Программа дополнительного образованию кружок "Говорушки" (старший дошкольный возраст)
рабочая программа по развитию речи

Гордеева Любовь Алексеевна

Предлагаю воспитателям старшего дошкольного возраста программу кружка "Говорушки" (направленность:речевое развитие).

В основе программы лежит интегрированный подход, позволяющий отбирать самое лучшее и практически полезное из теорий и методов, применяемых в различных аспектах деятельности. Программа построена таким образом,чтобы желание постепенно переросло в устойчивый интерес, а затем в потребность что - то делать, даря радость окружающим. тематика занятий разнообразна: это и времена года, мир растений и животных, явления общественной жизни, отношения взрослых и детей, любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_govorushki_starshiy_vozrast.docx92.06 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы…………………………………………………………

3

2.

Пояснительная записка……………………………………………………...

4

3.

Учебно-тематический план…………………………………………………

8

4.

Содержание изучаемого курса……………………………………………...

9

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной            программы……………………………………………………………………

18

6.

Список литературы…………………………………………………..……...

20

7

Приложения .………………………………………………………………...

21


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Говорушки»(далее - Программа)

Руководитель программы

Воспитатель первой квалификационной категории Гордеева Любовь Алексеевна

Организация-исполнитель

МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 46»

Адрес организацииисполнителя

г. Саранск, проспект 70 лет Октября, дом 82

Цель программы

Создание условий для общения в речевых ситуациях и развития языковых способностей  у детей дошкольного возраста

Направленность программы

Речевое развитие

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

Адаптированная  

 Дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

знать:нормы языковых средств в зависимости от ситуации общения; основные правила речевого этикета и адекватного поведения в речевых ситуациях

уметь:устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми; излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения

владеть:основными элементами правильной точной речи, как средством общения и культуры; умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствамивыразительности; разнообразными речевыми умениями, средствами языковой выразительности

Пояснительная записка.

1. Направленность программы.

Программа направлена на речевое развитие ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей. 

2. Новизна программы.

Новизна программы заключается в построении занятий в игровой форме, с использованием разных методик по развитию речи, способствующих предупреждению и устранению задержки речевого развития у ребенка.

3. Актуальность программы.

Актуальность данной программы состоит в том, что она помогает гармоничному развитию личности ребенкаразвитию его мышления и интеллекта; подготавливает ребенка к школьному обучению, решает проблемы коммуникативного характера при общении со сверстниками.

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

4. Отличительные особенности программы

В основе программы лежит интегрированный подход, позволяющий отбирать самое лучшее и практически полезное из теорий и методов, применяемых в различных аспектах деятельности. Программа построена таким образом, чтобы желание постепенно переросло в устойчивый интерес, а затем в потребность что-то делать, даря радость окружающим. Тематика занятий разнообразна: это и времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения взрослых и детей, любовь к природе.

Правильная методическая организация работы способствует развитию детской речи и других психических функций (мышление, память, мышление), гармонизации их эмоционально-волевой сферы, совершенствованию общей и мелкой моторики.

Включение в содержание занятий коллективных видов деятельности положительно влияет на формирование социальных навыков и обогащение социального опыта дошкольников с нарушениями речи. В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы.

5. Педагогическая целесообразность программы

Программа определяет развитие тех речевых знаний и умений, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В программевыделяются  следующие основные структурные элементы:

Воспитание звуковой культуры речи предполагает развитие навыков звукового анализа, интонационной стороны речи. Упражнения направленные на развитие чувства ритма и рифмы готовят детей к восприятию поэтической речи и формируют интонационную выразительность его собственной речи.

Словарная работа предполагает решение задач, связанных с обогащением, закреплением и активизацией словаря; формирование навыков точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте. Дети должны научиться выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово, понимать переносные значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний. Работа с многозначными словами подводит ребенка к пониманию переносного значения слов, к точной передаче творческого замысла в самостоятельных сочинениях.

Формирование грамматического строя речи предполагает обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями, развитие языковых обогащений. Осуществляется при помощи упражнений на согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, употреблении несклоняемых слов, образовании степени сравнения прилагательных, изменение значения слова, придания ему другого смыслового оттенка с помощью суффиксов. Для формирования в речи детей разнообразных сложных предложений используется прием составления коллективного письма.

Развитие связной речи включает формирование умений строить разные типы высказываний, соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания. Развитие умений четко выстраивать в рассказе сюжетную линию, использовать средства связи между смысловыми частями высказывания формирует элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие наглядно – образного и логического мышления.

6. Цель программы.

Создание условий для общения в речевых ситуациях и развития языковых способностей у  детей дошкольноговозраста.

7. Задачи программы.

Обучающие задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей.

2. Активизировать речь детей в процессе их систематического ознакомления с окружающим миром.

3. Научить владеть основными элементами правильной точной речи.

4. Дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения.

Развивающие задачи:

1. Развивать  качества голоса (тембр, силу, высоту); дикцию, темп речи, дыхание.

2. Развивать коммуникативные качества ребенка.

3. Развивать свободное  общение со взрослыми и детьми.

4. Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные задачи:

1.Воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия.

2.Воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.

