"Животные жарких стран. Африка" Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Расширение, уточнение и кативация словаря по теме, расширение кругозора детей, знаний об окружающем мире.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»
«Животные жарких стран.
Африка»
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель:
Ворсина В. А.
2024г.
Тема: «Животные жарких стран. Африка.»
Цель: расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Животные жарких стран. Африка.»
Задачи:
- расширять знания детей об окружающем мире, уточнять представления о животных жарких стран;
- закреплять практический навык образования и употребления существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- развивать логическое мышление;
- развивать слуховое внимание, память, воображение;
- воспитывать речевую активность, коммуникативные навыки;
- воспитывать эмоциональную восприимчивость.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, социально – коммуникативное.
Методы:
- Словесный
- Наглядный
- Практический
- Игровой
Приёмы:
- создание мотивации на деятельность, создание проблемной ситуации;
- беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, объяснение;
- выполнение практической работы, составление рассказа по таблице.
Принципы:
- Наглядности
- Доступности
- Соответствие возрасту
Словарная работа: пустыня, джунгли,
Оборудование:
Фигурки животных жарких стран, предметные картинки, компютерная презентация, мольберт, схемы описания животных, мозаика «В Африке».
Предварительная работа: беседы о жизни животных, рассматривание иллюстраций книг и энциклопедий, рисование и разукрашивание животных жарких стран в свободной деятельности.
Планируемые результаты: дети проявляют интерес к жизни и условиям обитания животных, активно поддерживают беседу, с удовольствием выполняют задания и проявляют свои знания в практической деятельности.
Ход образовательной деятельности
Психологический настрой:
В: Ребята, давайте поздороваемся.
Здравствуй, доброе утро!
Здравствуй, правая рука.
Здравствуй, левая рука.
Здравствуй, друг.
Здравствуй, друг
Здравствуй, здравствуй дружный круг!
Вводно –организационный этап
В: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (зима)
Какая погода на улице? (на улице холодно, лежит снег. Солнце совсем не греет)
Кто может рассказать о погоде по таблице? (Рассказ по мнемотаблице)
А ведь есть страны, где всё время тепло, где солнце ярко светит и греет круглый год. Вам хотелось бы там побывать? Тогда сегодня мы с вами отправимся в одну из жарких стран.
Мотивационно –побудительный этап
Послушайте стихотворение, и вы узнаете, как она называется.
Африка! Африка! Волшебная страна!
Отправимся мы в Африку, давно нас ждёт она.
В: Как называется страна, в которой мы сегодня побываем? (Африка)
Молодцы!
Закройте глазки, и представляйте, каких животных вы там можете встретить.
В Африке носороги
Просто ходят по дороге.
Мокнут в речке бегемоты,
Львы выходят на охоту.
Крокодилы, обезьяны,
Зебры – жители саванны.
И тропические птицы…
Есть чему тут подивиться!
Раз, два, три, четыре, пять -
Идём по Африке гулять!
Открывайте глазки. Мы с вами попали в жаркую страну, Африку.
Только вот животных нигде не видно. Наверное, они испугались и спрятались.
Актуализация имеющихся знаний:
Я вам загадаю загадки, вы их отгадаете, и звери появятся.
(после отгадывания загадки вывешиваются картинки с изображением животного)
1.Он высокий и пятнистый, 4.Вот лошадки, все в полосках
С длинной, длинной шеей. Может быть они в матросках?
И питается он листьями, Нет, они такого цвета
Ветками с деревьев. (Жираф) Угадайте, кто же это? (зебры)
2.Грива для меня – корона 5.Кожа толстая, без шерсти
Царь зверей – большая честь. Хобот длинный до земли.
Жалко, нет в саванне трона, Если были в зоопарке,
Но за то он в цирке есть. (Лев) То узнать его должны. (Слон)
3.Спит зелёное бревно
В ил запуталось оно.
У бревна большая пасть
Зубы в пасти - просто страсть!
(Крокодил)
В: Скажите, какие слова подсказали вам, что это слон?
У слона не только длинный хобот. Но и большие уши. Поэтому мы его можем назвать БОЛЬШЕУХИМ.
