Перспективный план
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Борисова Татьяна Николаевна

Перспективный план по развитию речи в старшем дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_skazki.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки с использованием нетрадиционных методов и приемов.

Месяц

ОД по ООП ДОУ

( В.В.Гербова)

Совместная деятельность

с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

Сентябрь

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» 

Цель. Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…». 

Беседа «Что такое сказка», 

 Игровое упражнение «Я начну, а ты продолжи» 

Задачи: Способствовать умению детей подбирать  нужные  по  смыслу слова и заканчивать фразу,

  начатую взрослым. Провести анализ уровня развития связной речи у детей.

Моделирование сказки «Теремок»

Цель: Упражнять детей в моделировании знакомой сказки, развивать воображение, память.

Рассматривание иллюстраций, картинок;

Д/игра «Собери картинку» Настольно-печатные игры «Мои любимые сказки», «Сказочные герои»;

 «Расколдуй сказку» 

Цель: Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов

Опрос – «Сказки в жизни вашего ребенка»

Сентябрь

Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

 Цель. Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.

 С использованием мнемотаблицы Формировать умение  пересказывать сказку, придерживаясь плана в виде наглядной модели (мнемотаблицы).

Работа с МНЕМОТАБЛИЦЕЙ по сказке «Петушок и бобовое зернышко».

Совершенствовать навыки диалога, продолжать учить использовать мнемотаблицу во время драматизации сказки.

Придумывание конца сказки «Что за прелесть эти сказки»

Цель: Закрепить в памяти детей знакомые сказки и узнавать их по фрагментам; учить придумывать конец сказки  используя набор заместителей. Развивать умение составить по ним связное высказывание, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Театрализованная деятельность по сказке «Заяц-хвастун»

Цель: Формировать интерес к театрализованной деятельности, использовать во время драматизации сказки готовую таблицу-схему.

Октябрь

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» 

Цель. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

ИКТ игры:

1.”Хорошо-плохо”

Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок .

2. “Озвучь героев”

Д.игра « Опиши героя»;

Самостоятельная изодеятельность лепка героев и сюжетов сказок

Задачи: Реализовать самостоятельную творческую изобразительную деятельность посредством лепки.

ИКТ игра «Найди по силуэту».

Цель игры: Развитие речи, наглядного мышления, внимания, образной памяти

Консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?»

Ноябрь

Чтение русской народной сказки “Хаврошечка”

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Игра «Исправь ошибку»

Ведущий произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «внучка маленькая, а бабушка старенькая». В первой части сравнивается рост (размер), а во втором возраст. Правильно будет так: Внучка маленькая, а бабушка большая или бабушка старенькая, а внучка молодая.

Примерный речевой материал:

– Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.

-Лиса хитрая, а Колобок желтый

-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая

-Заяц серый, а Петушок смелый

-Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый

-Дюймовочка легкая. А Ласточка большая

-У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т. д.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Игра «Оживи картинку»

Цель: развивать умение детей подбирать заместители по определенному признаку, учить строить двигательную модель.

Упражнять в составлении творческих рассказов на основе графической схемы.

«Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»).

Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью.

«Назови сказку по главному герою» (развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу).

Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.

 «Расскажи сказку по героям» (побуждать детей к пересказу сказки)
Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки.

 «Разукрась героя сказки» (совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук).

Информирование родителей по теме: «Развитие связной речи», с помощью папок-передвижек

Декабрь

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» 

Цель. Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка 

В. Глоцера и 

Г. Снегирева), учить пересказывать ее.

ИКТ игры:

1.”Хорошо-плохо”

Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок .

2. “Озвучь героев”

Конструирование с элементом аппликации « Домик Царевны»

Задачи: Реализовать самостоятельную творческую изобразительную деятельность посредством конструирования.

«Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке)
Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.

«Разрезные картинки» (научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление)
Дети составляют картину из частей.

Выставка совместного творчества, поделок «Сказка ложь, да ней намек»

Задачи: Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в выставке.

Декабрь

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» 

Цель. Познакомить детей со сказкой          П. Бажова «Серебряное копытце».

Творческое рассказывание “Сочиняем сказку про Деда Мороза”.

Цель: Активизировать  детское воображение, подготовить к литературно-словесному творчеству. Развивать связную речь через сочинение сказок с использованием мнемотехники. Формировать умение кодировать содержание сказки символами, перекодировать его обратно во время рассказа; использовать различные синтаксические конструкции, употребление согласованных существительных и глаголов. Воспитывать интерес к творчеству, навыки инициативности, сотрудничества.

Моделирование.

Игра «Теремок»

Цель: Обогащать словарный запас детей, развивать навыки классификации на основе использования схемы.

«Найди!» (развитие памяти, закрепление знания о героях сказок, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят к задуманной сказке).

Изготовление атрибутов к праздникам. (костюмы сказочных героев, декорации)

Январь

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы”

 Цель. Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы»

ИКТ игры:

1.”Хорошо-плохо”

Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок .

2. “Озвучь героев”

Кукольный театр по сказке «Три поросенка»

Цель: Продолжать учить драматизировать сказку на основе использования 

мнемотаблицы.

Папка-передвижка «Зачем нужны сказки детям»

Январь

Пересказ сказки          Э. Шима «Соловей и Вороненок»               Цель: Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).