8. Возраст детей.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 5-6 лет. Состав группы – постоянный. Особенности набора обучающихся – свободный.

9. Срок реализациипрограммы.

Продолжительность образовательного процесса:

- Одноступенчатый образовательный процесс – 1 год.

10. Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

- общее кол-во часов в год – 32;

- кол-во часов и занятий в неделю – 1 час, 1 занятие (25 мин.);

 - периодичность занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате освоения программы воспитанники будут:

знать:

- нормы языковых  средств  в  зависимости от ситуации общения;  

-основные правила речевого этикета и адекватного  поведения  в речевых ситуациях

уметь:

- устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми;

- излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения

владеть:

- основными элементами правильной точной речи, как средством общения и культуры;

- умеренным темпом  речи, силой голоса, интонационными средствамивыразительности;

- разнообразными речевыми умениями, средствами языковой выразительности.

Учебно-тематический план программы.

№п/п

Наименование

модулей, разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

Прекрасная страна слов

1

25 мин

      10 мин

15 мин

2

Игрушки

1

25 мин

10 мин

15 мин

3

Овощи

1

25 мин

10 мин

15 мин

4

Фрукты

1

25 мин

10 мин

15 мин

5

Деревья

1

25 мин

10 мин

15 мин

6

Грибы

1

25 мин

10 мин

15 мин

7

Перелетные птицы

1

25 мин

10 мин

15 мин

8

Осень

1

25 мин

10 мин

15 мин

9

Домашние животные

1

25 мин

10 мин

15 мин

10

Зима

1

25 мин

10 мин

15 мин

11

Зимующие птицы

1

25 мин

10 мин

15 мин

12

Зима. Зимние забавы

1

25 мин

10 мин

15 мин

13

Новый год

1

25 мин

10 мин

15 мин

14

Транспорт

1

25 мин

10 мин

15 мин

15

Мебель

1

25 мин

10 мин

15 мин

16

Посуда

1

25 мин

10 мин

15 мин

17

Белка

1

25 мин

10 мин

15 мин

18

Животные Севера

1

25 мин

10 мин

15 мин

19

День защитника Отечества

1

25 мин

10 мин

15 мин

20

Дикие животные

1

25 мин

10 мин

15 мин

21

Одежда

1

25 мин

10 мин

15 мин

22

Мамин день 8 Марта

1

25 мин

10 мин

15 мин

23

Семья

1

25 мин

10 мин

15 мин

24

Ранняя весна

1

25 мин

10 мин

15 мин

25

Прилет птиц

1

25 мин

10 мин

15 мин

26

В гостях у Лесовичка

1

25 мин

10 мин

15 мин

27

Космос

1

25 мин

10 мин

15 мин

28

Насекомые

1

25 мин

10 мин

15 мин

29

Цветы

1

25 мин

10 мин

15 мин

30

Профессии

1

25 мин

10 мин

15 мин

31

Дидактические игры. Слова – друзья

1

25 мин

10 мин

15 мин

32

Дидактические игры. Один-много

1

25 мин

10 мин

15 мин

Итого:

32

800

320

480

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц,

занятие

Наименование

модулей,

разделов и тем

Содержание

Методы

обучения

Формы

работы

Работа с

родителями

Октябрь,

занятие

№1

Прекрасная

страна слов

Учить понимать и употреблять термин "слово". Познакомить с многообразием слов. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах. Воспитывать инициативность.

Игра «Слово на ладошке», п/г «Солнышко», игровое упражнение "Дорисуй картинку", д/игра «Кузовок», заучивание считалок.

Игровая ситуация,  словотворчество.

Консультация «Особенности развития речи детей  дошкольного возраста».               

Октябрь,

занятие

№2

Игрушки

Уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними; учить выделять составные части, форму, цвет, материал; образовывать существительные родительного падежа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательными; составлять описательные рассказы по игрушкам; развивать зрительную и слуховую память; активизировать словарь.

Игра «Какой игрушки не хватает?», «Что изменилось», «Скажи ласково», «Сосчитай». Составление рассказа.

Тематическая беседа, игровая ситуация, индивидуальная работа.

Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами речевого развития детей.

Октябрь,

занятие  

№3

Овощи

Закрепить знания об овощах; закрепить умение составлять описательные рассказы, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными; расширить словарь; развивать внимание, мышление.

Д/и «Осенний лес», отгадывание загадок, Д/и «Сбор урожая», д/и «Повар и овощи».

Рассказ, дидактическая игра, групповая работа, беседа.

Беседа  «Как научить  ребенка общаться»

Октябрь,

занятие

 №4

Фрукты

Уточнить и закрепить знания детей о фруктах; закрепить умение составлять описательные рассказы, образовывать прилагательные от существительных, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, развивать словарь, внимание мышление, память.

Д/и «Что изменилось», «Чего не стало?», составление рассказов, Д/и «Какой сок приготовили», «Назови ласково», «Сосчитай».

Словотворчество, дидактическая игра, составление описательного рассказа.

Индивидуальные рекомендации. «Исправляем речевыеошибки правильно».

Ноябрь,

занятие

№5

Деревья

Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; подбирать слова – антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.

Чтение стихотворения, беседа, подбор слов-действий, слов-значений, д/и «Скажи ласково», игра «Прятки».

