"Животные жарких стран. Африка" Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ворсина Виктория Александровна

Расширение, уточнение и кативация словаря по теме, расширение кругозора детей, знаний об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение    

   «Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

«Животные жарких стран.

Африка»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель:

Ворсина В. А.

2024г.        

Тема: «Животные жарких стран. Африка.»

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Животные жарких стран. Африка.»

Задачи:

- расширять знания детей об окружающем мире, уточнять представления о животных жарких стран;

- закреплять практический навык образования и употребления существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- развивать логическое мышление;

- развивать слуховое внимание, память, воображение;

- воспитывать речевую активность, коммуникативные навыки;

- воспитывать эмоциональную восприимчивость.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, социально – коммуникативное.

Методы:

- Словесный

- Наглядный

- Практический

- Игровой

Приёмы:

- создание мотивации на деятельность, создание проблемной ситуации;

- беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, объяснение;

- выполнение практической работы, составление рассказа по таблице.

Принципы:

- Наглядности

- Доступности

- Соответствие возрасту

Словарная работа: пустыня, джунгли,

Оборудование:

Фигурки животных жарких стран, предметные картинки, компютерная презентация, мольберт, схемы описания животных, мозаика «В Африке».

Предварительная работа: беседы о жизни животных, рассматривание иллюстраций книг и энциклопедий, рисование и разукрашивание животных жарких стран в свободной деятельности.

Планируемые результаты: дети проявляют интерес к жизни и условиям обитания животных, активно поддерживают беседу, с удовольствием выполняют задания и проявляют свои знания в практической деятельности.

Ход образовательной деятельности

Психологический настрой:

В: Ребята, давайте поздороваемся.

                Здравствуй, доброе утро!

                Здравствуй, правая рука.

                Здравствуй, левая рука.

                Здравствуй, друг.

                Здравствуй, друг

                Здравствуй, здравствуй дружный круг!

Вводно –организационный этап

В: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (зима)

Какая погода на улице? (на улице холодно, лежит снег. Солнце совсем не греет)

Кто может рассказать о погоде по таблице? (Рассказ по мнемотаблице)

А ведь есть страны, где всё время тепло, где солнце ярко светит и греет круглый год. Вам хотелось бы там побывать? Тогда сегодня мы с вами отправимся в одну из жарких стран.

Мотивационно –побудительный этап

Послушайте стихотворение, и вы узнаете, как она называется.

                  Африка! Африка! Волшебная страна!

                Отправимся мы в Африку, давно нас ждёт она.                

В: Как называется страна, в которой мы сегодня побываем? (Африка)

Молодцы!

Закройте глазки, и представляйте, каких животных вы там можете встретить.

В Африке носороги

Просто ходят по дороге.

Мокнут в речке бегемоты,

Львы выходят на охоту.

Крокодилы, обезьяны,

Зебры – жители саванны.

И тропические птицы

Есть чему тут подивиться!

Раз, два, три, четыре, пять -

Идём по Африке гулять!

Открывайте глазки. Мы с вами попали в жаркую страну, Африку.

Только вот животных нигде не видно. Наверное, они испугались и спрятались.

Актуализация имеющихся знаний:

 Я вам загадаю загадки, вы их отгадаете, и звери появятся.

(после отгадывания загадки вывешиваются картинки с изображением животного)

1.Он высокий и пятнистый,                                4.Вот лошадки, все в полосках

   С длинной, длинной шеей.                                   Может быть они в матросках?

   И питается он листьями,                                       Нет, они такого цвета

   Ветками с деревьев. (Жираф)                               Угадайте, кто же это? (зебры)

2.Грива для меня – корона                                    5.Кожа толстая, без шерсти

   Царь зверей – большая честь.                               Хобот длинный до земли.

   Жалко, нет в саванне трона,                                  Если были в зоопарке,

   Но за то он в цирке есть. (Лев)                             То узнать его должны. (Слон)

3.Спит зелёное бревно

   В ил запуталось оно.

   У бревна большая пасть

   Зубы в пасти - просто страсть!

                        (Крокодил)

В: Скажите, какие слова подсказали вам, что это слон?