Давайте поиграем в игру «Составь слово» (образование сложных слов)
- У льва острые зубы, поэтому его называют… ОСТРОЗУБЫМ
- у жирафа длинная шея, поэтому его называют…ДЛИННОШЕИМ
- у зебры быстрые ноги, поэтому её называют …БЫСТРОНОГОЙ
- у слона толстые ноги, поэтому его называют …ТОЛСТОНОГИМ
- у обезьяны длинный хвост, поэтому её называют…ДЛИННОХВОСТОЙ
- у бегемота толстая кожа, поэтому её называют …ТОЛСТОКОЖИМ
В: Вот какие сложные слова мы с вами составили. А вот появились другие животные. Только они почему – то грустные, печальные. Давайте узнаем, почему.
Показ слайдов «Животные и их детёныши»
Д/и «Потерялся ребёнок» (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами)
Ветер поднялся, бушует, ревёт
Каждая мама ребёнка зовёт.
Тихо бормочет мама спросонок
- Помогите скорее. Потерялся ребёнок!
Как зовут? Не припомню никак!
Помогите скорей! Позовите зверят!
(Дети продолжают начатое воспитателем предложение)
Львица зовёт – львёнка
Слониха зовёт – слонёнка.
Зебра зовёт – зебрёнка.
Мама жирафа зовёт – жирафёнка.
Тигрица зовёт – тигрёнка.
Черепаха зовёт – черепашонка.
В: Вы такие молодцы! Помогли мамам найти своих детёнышей, но у животных иногда бывает не один детёныш, сейчас мы с вами поиграем в игру:
Д/и «Один – много» (использование единственного и множественного числа имен существительных в речи)
Например: У жирафы один – жирафёнок, много – жирафят(а).
У львицы один – львёнок, много – львят(а).
У слонихи один –слонёнок, много – слонят(а).
У тигрицы один – тигрёнок, много – тигрят(а).
У черепахи один – черепашонок, много – черепашат(а).
У верблюдицы один – верблюжонок, много – верблюжат(а).
У зебры один – зебрёнок, много – зебрят(а).
Динамическая пауза.
В: сейчас мы с вами немного отдохнём. Встаём на ноги и повторяем за мной движения.
У жирафов - пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов - пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях.
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
У зебры есть полоски, есть полосочки везде.
У зебры есть полоски, есть полосочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях.
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
В: Я вам предлагаю поиграть в игру
Д/и «Назови слово»
Я буду бросать мяч и называть признак, а вы должны назвать животное, которое обладает таким признаком.
Например: Забавная (обезьянка).
Свирепый (лев); зубастый (крокодил); высокий (жираф); опасный (носорог); огромный (слон); медленная (черепаха); полосатая (зебра)
Продуктивная деятельность:
Работа в центрах активности.
Сегодня у нас работают два центра: центр искусств «Радуга» и центр «Математики и манипуляционных игр». (Выбор детей центров)
Но прежде, чем мы начнём работать, проведём небольшую артикуляционную гимнастику.
«Чудесное превращение»
Дилы- дилы – дилы – показались крокодилы,
Моты – моты – моты – появились бегемоты,
Афы – афы – афы – жуют листики жирафы.
Ны – ны – ны - водой брызгают слоны,
Яны – яны – яны – по веткам скачут обезьяны.
В центре «Радуга» необходимо дополнить карту Африки животными, живущими там. Животных мы будем вырезать и наклеивать на карту. И составить небольшой рассказ – описание о том животном, которое вам понравилось, в этом вам поможет план – схема.
В центре – «Математики и манипуляционных игр» необходимо собрать большой пазл и составить небольшой рассказ по картинке, которая у вас получится.
Рефлексивно – корригирующий этап
После работы в центрах дети (по 1-2 ребёнка) рассказывают, чем они занимались, что у них получилось.
В: Нам пора возвращаться в д/сад. Закрывайте глазки
Раз, два, три, четыре, пять –
В детский сад вернулись мы опять.