Словарная работа, игровая ситуация, групповые игры, вопросы.

Практикум «Учимся правильно произносить все звуки.        

Ноябрь,

занятие

 №6

Грибы

Уточнить знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы; знать внешние признаки; учить составлять описательные рассказы; согласовывать числительные с  существительными;  образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов – антонимов; закрепить употребление предлогов.

Чтение стихотворения, д/и «Сбор грибов», составление описательных рассказов.

Игровая обучающая ситуация, описательный рассказ, ответы на вопросы.

Папка-передвижка «Развиваем речь детей».

Ноябрь,

занятие

№7

Перелетные

птицы

Познакомить детей с перелетными птицами; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятие «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, согласовывать числительные с существительными; подбор слов – антонимов; учить составлять сюжетный рассказ.

Игра «Сосчитай», «Кто где живет», составление предложений, составление рассказа по плану.

Тематическая беседа, словотворчество,  игра.

Практикум «Вместе придумываем сказки»

Ноябрь,

занятие

 №8

Осень

Обобщить и систематизировать знания детей об осени; упражняться в составлении рассказов по картинно-графическому плану; развивать внимание, память мышление.

Работа по плану. Составление рассказа по картинно-графическому плану. Чтение рассказа «Осень».

Наблюдение, чтение рассказа, логическое мышление.

Обмен мнениями о развитии ребенка.

Декабрь,

занятие

№9

Домашние

животные

Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; знать внешние признаки животных, чем питаются, где живут, какую пользу приносят; знать названия детенышей и их семью; образовывать существительные множественного числа, притяжательные прилагательные, подбирать слова-антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать словарь.

Отгадывание загадок,рассказ о животных по картинкам, д\и «Сосчитай».

Словарная работа, дидактическая игра, отгадывание загадок, индивидуальные упражнения.

Консультация «Если ваш  ребенок  плохо говорит».

Декабрь,

занятие

№10

Зима

Обобщить  и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, родительного падежа множественного числа; подобрать однокоренные слова; развивать внимание.

 Беседа, составление рассказа, д/и «Скажи слово», «Составь предложение», «Доскажи словечко»

Наблюдение, рассказ, дидактическая игра, групповые  игры.

Анкета «Выявление интересов и знаний родителей по вопросам речевого развития дошкольников».

Декабрь,

занятие

№11

Зимующие

птицы

Закрепить название зимующих птиц; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; развивать словарь, внимание.

Беседа, рассказ о птицах, д/и «Скажи слово», «Составь предложение», «Доскажи словечко», «Скажи наоборот».

Игровая обучающая ситуация, рассказ, словарная работа, дидактическая игра.

Индивидуальные рекомендации. «Исправляем речевые  ошибки».

Декабрь,

занятие

№12

Зима.

Зимние забавы

Закрепить знания о зиме; уточнить признаки зимы; учить составлять сюжетный рассказ по картине; развивать словарь; память, внимание.

Беседа; игра «Подбери слова»; задания по картинкам.

Словарная работа, составление сюжетного рассказа, тематическая беседа.

Беседа «Говорим красиво».

Декабрь,

занятие

№13

Новый год

Проверить и обобщить знания о предстоящем празднике; заучить стихотворения наизусть; закрепить навык распространения предложения путем введения однородных членов.

Игры с мячом «Один-много», физкультминутка «Золотые ворота», игровые упражнения, беседа.

Групповые игровые упражнения, разучивание стихов,  

Практикум «Вместе придумываем сказки».

Январь,

занятие

 №14

Транспорт

Закрепить знания детей о транспорте, образовывать прилагательные от существительных, приставочные глаголы; составлять описательные рассказы; развивать словарь.

 Беседа; игра «Подбери слова.

Рассматривание иллюстраций на тему: «Транспорт», составление рассказа.

Январь,

занятие

№15

Мебель

Уточнить название мебели, ее составные части; образовывать существительные родительного падежа, уменьшительно- ласкательную форму существительных, прилагательные от существительных, подбор слов-антонимов, составлять предложения с предлогами, сюжетный рассказ по опорным словам.

Игры: «Чего не стало», «Что изменилось», «Запомни и назови», Скажи ласково», «Скажи наоборот», составление предложений с предлогами по опорным картинкам, составление рассказа.

Составление рассказа по опорным картинкам, рассматривание картин, словотворчество.

Взаимное общение педагогов  и родителей по актуальным проблемам речевого  развития детей.

Январь,

занятие

 №16

Посуда

Уметь различать виды посуды, части посуды, внешние признаки, образовывать существительные родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных, согласовывать числительные с  существительными; составлять предложения с предлогами, активизировать словарь по данной теме.

Беседа, игровое упражнение «Подбери слова-действия к предметам», игра с мячом.

Ответы на вопросы, словотворчество, игровые упражнения.

Индивидуальные рекомендации по  преодолению  трудностей  по вопросам речевого  развития детей в условиях семьи.

Февраль,

занятие

 №17

Белка

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Подготовка к восприятию текста, чтение рассказа «Белка», беседа, игры «Найди белку», «Подбери признаки», «Подбери действия», пересказ по графическому плану.

Чтение рассказа, беседа по содержанию, пересказ.словарная работа.