Игра «Сказка на новый лад»

Цель: Развивать фантазию детей, упражнять в составлении распространенных предложений по картинкам и объединять их по смыслу.

Драматизация сказки « Заюшкина избушка»

Задачи: Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.

Февраль

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» Цель. Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна лягушка»                         

(в обработке  М. Булатова)

«Моделирование сказок»

Ведущий предлагает составить сказку по предметно-схематической модели. Показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. 

Пример: черный домик (это может быть домик Змея Горыныча или кого-то еще, а черный, потому что тот, кто в нем живет – злой…)

Игровая ситуация «Волшебное дерево»

Задачи: Развивать умение вести диалог со сверстниками, развивать связную речь.

Игра «Волшебная дорожка»

Ведущий смешивает карточки – иллюстрации из разных сказок, не более четырех. Дети должны выложить «волшебные дорожки» последовательно по сюжету сказки. Каждый выкладывает свою сказку.

Подготовка к творческому заданию : чтение русских народных сказок детям

Февраль

Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж» Цель. Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

МНЕМОТЕХНИКА

Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»

Цель: Формировать у детей умение составлять рассказ по картине, используя мнемотаблицу.

ИКТ ИГРЫ: 

«Волшебные слова» (развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова)
«Волшебное слово  Емели, Ивана-дурака, и т.д.

 «Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог).

Яблоко с блюдечком – телевизор
Клубок ниток – навигатор
Ступа, ковёр – самолёт – самолёт, вертолёт
Молодильные яблоки – витамины, БАДы, крема
Влез в правое ухо, вылез в левое – салон красоты «Сивка – бурка»
Влезла в правое, вылезла в левое – машина, механизм, делающий работу «Хаврошечка»
Печка – автомобиль «По щучьему велению»

«Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)

Кощей  – … (Бессмертный)
Змей- …(Горыныч)
Конёк – …(Горбунок)
Крошечка – … (Хаврошечка)
Василиса – … (Прекрасная, Премудрая)
Баба – … (Яга)
Мальчик – … (с-пальчик)
Марья – …(искусница)
Курочка – … (Ряба)
Иван – … (дурак)
Воробей – … (крылатый)
Мышонок – … (мохнатый)
Блин – … (масленый)
Сивка – … (бурка)

«Узнай сказку по нарисованному предмету» (закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи)
Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой.

«Найди пару» (закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки)
Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например, Царевне – лягушке – стрелу.

Творческое задание с ребенком нарисовать любимого героя русской народной сказки

Март

Чтение сказки «Сивка-Бурка» 

Цель. Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова).

Творческое рассказывание “Как медвежонок потерял сапожки”. 

Формировать умение самостоятельно пересказывать сказку на основе построения наглядной модели, придумывать продолжение сказки, начатой воспитателем; развивать творческое воображение; продолжать учить детей использовать в рассказах разные типы предложений; формировать умение развивать сюжет, придерживаясь плана. Воспитывать интерес к творчеству.

Моделирование «Помоги герою найти свою сказку».

Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

«Сказочная путаница» (по картинкам)

Аудио игра «Чья песенка».

Творческое задание сочинить сказку с ребенком.

Апрель

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель. Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».

Составление сказки 

Ведущий предлагает совместно придумать сказку, как настоящие сказочники.

С помощью Умной Ромашки выбирается зачин («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Однажды…» и т.д.)

Вопросы:

• Жил-был… Кто?

• Какое добро умел делать?

• Встретил кого злого?

• Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

• Был у нашего героя друг.

• Как он мог помочь главному герою?

• Что стало со злым героем?

• Где наши друзья стали жить?

• Что стали делать?

По завершению сказки дети создают книгу. Придумывают название и записывают  сказку, а также делают к ней иллюстрации.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: Обогащать глагольный словарь, упражнять в подборе подходящих картинок (пиктограмм).

Инсценирование отдельных эпизодов сказки  . Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку»

Задачи: Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.

Совместно с ребенком вылепить из пластилина, соленого теста сюжет своей придуманной сказки , изготовление поделки.

Май

Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол»

 Цель. Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол»

ИКТ игры:

1.”Хорошо-плохо”

Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок .

2. “Озвучь героев”

3. “Узнай героя по силуэту”

                                         

 Игра: «Кто, с кем, где, когда?»

Кто?

-С кем?

-Где?

-Когда?

-Что делали?

-Кто пришел?

-Что сказал?

По окончании игры ведущий и дети составляют сказку из ответов.

Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!»

Игра-фантазия «Путешествие в волшебный лес».

Цель:

Учить придумывать коллективный рассказ, строить и «читать» простые модели сказок. Закреплять умение соотносить знакомые образы с символами.

Игра «Маски».

Цель: Развитие речи, воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

Материал: маски сказочных персонажей – животных.

Описание игры: Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего надевают маску сказочного персонажа знакомой сказки, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому – либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал.

Выпуск творческой стенгазеты  «В гостях у сказки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...

Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.

Перспективный план работы  по пожарной безопасности во второй  младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....

Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.

Сентябрь1.  Консультативная деятельность для вновь поступающих детей.    Наглядная педагогическая пропаганда.Режим дня.«Адаптация»- что это такое?    2....