 У слона не только длинный хобот. Но и большие уши. Поэтому мы его можем назвать БОЛЬШЕУХИМ.

Давайте поиграем в игру «Составь слово» (образование сложных слов)

- У льва острые зубы, поэтому его называют… ОСТРОЗУБЫМ

- у жирафа длинная шея, поэтому его называют…ДЛИННОШЕИМ

- у зебры быстрые ноги, поэтому её называют …БЫСТРОНОГОЙ

- у слона толстые ноги, поэтому его называют …ТОЛСТОНОГИМ

- у обезьяны длинный хвост, поэтому её называют…ДЛИННОХВОСТОЙ

- у бегемота толстая кожа, поэтому её называют …ТОЛСТОКОЖИМ

В: Вот какие сложные слова мы с вами составили. А вот появились другие животные. Только они почему – то грустные, печальные. Давайте узнаем, почему.

Показ слайдов «Животные и их детёныши»

Д/и «Потерялся ребёнок» (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами)

Ветер поднялся, бушует, ревёт

Каждая мама ребёнка зовёт.

Тихо бормочет мама спросонок

- Помогите скорее. Потерялся ребёнок!

Как зовут? Не припомню никак!

Помогите скорей! Позовите зверят!

(Дети продолжают начатое воспитателем предложение)

Львица зовёт – львёнка

Слониха зовёт – слонёнка.

Зебра зовёт – зебрёнка.

Мама жирафа зовёт – жирафёнка.

Тигрица зовёт – тигрёнка.

Черепаха зовёт – черепашонка.

В: Вы такие молодцы! Помогли мамам найти своих детёнышей, но у животных иногда бывает не один детёныш, сейчас мы с вами поиграем в игру:

Д/и «Один – много» (использование единственного и множественного числа имен существительных в речи)

Например: У жирафы один – жирафёнок, много – жирафят(а).

У львицы один – львёнок, много – львят(а).

У слонихи один –слонёнок, много – слонят(а).

У тигрицы один – тигрёнок, много – тигрят(а).

У черепахи один – черепашонок, много – черепашат(а).

У верблюдицы один – верблюжонок, много – верблюжат(а).

У зебры один – зебрёнок, много – зебрят(а).

Динамическая пауза.

В: сейчас мы с вами немного отдохнём. Встаём на ноги и повторяем за мной движения.

У жирафов - пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов - пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях.

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

У зебры есть полоски, есть полосочки везде.

У зебры есть полоски, есть полосочки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях.

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

В: Я вам предлагаю поиграть в игру

Д/и «Назови слово»

Я буду бросать мяч и называть признак, а вы должны назвать животное, которое обладает таким признаком.

Например: Забавная (обезьянка).

Свирепый (лев); зубастый (крокодил); высокий (жираф); опасный (носорог); огромный (слон); медленная (черепаха); полосатая (зебра)

Продуктивная деятельность: 

Работа в центрах активности.

Сегодня у нас работают два центра: центр искусств «Радуга» и центр «Математики и манипуляционных игр». (Выбор детей центров)

Но прежде, чем мы начнём работать, проведём небольшую артикуляционную гимнастику.

 «Чудесное превращение»

Дилы- дилы – дилы – показались крокодилы,

Моты – моты – моты – появились бегемоты,

Афы – афы – афы – жуют листики жирафы.

Ны – ны – ны - водой брызгают слоны,

Яны – яны – яны – по веткам скачут обезьяны.

В центре «Радуга» необходимо дополнить карту Африки животными, живущими там. Животных мы будем вырезать и наклеивать на карту. И составить небольшой рассказ – описание о том животном, которое вам понравилось, в этом вам поможет план – схема.

В центре – «Математики и манипуляционных игр» необходимо собрать большой пазл и составить небольшой рассказ по картинке, которая у вас получится.

Рефлексивно – корригирующий этап

После работы в центрах дети (по 1-2 ребёнка) рассказывают, чем они занимались, что у них получилось.

В: Нам пора возвращаться в д/сад. Закрывайте глазки

Раз, два, три, четыре, пять –

В детский сад вернулись мы опять.