Заключительный этап
В: Ну вот мы и побывали в одной жаркой стране. Как называется эта страна? Давайте вспомним, с какими животными мы повстречались? Вам понравилось наше занятие? Какое настроение оно у вас вызвало? Возьмите солнышки и покажите, какое у вас настроение.
Спасибо вам за работу, вы все большие молодцы! А я хочу подарить вам картинки, их можно вырезать и собрать свой зоопарк с животными жарких стран.
Самоанализ образовательной деятельности по речевому развитию «Животные жарких стран. Африка.»
Цель: расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Животные жарких стран. Африка.»
Задачи:
- расширять знания детей об окружающем мире, уточнять представления о животных жарких стран;
- закреплять практический навык образования и употребления существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- развивать логическое мышление;
- развивать слуховое внимание, память, воображение;
- воспитывать речевую активность, коммуникативные навыки;
- воспитывать эмоциональную восприимчивость.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, социально – коммуникативное.
Методы:
- Словесный
- Наглядный
- Практический
- Игровой
Приёмы:
- создание мотивации на деятельность, создание проблемной ситуации;
- беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, объяснение;
- выполнение практической работы, составление рассказа по таблице.
Принципы:
- Наглядности
- Доступности
- Соответствие возрасту
Словарная работа: пустыня, джунгли,
Оборудование:
Фигуры животных жарких стран, предметные картинки, компютерная презентация, мольберт, схемы описания животных, мозаика «В Африке».
Предварительная работа: беседы о жизни животных, рассматривание иллюстраций книг и энциклопедий, рисование и разукрашивание животных жарких стран в свободной деятельности.
Планируемые результаты: дети проявляют интерес к жизни и условиям обитания животных, активно поддерживают беседу, с удовольствием выполняют задания и проявляют свои знания в практической деятельности.
Образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста – 5-6 лет.
Каждая часть образовательной деятельности направленна на решение определённых задач и предлагает выбор методов и приёмов.
На первом этапе - вводно – организационном, для вовлечения детей в образовательную деятельность были использованы словесные приёмы – психологическая гимнастика «Здравствуйте», стихотворение «Африка».
На мотивационно – побудительном этапе была создана проблемная ситуация о предстоящей деятельности.
На этапе актуализации знаний также были использованы словесные приёмы – беседа, загадки, дидактические игры. Наглядные методы – демонстрация наглядного материала (картинки с изображением животных), мультимедийная презентация, что вызвало у детей познавательный интерес.
Работа в центрах активности была проведена с помощью таких приёмов – артикуляционная гимнастика «Чудесные превращения», введение в ситуацию. Важны были и словесные приёмы, такие, как помощь воспитателя, младшего воспитателя, поощрения по ходу всей образовательной деятельности.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей. Их размещение и использование было рациональным, продуманным.
Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной и использование презентации) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.
На заключительном этапе – детям предлагалось посмотреть фотокартинки Африки и её обитателей. Тем самым ещё раз закрепить знания о животных жарких стран.
Был сюрпризный момент – это солнышки – выражение своего настроения после образовательной деятельности и подарки – книжки – самоделки.
На всём протяжении образовательной деятельности старалась поддерживать доброжелательные отношения, выслушивала каждого ребёнка, поддерживала их высказывания, привлекала их интерес, хвалила за правильный ответ.
Не смотря на затруднения детей отвечать полным ответом, правильного и чёткого произношения слов, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течении занятия были решены, цель образовательной деятельности достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи». Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные наших лесов»
Предлагаемый материал посвящен практическом усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов».Началось занятие с организационног...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Цель : Формировать представления о звуках различного происхождения.Задачи:Обучающая задача: Учить различать звуки различного происхождения, ввести и закрепить в речь глаголы, закрепить форму род...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Мир животных"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Мир животных"...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Прекрасная страна слов»
Используя данный конспект вы сможете в игровой форме погрузить детей в волшебный мир слов. Различные виды гимначстик позволят детям сохранить и укрепить здоровье. Использование мультимидийного о...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»
Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста группы «Дикие животные»
Конспект НОД...

Конспект нод по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: «Домашние животные»
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. ...