Консультация «Технологии развития  речи детей».

Февраль,

занятие

 №18

Животные

севера

Уточнить названия, знания внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки, знать семью; образовывать сложные прилагательные с суффиксом -ищ, притяжательные прилагательные.

Рассказ педагога, рассматривание и обсуждение иллюстраций.

Рассматривание иллюстраций, ответы на  вопросы, детское творчество.

Памятка «Если ребенок  плохо говорит».

Февраль,

занятие

 №19

День

защитника

 Отечества

Уточнить знания детей об армии, их представления о родах войск; воспитывать уважение к защитникам нашей родины; составлять предложения с предлогами; закрепить словарь по данной теме.

Д/и «Подбери эмблему войну», «Скажи много», «Составь предложение», рассказ воспитателя.

Чтение стихотворения, словарная работа, дидактическая игра.

Обмен мнениями о развитии ребенка.

Февраль,

занятие

 №20

Дикие

животные

Закрепить и уточнить знания детей о диких животных; знать внешние признаки животных, чем питаются, где живут, какую пользу приносят; знать названия детенышей и их семью; образовывать существительные множественного числа, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса –ищ, подбирать слова-антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать словарь

Отгадывание загадок, рассказ о животных по картинкам, д/и «Сосчитай».

Рассматривание демонстрационных картин, индивидуальные рассказы детей, словарная работа, игровая ситуация.

По результатам бесед совместно  намечаем пути дальнейшего развития

ребенка.

Март,

занятие

 №21

Одежда

Уточнить названия одежды, закрепить понятия: верхняя, нижняя, праздничная, повседневная; уметь называть отдельные детали одежды, уточнить  кто шьет одежду, где и какие инструменты необходимы.

Беседа о деталях одежды.

Игровая обучающая ситуация, демонстрация одежды.

Рекомендации по преодолению  трудностей  по вопросам речевого развития детей в условиях семьи.

Март,

занятие

 №22

Мамин день 8 Марта

Закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 марта; составить творческие рассказы; развивать словарь, воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре.

Рассказы детей «Как помогаю маме, бабушке», д/и «Как помогаю маме, бабушке», «Красивые слова о маме», «Запомни и повтори», рассказы детей о маме.

Чтение стихотворения, рассматривание и обсуждение картинок «Помощники»,  игра.

Практикум «Обмен мнениями о развитии ребенка».

Март,

занятие

 №23

Семья

Закрепить и уточнить, систематизировать знания детей о семье; закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в составлении предложений.

Д/и «Кто кем приходится», образование притяжательных прилагательных, д/и «Составь предложение»

Беседа о семье, дидактическая игра, словотворчество.

Март,

занятие

 №24

Ранняя весна

Уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны; закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, существительные  множественного числа; составлять рассказ о весне по картинно-графическому плану; развивать словарь.

Работа по картинно-графическому плану, д/и «Скажи ласково», «Скажи чего много», составление рассказа.

Наблюдение, отгадывание загадок, составление рассказа, словарная работа, ответы на вопросы.

Консультация « Играем в речевые  игры».

Март,

занятие

 №25

Прилет птиц

Уточнить и обобщить знания о перелетных птицах; научить согласованию существительных с глаголами в единственном и множественном числе; закреплять навык пересказа небольшого рассказа.

Игра с мячом «Назови последний звук», д/и «Слушай внимательно», «Объясните Незнайке», «Один - много», пересказ рассказа В.Чаплиной «Скворец»

Чтение рассказа, пересказ, рассматривание картин, слушание музыки, игра.

Практикум « Играем  в

речевые игры».

Апрель,

занятие

 №26

В гостях

у Лесовичка

Развивать речь детей, обогащать и словарь новыми словами.

Динамическая пауза «Пчелы на полянке», игры «Пчелки - в домики!»,  «Слова».

Тематическая беседа, игровая обучающая ситуация.

Беседа «Развиваем речь детей в детском саду и дома».

Апрель,

занятие

 №27

Космос

Закрепить знания детей о космосе, космонавтах, образовывать существительные множественного числа; учить составлять описательный рассказ с опорой на картинный план; развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.

Д/и «Полет в космос»,  «Составь предложение»

Рассказ о космосе, словарная работа, дидактическая игра, раскрашивание ракеты.

Обмен опытом семейного воспитания.

Апрель,

занятие

 №28

Насекомые

Познакомить детей с понятием «насекомые», уточнить названия, внешние признаки, их строение; составлять предложения с предлогами; развивать словарь, внимание, память.

Физкультминутка, отгадывание загадок, д/и «Закончи предложение».

Тематическая беседа, рассматривание иллюстраций по теме,  игра.

Фотоотчет «Наши успехи»

Апрель,

занятие

 №29

Цветы

Проверить и обобщить знания о цветах; закрепить навык составления рассказа – описания; научить составлять сложные предложения;обогащать лексический запас за счет новых существительных, прилагательных и глаголов.

«Отгадай загадки», составь рассказ по схеме, д/ игра «Посчитаем», физкультминутка «Букет».

Разгадывание загадок, составление рассказа, рисование.

Май,

занятие

№30

Профессии

Учить составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему; образовывать новые слова с помощью суффиксов; развивать память, внимание, мышление.

