Конспект занятия "Космос"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Фомичева Ольга Витальевна

Конспект подгруппового занятия в старшей группе по лексической теме "Космос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_leksicheskoy_teme_kosmos.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Фомичева Ольга Витальевна,

учитель – логопед,

МБДОУ городского округа «Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида №154 «Колобок»

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Космос»

Возраст: Старшая группа (5 - 6 лет).

Форма проведения: Подгрупповое занятие.

Цель: Систематизация и закрепление представлений по лексической теме «Космос».

Образовательные задачи: 

  • Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте детей;
  • Совершенствовать навык подбора слов, походящих по смыслу, при отгадывании загадок;
  • Развивать грамматическую сторону речи посредством упражнений в образовании прилагательных суффиксальным способом, в согласовании существительных и прилагательных с числительными; подборе родственных слов;

Развивающие задачи: 

  • Развивать речевую моторику на основе выполнения артикуляционной гимнастики;

  • Развивать точность, плавность, переключаемость движений пальцев рук посредством пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением;

  • Развивать речевое дыхание с помощью дыхательных упражнений.

Воспитательные задачи: 

  • Формировать инициативность в решении познавательных задач;
  • Воспитывать навык самооценки.

Предварительная работа:

  • Актуализация словаря в рамках лексической темы «Космос».

Ход занятия: 

1. Организационный момент. Приветствие. Сюрпризный момент. Отгадывание загадок.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на занятии необычный гость. Он смелый, сильный, выносливый, вы уже догадались, кто это? Педагог демонстрирует детям игрушечного космонавта. Космонавт приглашает нас в космическое путешествие, но сначала хочет проверить, достаточно ли вас знаний о космосе, сумеете ли вы отгадать загадки.

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)

Угли пылают –
Совком не достать.
Ночью их видно,

А днем не видать. (Звезды)


Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам… (Луна)

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется… (Земля)

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая… (Ракета)

Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит. (Космонавт)

 После отгадывания загадки, педагог демонстрирует детям соответствующее изображение.

2. Артикуляционная гимнастика.

- На чем же мы отправимся в путешествие? Конечно, на ракете. Педагог демонстрирует игрушечную ракету, - Но перед полетом необходимо подготовить ракету.

«Заправим топливо» – дети выполняют упражнение «Чашечка», после, с соответствующими движениями «накачивают топливо» - звук «ш-ш-ш…» с усилением.

«Открываем и закрываем люки» – выполняют упражнение «Парус», имитируют открывание и закрывание створок - «ла-ла-ла».

«Настроим радио» – выполняют упражнения  «Улыбка – Трубочка», крутят воображаемую ручку приемника «у – и, у – и.. »

«Запускаем двигатель» – дети выполняют упражнение «Барабанщик», стучат кулаком о ладонь с ускорением - «дын-дын-дын…».

3. Упражнение «Пюре». Образовании прилагательных.

- Ракета готова к полету, но нужно позаботиться о питании. Педагог беседует с детьми об особенностях питания в невесомости. Выдает каждому ребенку плоскостной тюбик с изображением на этикетке различных продуктов. Предлагает рассказать, какое пюре в тюбике. Пример ответов детей: «На этикетке моего тюбика яблоко, значит внутри яблочное пюре».

4. Пальчиковая гимнастика «Полет в космос».

Один, два, три, четыре, пять - (соединяют все пальцы вместе)
В космос мы летим опять»! (замочек)
Отрываюсь от земли, (хлопают)
Долетаю до луны! (скрещивают кисти, машут)
На орбите повисим (сжимают и разжимают кулаки)
И опять домой спешим. (ладони на стол)

5. Дыхательная гимнастика «Ракета летит».

Педагог предлагает детям запустить в полет маленькие ракеты. Раздает детям одноразовые соломинки и колпачки – ракеты. Дети дуют в соломинку, заставляя ракету «взлететь».

6. Игра «Сосчитай-ка». Согласование существительных и прилагательных с числительными.

- Что же мы увидим в космосе? Педагог закрепляет на магнитной доске изображения метеорита, звезды, ракеты, космонавта, солнца, планеты и предлагает подобрать «слово-признак» к каждому изображению, представить, что таких предметов пять и сосчитать их.

Один   большой   метеорит,   два   больших   метеорита,...,   пять больших метеоритов.

Одна яркая звезда, ...

Одна быстрая ракета, ...

Один опытный космонавт, ...

Одна далёкая планета, ...

7. Игра "Семейка слов"

- Давайте соберем семейку слов к слову "звезда". Я буду бросать вам мяч, а вы образовывать слово.

Как можно назвать звезду ласково? Звездочка!

Если на небе много звезд, то оно какое? Звездное.

Как можно назвать космический корабль, летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова "звезда". Звездолет

Человек, который считает звезды это. Звездочет!

Как называется явление, когда звезды "падают" с неба? Звездопад.

А как можно назвать скопление звезд на небе? Созвездие.

8. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Дети рассказывают о том, чем они занимались на занятии, что им было интересно делать, а что вызвало затруднения.

Технические средства: игрушечные космонавт, ракета. Одноразовые соломинки в количестве на каждого ребенка, колпачки с закрепленными на них ламинированными изображениями ракет для дыхательной гимнастики.

Другие дидактические материалы: Изображения: космос, звезды, луна, Земля, ракета, космонавт метеорит, солнце. Плоскостные тюбики с изображением на этикетке различных продуктов.

Методическая литература:

- Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. / Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 256 с.

- интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....