Конспект занятия по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Глушко Екатерина Николаевна

ТЕМА:

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи

с детьми старшего дошкольного возраста

ТЕМА: 

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)

 Цели: 

  коррекционно-образовательная:

—        учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм;

коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей умение распространять предложения определениями;
  • развивать мыслительную деятельность;

—        расширять знания детей по теме;

коррекционно-воспитательная:

—        воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование:

текст   русской   народной   сказки «Мужик и медведь»,

овощи,

«шапочки»  медведя и мужика.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Отгадай загадку»

Он и в дождик, он и в зной

Клубни прячет под землей.

Клубни вытащишь на свет —

 Вот и завтрак, и обед.

                        (Картофель)

Врос он в землю крепко.

Сидит на грядке колобок.

Круглый бок, желтый бок.

Что же это?

                              (Репка)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

                           (Капуста)

2.        Объявление темы.

- Скажите, урожай чего собирают осенью?

(Ответы детей.)

- А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.

3.        Чтение сказки с последующим обсуждением

Мужик и медведь

Русская народная сказка

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

  • Мужик, я тебя сломаю.
  • Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
  • Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дубраву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубравы вылезает:

  • Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
  • Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь:
  • Мужик, куда ты едешь?
  • Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

—        Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

—        А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

—        Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:

—        Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Вопросы после прочтения.

  • Что посеял мужик?
  • Почему ему пришлось делиться с медведем?
  • Когда мужик собрал урожай репы?
  • Как он разделил урожай? Почему?
  • Почему рассердился медведь на мужика?
  • Что посеял на следующий год мужик?
  • Как поступил медведь?
  • Кто выиграл в этот раз? Почему?
  • Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

4.        Игра «Отгадай по вкусу».

Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, репа, вареные картофель и свекла. Разглядывают их и называют. Затем одному из детей завязывают глаза и подают кусочек одного из овощей. Ребенок пробует и рассказывает: «Это помидор — он вкусный, сладкий и полезный». И т.д.

5. Физкультминутка «Урожай».

В огород пойдем. Урожай соберем.

Шаги на месте.

Мы моркови натаскаем

«Таскают».

И картошки накопаем.

«Копают».

Срежем мы кочан капусты,

«Срезают».

Круглый, сочный,

очень вкусный,

Показывают круг руками -три раза.

Щавеля нарвем немножко

«Рвут».

И вернемся по дорожке.

(Н. Нищева)

Шаги на месте.

6.        Повторное чтение с установкой на пересказ.

7.        Пересказ текста детьми.

После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков. Поочередно каждая пара надевает костюмы (например: медведь - маску, мужик - кафтан) и совместно с логопедом (автором) пересказывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.

8.        Итог занятия.

  • Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?
  • Кто главные герои?
  • О каком овоще говорилось в сказке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством эстетического восприятия.

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством эстетического восприятия. Познавательно-исследовательская деятельность, ориентирована ...

Занятие по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в зимний лес".

Занятие по развитию связной речи по теме «Путешествие в зимний лес». Всё занятие построено в форме сказочной игры, где дети попадают в зимний лес и помогают животным в беде. Вы окунётесь в...

Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «Пересказ рассказа «Воробей» по И.В.Тургеневу.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «Пересказ рассказа «Воробей» по И.В.Тургеневу....

Конспект занятия по развитию связной речи с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Конспект занятия по развитию связной речи с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)...

Конспект занятия для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР с помощью песочной терапии на тему «Дикие животные»

Конспект проведения подгруппового занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием песочной терапии...

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Сторителлинг»

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Сторителлинг»...

Конспект занятия по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»

Цели:коррекционно-образовательная:—    обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок;коррекционно-развивающие:закреплять правильное употребление в речи им...