Игры «Ласковый зайчонок», «Все профессии важны», «Два брата ик и ищ»,

Игровая обучающая ситуация, рассматривание картин, игра.

Дни открытых дверей  «Давайте придумаем сказку».

Май,

занятие

№31

Дидактические игры. Слова– друзья.

Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности.

Игровое упражнение "Кто в домике живет", физкультминутка "Зарядка", игра "Подскажи словечко", и/у "Соедини правильно", рисование "солнышко".

Словотворчество, игровые упражнения.

Презентация «Отчет о работе по дополнительной программе кружка «Говорушки».

Май,

занятие

№32

Дидактические игры. Один-много

Учить детей правильно употреблять слова в единственном и множественном числе.

Игры: «У тебя и у меня», «Кличка», «Собери семью»

Словотворчество, игровые упражнения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Методы, используемые для реализацииПрограммы

Наглядные.

Словесные.

Практические.

  • Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).
  • Опосредованное наблюдение  изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание поигрушкам картинам.
  • Чтение и рассказывание художественныхпроизведений.
  • Заучиваниенаизусть.
  • Пересказ.
  • Обобщающаябеседа.
  • Рассказывание с  опорой на наглядныйматериал.
  • Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводныеигры.

2.Приемы, используемые для реализации Программы

Словесные.

  • Речевойобразец.
  • Повторноепроговаривание.
  • Объяснение.
  • Указание.
  • Оценка детскойречи.
  • Вопрос.

Наглядные.

  • Показ иллюстративного материала.
  • Показ        положения органов        артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Практические.

  • Игровое сюжетно-событийноеразвертывание.
  • Игровые проблемно-практическиеситуации.
  • Игра-драматизация с акцентом на эмоциональноепереживание.
  • Имитационно-моделирующиеигры.
  • Ролевые обучающие игры.
  • Дидактические игры.

3. Дидактический материал.

  • Создание книжных и информационных уголков в группе.
  • Дидактические настольно-печатные игры по развитию речи.
  • Библиотека художественной литературы.
  • Тематические подборки иллюстративного материала.
  • Настольный, кукольный, пальчиковый театр, театр игрушки.
  • Изготовление атрибутов к театрам.
  • Фонотека видео-аудио записей с произведениями исполнителей художественного слова.

Список литературы

1. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева,А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: Детство-пресс, 2010

2. Новиковская О.А. ««Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи»,  М.: Астрель, СПб.: Астрель – СПб, 2009 год.

3. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

4. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. М., 2016.

5. Кузнецова Е.В., Тихонова  И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.  – М.: Сфера, 2007.

6. Лебедева Л.И., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.С., Прокопова С.П., Журавлева Н.Н., Чернышова И.Н.  Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. – М., Центр педагогического образования, 2008.

7.О.Н. Лиманская. Конспекты логопедических занятий в старшей группе.2-е изд., доп., испр., -М.: ТЦ Сфера, 2017.-128с.

8.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1980.

9.Ельцова О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. С\П: «Детство – Пресс» 2008

10.Н.В. Дурова Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки: методическое пособие Москва «Мозаика. Синтез» 2002

11.Развитие речи (Тесты для дошколят) – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.

12.Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2007.

13.Герасимова А.С. И др. Большая энциклопедия дошкольника. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», РООССА, 2006.

14.Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. – М.: Изд-во Эксио, 2006

15.Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi ;https://www.maam.ru/usershttps://www.maam.ru/users.

Приложение 1

Консультация для родителей

«Особенности развития речи детей дошкольного возраста»

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах.

Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов. Самым главным периодом считается возраст с одного года до четырёх лет, когда ребёнок овладевает основными закономерностями языка. 

Ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Дети дошкольного возраста очень любознательные, они любят, когда им читают или рассказывают сказки, рассказы о растениях, животных, о мальчиках и девочках, таких же, как они сами. 

У детей изначально существуют все возможности для освоения речи. В любой стране мира новорожденный обладает задатками для освоения того языка, на котором говорят окружающие его люди. Кроме того детей очень интересует языковая деятельность. Интересный феномен детской речи заключается в том, что дети создают свои слова (детское словотворчество), ориентируясь на смысловую и грамматическую сторону родного языка, т.е. эти слова не понятны для других людей, но в них отражён правильный смысл. Например, ручей – «журчей, говорящий правду – правдун, притонуть — утонуть, но не до конца. На основании этих слов в дальнейшем происходит формирование общеупотребительных слов.

Работа по развитию детской речи должны быть комплексной и решать задачи связанные со всеми сторонами речевого развития – фонетической, лексической, грамматической. Всестороннее влияние на речь ребёнка является обязательным условием развития связной речи. Но стихийное развитие речи не может поднять речь ребёнка на высокий уровень, необходима помощь взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение. Кроме того, взрослый пробуждает у ребёнка интерес к языку и побуждает его к творчеству.

Развитие речи дошкольников очень важная задача, так как всё чаще во время поступления детей в начальную школу, выявляются большие проблемы в их речевом развитии. Дети не умеют грамотно выстраивать свои высказывания, им сложно рассказать о чём-либо, описать какое-либо явление, отсутствует умение рассуждать. Так же они имеют определённые трудности в работе с текстом. 