Заключительный этап

В: Ну вот мы и побывали в одной жаркой стране. Как называется эта страна? Давайте вспомним, с какими животными мы повстречались?  Вам понравилось наше занятие? Какое настроение оно у вас вызвало? Возьмите солнышки и покажите, какое у вас настроение.

Спасибо вам за работу, вы все большие молодцы! А я хочу подарить вам  картинки, их можно вырезать и собрать свой зоопарк с животными жарких стран.

Самоанализ образовательной деятельности по речевому развитию «Животные жарких стран. Африка.»

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Животные жарких стран. Африка.»

Задачи:

- расширять знания детей об окружающем мире, уточнять представления о животных жарких стран;

- закреплять практический навык образования и употребления существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- развивать логическое мышление;

- развивать слуховое внимание, память, воображение;

- воспитывать речевую активность, коммуникативные навыки;

- воспитывать эмоциональную восприимчивость.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, социально – коммуникативное.

Методы:

- Словесный

- Наглядный

- Практический

- Игровой

Приёмы:

- создание мотивации на деятельность, создание проблемной ситуации;

- беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, объяснение;

- выполнение практической работы, составление рассказа по таблице.

Принципы:

- Наглядности

- Доступности

- Соответствие возрасту

Словарная работа: пустыня, джунгли,

Оборудование:

Фигуры животных жарких стран, предметные картинки, компютерная презентация, мольберт, схемы описания животных, мозаика «В Африке».

Предварительная работа: беседы о жизни животных, рассматривание иллюстраций книг и энциклопедий, рисование и разукрашивание животных жарких стран в свободной деятельности.

Планируемые результаты: дети проявляют интерес к жизни и условиям обитания животных, активно поддерживают беседу, с удовольствием выполняют задания и проявляют свои знания в практической деятельности.

Образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста – 5-6 лет.

Каждая часть образовательной деятельности направленна на решение определённых задач и предлагает выбор методов и приёмов.

На первом этапе - вводно – организационном, для вовлечения детей в образовательную деятельность были использованы словесные приёмы – психологическая гимнастика «Здравствуйте», стихотворение «Африка».

На мотивационно – побудительном этапе была создана проблемная ситуация о предстоящей деятельности.

На этапе актуализации знаний также были использованы словесные приёмы – беседа, загадки, дидактические игры. Наглядные методы – демонстрация наглядного материала (картинки с изображением животных), мультимедийная презентация, что вызвало у детей познавательный интерес.

Работа в центрах активности была проведена с помощью таких приёмов – артикуляционная гимнастика «Чудесные превращения», введение в ситуацию. Важны были и словесные приёмы, такие, как помощь воспитателя, младшего воспитателя, поощрения по ходу всей образовательной деятельности.

На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей. Их размещение и использование было рациональным, продуманным.

Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной и использование презентации) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.

На заключительном этапе – детям предлагалось посмотреть фотокартинки Африки и её обитателей. Тем самым ещё раз закрепить знания о животных жарких стран.

Был сюрпризный момент – это солнышки – выражение своего настроения после образовательной деятельности и подарки – книжки – самоделки.

На всём протяжении образовательной деятельности старалась поддерживать доброжелательные отношения, выслушивала каждого ребёнка, поддерживала их высказывания, привлекала их интерес, хвалила за правильный ответ.

Не смотря на затруднения детей отвечать полным ответом, правильного и чёткого произношения слов, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течении занятия были решены, цель образовательной деятельности достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи». Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные наших лесов»

Предлагаемый материал  посвящен практическом усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов».Началось занятие с организационног...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране «Пиши-Читай»

Цель : Формировать  представления о звуках различного происхождения.Задачи:Обучающая задача: Учить различать звуки различного происхождения, ввести и закрепить в речь глаголы, закрепить форму род...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Мир животных"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Мир животных"...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Прекрасная страна слов»

Используя данный конспект вы сможете в игровой форме погрузить детей  в волшебный мир слов. Различные виды гимначстик позволят детям сохранить и укрепить здоровье. Использование мультимидийного о...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»

Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...

Конспект нод по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: «Домашние животные»

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. ...