Перспективный план
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
Перспективный план по развитию речи в старшем дошкольном возрасте
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки с использованием нетрадиционных методов и приемов.
Месяц | ОД по ООП ДОУ ( В.В.Гербова) | Совместная деятельность с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями |
Сентябрь | Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» Цель. Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…». | Беседа «Что такое сказка», Игровое упражнение «Я начну, а ты продолжи» Задачи: Способствовать умению детей подбирать нужные по смыслу слова и заканчивать фразу, начатую взрослым. Провести анализ уровня развития связной речи у детей. Моделирование сказки «Теремок» Цель: Упражнять детей в моделировании знакомой сказки, развивать воображение, память. | Рассматривание иллюстраций, картинок; Д/игра «Собери картинку» Настольно-печатные игры «Мои любимые сказки», «Сказочные герои»; «Расколдуй сказку» Цель: Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов | Опрос – «Сказки в жизни вашего ребенка» |
Сентябрь | Пересказ сказки «Заяц-хвастун» Цель. Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. С использованием мнемотаблицы Формировать умение пересказывать сказку, придерживаясь плана в виде наглядной модели (мнемотаблицы). | Работа с МНЕМОТАБЛИЦЕЙ по сказке «Петушок и бобовое зернышко». Совершенствовать навыки диалога, продолжать учить использовать мнемотаблицу во время драматизации сказки. Придумывание конца сказки «Что за прелесть эти сказки» Цель: Закрепить в памяти детей знакомые сказки и узнавать их по фрагментам; учить придумывать конец сказки используя набор заместителей. Развивать умение составить по ним связное высказывание, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. | МОДЕЛИРОВАНИЕ Театрализованная деятельность по сказке «Заяц-хвастун» Цель: Формировать интерес к театрализованной деятельности, использовать во время драматизации сказки готовую таблицу-схему. | |
Октябрь | Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» Цель. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл. | ИКТ игры: 1.”Хорошо-плохо” Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок . 2. “Озвучь героев” | Д.игра « Опиши героя»; Самостоятельная изодеятельность лепка героев и сюжетов сказок Задачи: Реализовать самостоятельную творческую изобразительную деятельность посредством лепки. ИКТ игра «Найди по силуэту». Цель игры: Развитие речи, наглядного мышления, внимания, образной памяти | Консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?» |
Ноябрь | Чтение русской народной сказки “Хаврошечка” Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. | Игра «Исправь ошибку» Ведущий произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «внучка маленькая, а бабушка старенькая». В первой части сравнивается рост (размер), а во втором возраст. Правильно будет так: Внучка маленькая, а бабушка большая или бабушка старенькая, а внучка молодая. Примерный речевой материал: – Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый. -Лиса хитрая, а Колобок желтый -Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая -Заяц серый, а Петушок смелый -Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый -Дюймовочка легкая. А Ласточка большая -У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т. д. | МОДЕЛИРОВАНИЕ Игра «Оживи картинку» Цель: развивать умение детей подбирать заместители по определенному признаку, учить строить двигательную модель. Упражнять в составлении творческих рассказов на основе графической схемы. «Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»). Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью. «Назови сказку по главному герою» (развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу). Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др. «Расскажи сказку по героям» (побуждать детей к пересказу сказки) «Разукрась героя сказки» (совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук). | Информирование родителей по теме: «Развитие связной речи», с помощью папок-передвижек |
Декабрь | Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Цель. Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее. | ИКТ игры: 1.”Хорошо-плохо” Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок . 2. “Озвучь героев” | Конструирование с элементом аппликации « Домик Царевны» Задачи: Реализовать самостоятельную творческую изобразительную деятельность посредством конструирования. «Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке) «Разрезные картинки» (научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление) | Выставка совместного творчества, поделок «Сказка ложь, да ней намек» Задачи: Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в выставке. |
Декабрь | Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» Цель. Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». | Творческое рассказывание “Сочиняем сказку про Деда Мороза”. Цель: Активизировать детское воображение, подготовить к литературно-словесному творчеству. Развивать связную речь через сочинение сказок с использованием мнемотехники. Формировать умение кодировать содержание сказки символами, перекодировать его обратно во время рассказа; использовать различные синтаксические конструкции, употребление согласованных существительных и глаголов. Воспитывать интерес к творчеству, навыки инициативности, сотрудничества. | Моделирование. Игра «Теремок» Цель: Обогащать словарный запас детей, развивать навыки классификации на основе использования схемы. «Найди!» (развитие памяти, закрепление знания о героях сказок, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят к задуманной сказке). | Изготовление атрибутов к праздникам. (костюмы сказочных героев, декорации) |
Январь | Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы” Цель. Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» | ИКТ игры: 1.”Хорошо-плохо” Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок . 2. “Озвучь героев” | Кукольный театр по сказке «Три поросенка» Цель: Продолжать учить драматизировать сказку на основе использования мнемотаблицы. | Папка-передвижка «Зачем нужны сказки детям» |
