замолчал молоток, Вот готов новый дом, Будем жить мы в нем. (Молодцы, садимся на свои места).
|
Развитие фонематических процессов
Знакомство с новой буквой
| Игра «Наоборот». Тучка предлагает нам поиграть в игру «Наоборот». Я буду произносить слог с твёрдым звуком [б], а вы будете произносить слог с мягким звуком [бь]: ба – бя бо – бё бу – бю бы – би бэ – бе Молодцы. - Ребята, с какими звуками нас познакомила тучка? (Со звуками [ б] и [б’].) А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки? (Да.) Но для начала давайте вспомним правило. Что мы слышим, произносим? (Звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (Буквы). Давайте все вместе повторим правило :Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу. Звуки [б[, [б’] обозначаются на письме буквой Б. Из каких элементов состоит буква Б? ( Из длинной и короткой палочки, полукруга). Буква эта с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком. - Построим из пальцев букву «Б». Указательный с большим Мы в кольцо соединим Остальные мы дугой Над кольцом объединим. -На доске закреплены буквы (буквы магнитной азбуки из графически похожих В, Ф, Р), каждый из вас подойдет к доске и выберет букву «Б». Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу. Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву Б БЬ лучше запомнить, Мы с вами выполним задания в тетрадях |
Итог занятия | О каких звуках мы сегодня говорили? (о звуках [б] и [бь]). С какой буквой работали?(с буквой Б б). Скажи понравилось ли тебе выполнять задания? А какие задания понравились больше всего? Тучка осталась довольной вашими ответами. Вы были активными, внимательными, старательными выполняли все задания. Поэтому сейчас для нас светит солнышко |
Рефлексия | Ребята, вы очень постарались, выполняли задания все дружно молодцы |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".
Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа
Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР...

конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э" в подготовительной группе...