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, санорные) .

Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гость- гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо - произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих - шипящих и санорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.

В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость и мягкость, звонкость и глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.

В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце). Некоторые дети, этого возраста идут в школу.

Для нормального становления речевой деятельности необходимы:

- определенная степень зрелости различных структур головного мозга;

- координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;

- развитие слуха, зрения, двигательных навыков, эмоций;

- формирование потребности в общении.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.

1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.

2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).

3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи - сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как минимум и умение рассказывать стихи как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо - только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.

Развитие речи у ребёнка длится на протяжении всего дошкольного детства и имеет свои особенности. От того каким образом вы организовали работу по развитию речи зависит будущее ребёнка и его успешная реализация в обществе.

Приложение 2.

Система мониторинга

Общие положения

Диагностика проводится два раза в год. Входная проводится на первых двух занятиях  и итоговая диагностика – на 32 и 33 занятиях.

Диагностический комплекс состоит из серий заданий, каждый из которых решает свои диагностические задачи.

Индивидуальнаядиагностиказанимает от 20 минут.

Индивидуальную диагностику можно проводить в 2-3 приема. Если ребенок устал, он должен отдохнуть, а к работе можно будет вернуться позже.

1.ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

Имя существительное

Дидактическое упражнение «Назови одним словом».

(Д/у проводится в подгруппе).

ЦЕЛЬ: Выявить умение называть имена существительные обозначающие предметы бытового окружения, профессии, растения, животных, птиц.

Оборудование. 6 карточек, по 4 картинки на каждой карточке:

Птицы: ласточка, снегирь, дятел, синичка.

Домашние животные: свинья, корова, лошадь, собака.

Дикие животные (звери): лось, медведь, волк, белка.

Деревья: дуб, береза, рябина, ель.

Мебель: кресло, диван, полка, кровать.

Профессии: врач, учитель, строитель, швея.

Ход диагностики.

Воспитатель раздает каждому ребенку по 2 карточки. Просит перечислить картинки на карточке и назвать их одним словом.

Критерии оценки:

Уровень

Баллы

Результат обследования

Высокий

3

Ребенок правильно называет 3-4 предмета на одной карточке, и обобщает их одним словом. Выполняет задание на обеих карточках.

Средний

2

Ребенок называет предметы на карточке, но затрудняется подобрать обобщающее слово. (Ребенок называет предметы обобщающим словом, но затрудняется перечислить предметы). Выполняет задание на обеих карточках.

Низкий

1

Ребенок затрудняется называть более 2 предметов на карточке, не подбирает обобщающее слово. Выполняет задание только на одной карточке.

Глагол

Сложные предложения

Дидактическое упражнение «Кто что делает?».

(Д/у проводится подгруппой).

ЦЕЛЬ: Выявить умение употреблять в речи глаголы близкие по значению, умение составлять сложные предложения.

Оборудование. 4 карточки, по 2 картинки на каждой карточке:

- мама шьет, бабушка вяжет;

- дедушка режет хлеб, мальчик вырезает картинку;

- девочка вышивает цветок; папа пришивает пуговицу;

- мама жарит котлеты, бабушка печет пироги.

Ход диагностики.

Воспитатель раздает детям по одной карточке, предлагает рассмотреть картинки и ответить на вопрос: «Кто что делает? Придумай предложение, используя сразу две картинки. Постарайся, чтобы предложение получилось длинным (Мама шьет красную рубашку на машинке, а бабушка вяжет теплый шарф)».

Критерии оценки глагола:

Уровень

Баллы

Результат обследования

Высокий

3

Ребенок правильно называет близкие по значению слова-действия.

Средний

2

Ребенок правильно называет одно слово-действие. Другое –  называет так же или заменяет другим глаголом.

Низкий

1

Ребенок затрудняется правильно подобрать слово-действие. Заменяет их другими глаголами.

Критерии оценки сложного предложения:

Уровень

Баллы

Результат обследования

Высокий

3

Ребенок составляет сложное предложение, используя обе картинки. Каждая часть сложного предложения является распространенной.

Средний

2

Ребенок составляет сложное предложение, используя обе картинки. Каждая часть сложного предложения является не распространенной.

Низкий

1

Ребенок затрудняется составить сложное предложение

Имя прилагательное

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».

(Д/у проводится в паре).

ЦЕЛЬ: Выявить умение подбирать прилагательные характеризующие свойства и качества предметов, эмоции.

Оборудование.Парные карточки: лимон – сахар, перышко – гантель, диван – стул, короткая и длинная ленты, дорога – тропинка, грустный мальчик – веселая девочка, Кощей – бабушка, высокое дерево – низкий куст. (Возможно проведение диагностического задания без оборудования)

Ход диагностики.

Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Скажи наоборот»: «Я скажу – лимон кислый, а сахар наоборот ...(сладкий)».

Критерии оценки:

Уровень

Баллы

Результат обследования

Высокий

3

Ребенок правильно подобрал 3-4 прилагательных-антонимов.

Средний

2

Ребенок правильно подобрал не более 2 прилагательных-антонимов.

Низкий

1

Ребенок не смог подобрать прилагательные-антонимы.

Наречие

Дидактическое упражнение « Как?»

(Д/у проводится в подгруппе).