Январь | Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок» Цель: Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям). | Игра «Сказка на новый лад» Цель: Развивать фантазию детей, упражнять в составлении распространенных предложений по картинкам и объединять их по смыслу. | Драматизация сказки « Заюшкина избушка» Задачи: Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность. | |
Февраль | Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» Цель. Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна лягушка» (в обработке М. Булатова) | «Моделирование сказок» Ведущий предлагает составить сказку по предметно-схематической модели. Показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Пример: черный домик (это может быть домик Змея Горыныча или кого-то еще, а черный, потому что тот, кто в нем живет – злой…) | Игровая ситуация «Волшебное дерево» Задачи: Развивать умение вести диалог со сверстниками, развивать связную речь. Игра «Волшебная дорожка» Ведущий смешивает карточки – иллюстрации из разных сказок, не более четырех. Дети должны выложить «волшебные дорожки» последовательно по сюжету сказки. Каждый выкладывает свою сказку. | Подготовка к творческому заданию : чтение русских народных сказок детям |
Февраль | Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж» Цель. Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. | МНЕМОТЕХНИКА Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж» Цель: Формировать у детей умение составлять рассказ по картине, используя мнемотаблицу. ИКТ ИГРЫ: «Волшебные слова» (развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова) «Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог). Яблоко с блюдечком – телевизор «Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве) Кощей – … (Бессмертный) | «Узнай сказку по нарисованному предмету» (закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи) «Найди пару» (закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки) | Творческое задание с ребенком нарисовать любимого героя русской народной сказки |
Март | Чтение сказки «Сивка-Бурка» Цель. Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова). | Творческое рассказывание “Как медвежонок потерял сапожки”. Формировать умение самостоятельно пересказывать сказку на основе построения наглядной модели, придумывать продолжение сказки, начатой воспитателем; развивать творческое воображение; продолжать учить детей использовать в рассказах разные типы предложений; формировать умение развивать сюжет, придерживаясь плана. Воспитывать интерес к творчеству. | Моделирование «Помоги герою найти свою сказку». Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти. «Сказочная путаница» (по картинкам) Аудио игра «Чья песенка». | Творческое задание сочинить сказку с ребенком. |
Апрель | Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель. Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик». | Составление сказки Ведущий предлагает совместно придумать сказку, как настоящие сказочники. С помощью Умной Ромашки выбирается зачин («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Однажды…» и т.д.) Вопросы: • Жил-был… Кто? • Какое добро умел делать? • Встретил кого злого? • Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? • Был у нашего героя друг. • Как он мог помочь главному герою? • Что стало со злым героем? • Где наши друзья стали жить? • Что стали делать? По завершению сказки дети создают книгу. Придумывают название и записывают сказку, а также делают к ней иллюстрации. | Игра «Цветик-семицветик» Цель: Обогащать глагольный словарь, упражнять в подборе подходящих картинок (пиктограмм). Инсценирование отдельных эпизодов сказки . Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку» Задачи: Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность. | Совместно с ребенком вылепить из пластилина, соленого теста сюжет своей придуманной сказки , изготовление поделки. |
Май | Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол» Цель. Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол» | ИКТ игры: 1.”Хорошо-плохо” Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок . 2. “Озвучь героев” 3. “Узнай героя по силуэту”
Игра: «Кто, с кем, где, когда?» Кто? -С кем? -Где? -Когда? -Что делали? -Кто пришел? -Что сказал? По окончании игры ведущий и дети составляют сказку из ответов. Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!» Игра-фантазия «Путешествие в волшебный лес». Цель: Учить придумывать коллективный рассказ, строить и «читать» простые модели сказок. Закреплять умение соотносить знакомые образы с символами. | Игра «Маски». Цель: Развитие речи, воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений. Материал: маски сказочных персонажей – животных. Описание игры: Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего надевают маску сказочного персонажа знакомой сказки, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому – либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал. | Выпуск творческой стенгазеты «В гостях у сказки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективные планы по подвижным играм в средней группе для детей с ТНР, перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитию
Перспективные планы...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе
Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

Перспективный план работы по развитию речи с детьми, перспективный план работы по развитию речи с родителями
перспективные планы...
перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию
перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы. перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...

Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.
Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....

Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.
Сентябрь1. Консультативная деятельность для вновь поступающих детей. Наглядная педагогическая пропаганда.Режим дня.«Адаптация»- что это такое? 2....