ЦЕЛЬ: Выявить умение употреблять в речи наречия.

Оборудование. Не требуется.

Ход диагностики.

Воспитатель предлагает ребенку ответить на вопросы: «Самолет летит как? Черепаха ползет как? Солнце светит как? Мама гладит тебя по голове как?»

Критерии оценки:

Уровень

Баллы

Результат обследования

Высокий

3

Ребенок подбирает наречия к каждому вопросу без ошибок.

Средний

2

Ребенок при подборе наречий к вопросу допускает не более 1 ошибки.

Низкий

1

Ребенок при подборе наречий к вопросу допускает 2-3 ошибки.

Сложные предлоги

Дидактическая игра «Где белочка?»

(Д/и проводится индивидуально).

ЦЕЛЬ: Выявить умение ребенка употреблять в речи ребенка сложные предлоги под, из-за, между, из-под, около, через.

Оборудование. Картинки: дерево с дуплом и гнездом, белочка.

Ход диагностики.

Воспитатель помещает белочку в разные части дерева и за дерево, побуждая ребенка отвечать на вопросы: «Где находится белочка?», «Откуда выглядывает белочка?», «Через что перепрыгнула белочка?» и другие.

Критерии оценки:

Уровень

Баллы

Результат обследования

Высокий

3

Все предлоги ребенок употребляет правильно, затруднение вызывает не более одного предлога

Средний

2

Большинство предлогов ребенок употребляет правильно, 2-3 предлога употребляет не правильно, пропуская его или заменяя другим предлогом

Низкий

1

Не более 2 предлогов ребенок употребляет правильно, остальные предлоги заменяет другими или пропускает в речи.

2.ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ

Звукопроизношение

Рекомендуется проводить по дополнительной диагностической карте

Критерии оценки:

Уровень

Баллы

Результат обследования

Высокий

3

Другие звуки (Т, Д, Ф, К…) не нарушены. 13 – 17 обследуемых звуков произносит правильно.

Средний

2

Имеет нарушения других звуков (Т, Д, Ф, К…) - произносит неправильно, замещает на другие звуки или пропускает их, 9 – 12 обследуемых звуков произносит правильно.

Низкий

1

Имеет нарушения других звуков (Т, Д, Ф, К…) - произносит неправильно, замещает на другие звуки или пропускает их, менее 8 обследуемых звуков произносит правильно.

Фонематический слух

Дидактическая игра «Где спрятался звук?»

(Д/и проводится индивидуально).

ЦЕЛЬ: Выявить умение определять место звука в слове.

Оборудование. Не требуется.

Ход диагностики.

Воспитатель предлагает ребенку послушать слово: «Я буду называть тебе слова, а ты скажи: где находится звук [Р]. (РАК, КОРОВА, ШАР)

Критерии оценки:

Уровень

Баллы

Результат обследования

Высокий

3

Ребенок правильно определяет местоположение звука во всех позициях.

Средний

2

Ребенок определяет местоположение звука в словах, допускается не более 1 ошибки.

Низкий

1

Ребенок затрудняется определить местоположение звука в словах.

3. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Согласование существительных с числительными

Дидактическое упражнение «Считай и называй».

(Д/у проводится в подгруппе).

ЦЕЛЬ: Выявить умение согласовывать существительные с числительными.

Оборудование. Не требуется.

Ход диагностики.

Воспитатель спрашивает у ребенка: «Ты любишь считать? Давай будем с тобой считать предметы и называть их: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин. (Ребенку предлагаются слова: пирамидка, мяч, яблоко, ухо)».

Критерии оценки:

Уровень

Баллы

Результат обследования

Высокий

3

Ребенок правильно согласовывает существительные с числительными в роде, числе и падеже. Допускается 1-2 ошибки.

Средний

2

Ребенок правильно согласовывает существительные с числительными в роде, числе и падеже. Допускается 3-5 ошибки.

Низкий

1

Ребенок допускает множественные ошибки в согласовании существительных с числительными.

Согласование существительных с прилагательными

Дидактическое упражнение «Какой, какая, какое, какие?»

(Д/у проводится в подгруппе).

ЦЕЛЬ: Выявить умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе.

Оборудование. Не требуется

Ход диагностики.

Воспитатель предлагает детям подобрать слова: «Я назову предмет, а вы мне скажите каким он может быть. (мяч, машина, яблоко, карандаши)». Воспитатель следит, чтобы каждый ребенок подобрал по 1 прилагательному к существительным разного рода и множественного числа, и обращает внимание на правильное проговаривание окончаний прилагательных.

Критерии оценки:

Уровень

Баллы

Результат обследования

Высокий

3

Ребенок правильно согласовывает прилагательные с существительными в роде и числе.

Средний

2

Ребенок согласовывает прилагательные с существительными. Допускает 1-2 ошибки.

Низкий

1

Ребенок затрудняется согласовывать прилагательные с существительными. Допускает множественные ошибки.

Образование однокоренных слов

Дидактическое упражнение «В гости к бабушке».

(Д/у проводится индивидуально).

ЦЕЛЬ: Выявить умение образовывать однокоренные слова: существительные с суффиксами, глаголы с приставками.

Оборудование. Не требуется.

Ход диагностики.

Воспитатель: «Я буду рассказывать сказку, а ты мне помогай.

Шла Катя в гости к бабушке. У бабушки был небольшой дом, а рядом стоял огромный, многоэтажный … К бабушкиному дому она … Затем в дом …Принесла Катя бабушке пирожки и конфеты. Бабушка пригласила внучку пить чай. На стол она поставила чашки: рядом с большой чашкой поставила маленькую … Сахар положила в .., а масло – в  … Бабушка  с внучкой с удовольствием попили чай.

Критерии оценки:

Уровень

Баллы

Результат обследования

Высокий

3

Ребенок правильно образовывает однокоренные слова, допускает не более 1 ошибки.

Средний

2

Ребенок правильно образовывает однокоренные слова, допускает 2-3 ошибки.

Низкий

1

Ребенок затрудняется образовывать однокоренные слова, допускает множественные ошибки.

 4.СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Пересказ

Проводится индивидуально.

ЦЕЛЬ: Выявить умение пересказать небольшой рассказ.

Оборудование. Не требуется.

Ход диагностики.

Воспитатель предлагает ребенку послушать рассказ. Затем задает ряд вопросов по тексту. Текст прочитывается ещё раз. Ребенку предлагается его пересказать.

Умная галка.

Хотела галка пить. Увидела кувшин с водой. А вода в нем на самом дне. Галка скакала, скакала – все без толку. Никак не смогла галка достать воду. Стала галка кидать камешки в кувшин. Кидала, кидала и накидала столько, что вода поднялась, и галка смогла напиться. Вот какая умная галка! (по Л.Н. Толстому)

Критерии оценки:

Уровень

Баллы

Результат обследования

Высокий

3

Ребенок самостоятельно в полном объеме пересказывает текст.

Средний

2

Пересказ ребенка носит сжатый характер.

Низкий

1

Пропускает значимые части текста. Ребенок пересказывает с помощью наводящих вопросов воспитателя.

Описательный рассказ

Проводится индивидуально.

ЦЕЛЬ: Выявить умение составлять описательный рассказ по плану.

Оборудование. Не требуется

Ход диагностики.

Воспитатель интересуется у ребенка, есть ли у него любимая игрушка: «Расскажи мне о ней. Сначала назови её.  Скажи, из каких частей она состоит? Какого она цвета? Из какого материала она сделана? Как ты с ней играешь?»

Критерии оценки:

Уровень

Баллы

Результат обследования

Высокий

3

Ребенок составляет подробный описательный рассказ, придерживается плана.

Средний

2

Затрудняется составлять подробный описательный рассказ. Старается придерживаться плана. Допускается перестановка или пропуск 1-2 пунктов плана.

Низкий

1

Ребенок составляет рассказ при помощи вопросов воспитателя, отвечая на них односложно. План описания предмета отсутствует.

Составление рассказа по сюжетной картине

(Д/у проводится индивидуально).

ЦЕЛЬ: Выявить умение составлять рассказ по сюжетной картине.

Оборудование. Сюжетная картина (по временам года).

Ход диагностики.

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картину, задает по её содержанию несколько вопросов: «Составь свой рассказ по картине, используя план: Какое время года изображено на картине? Какое небо? Как выглядят деревья? Чем покрыта земля? Как ведут себя животные? Чем заняты люди?»

Критерии оценки:

Уровень

Баллы

Результат обследования

Высокий

3

Ребенок составляет подробный рассказ по сюжету картины, самостоятельно развивая сюжет картины. Придерживается логического плана.

Средний

2

Затрудняется составлять подробный рассказ по сюжету картины. Не придерживается логического плана. Сюжет рассказа сжат.

Низкий

1

Ребенок составляет рассказ по картине при помощи вопросов воспитателя, отвечая на них односложно. Логический план рассказа отсутствует.

Составление рассказа по серии картин

Проводится индивидуально.

ЦЕЛЬ: Выявить умение составлять рассказ по набору картинок с последовательно развивающимися действиями.

Оборудование. Серия из 4 картинок.

Ход диагностики.

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть набор картинок с последовательно развивающимися действиями: «Посмотри внимательно на картинки и составь по ним рассказ».

Критерии оценки:

Уровень

Баллы

Результат обследования

Высокий

3

Ребенок самостоятельно составляет последовательный

 рассказ. Объединяет картинки одним сюжетом.

Средний

2

Ребенок составляет рассказ. Затрудняется некоторые картинки (не более 2) объединить одним сюжетом.

Низкий

1

Составляет по каждой картинке предложение.

Не объединяет их в один сюжет.

Результат обследование ребенка:

Уровень

Общее количество баллов

Высокий

36 – 45

Средний

26 – 35

низкий

15 – 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Английский с малышами"

Программа "Английский с малышами" рассчитана на 2 года обучения, по 2 занятия в неделю для детей 3-7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ детей дошкольного возраста «Затейники» 6-7 лет.

Рабочая программа "Затейники" для подготовительной группы с одаренными детьми....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ Предмет «Развитие речи»

Целью курса «Грамотейка» является практическая подготовка к обучению чтению и совершенствование устной речи старших дошкольников, создание условий для осознанного чтения и воспитание эмоционального чи...

программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Весёлые пальчики"

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....

Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)...