Перспективное планирование работы по развитию речевой активности для детей среднего дошкольного возраста
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Перспективное планирование работы по развитию речевой активности для детей среднего дошкольного возраста
Месяц | Название игры | Цель | Методы и приемы | |||
Сентябрь «Осенний листопад» | ||||||
1-неделя | Дидактическая игра « Чудесный мешочек»
| Дидактическая задача: развивать умение узнавать предметы на ощупь и описывать. | Словесно-наглядный метод. Приемы: - объяснение; - речевой образец; - проговаривание | |||
2-неделя | Дидактическая игра «Найди, о чем расскажу» - | Дидактическая задача: учить последовательно описывать предметы по названным признакам, развивать речевые навыки. | ||||
3-неделя | Дидактическая игра «Магазин игрушек»
| Дидактическая задача: развивать наблюдательность, уметь использовать в речи простые предложения | Наглядный, опосредованный метод. Приемы: -объяснение; - речевой образец; - проговаривание. | |||
4-неделя | Дидактическая игра «Овощи и фрукты» | Дидактическая задача учить детей использовать приобретенные знания в активной речи | ||||
Октябрь «Спешите делать добро!» | ||||||
1-неделя | Дидактическая игра «Писатель» | Дидактическая задача: научить правильно и связно отвечать на поставленные вопросы. | Словесно-наглядный метод. Презентация | |||
2-неделя | Дидактическая игра «Вершки-корешки» | Дидактическая задача: расширить знания об особенностях выращивания разных овощей, развивать внимание, память; активизировать словарный запас детей | Словесно-наглядный метод. Приемы: - объяснение; - речевой образец; - описание по цепочке (метод «Карусель) | |||
3-неделя | Дидактическая игра «Подарки для зайчика» | Дидактическая задача: уметь сравнивать предметы, повторять речевые конструкции. | ||||
4-неделя | Дидактическая игра «Сочиняем историю про…» | Дидактическая задача: развитие связной монологической речи через обучающие игровые действия | Проблемный метод Практический: создание истории о предмете | |||
Ноябрь «Красота родного края!» | ||||||
1-неделя | Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
| Дидактическая задача: учить составлять небольшой рассказ по картинкам, выделяя начало и конец действия и правильно называть их. Учить в логической последовательности описывать картинки. | Наглядный, словесный, практический методы. Приемы: - показ картинок; - рассматривание картинок; - речевой образец; - вопрос | |||
2-неделя | Дидактическая игра «Где я был, кого я видел» | Дидактическая задача: Учить детей загадывать загадки об объектах живой природы, не называя их Развивать логику, мышление, связную речь | ||||
3-неделя | Дидактическая игра «Расскажем про Олю и зайчика».
| Дидактическая задача: Составлять совместное описание с опорой на картинки; учить заканчивать интонационно предложения, используя разные способы межфразовой речи. | Наглядный (опосредованный), словесные методы Приемы: - показ картинок и иллюстраций; - проговаривание слов за педагогом; - наводящие вопросы; - речь детей; - речевой образец. | |||
4--неделя | Дидактическая игра «Угадай по описанию».
| Дидактическая задача: учить детей соблюдать описательную структуру. Учить использовать образные средства: эпитеты и сравнения.. | ||||
Декабрь «Зима» | ||||||
1-неделя | Дидактическая игра «Опиши куклу».
| Дидактическая задача: учить выделять главные признаки внешнего вида игрушки, последовательно описывать её внешний вид. | Наглядный, практический (продуктивный) методы Приемы: - показ игрушки (вещей для куклы); - называние и объяснение слов; - констатирующий вопрос; - проговаривание слов и предложений | |||
2-неделя | Дидактическая игра «Отгадай, как нас зовут»
| Дидактическая задача: продолжать учить подбирать слова для характеристики игрушечных персонажей.
| ||||
3-неделя | Дидактическая игра «Даша не боится мороза»
| Дидактическая задача: учить составлять описательный рассказ. развивать активную речь детей, строить простые однотипные предложения. | Непосредственный наглядный метод Приемы: -рассматривание натуральных предметов; - объяснение; - обследование предметов; - вопрос-ответ. | |||
4-неделя | Дидактическая игра «Опиши предмет» | Дидактическая задача: учить описывать предметы мебели, узнавать их по описанию; активно пополнять словарь. | ||||
Январь «Мир природы зимой» | ||||||
2-неделя | Дидактическая игра «Расскажем про белочку» | Дидактическая задача: составлять совместный рассказ, соблюдая описательную структуру высказывания. | Продуктивный и практические методы | |||
3-неделя | Дидактическая игра «Что изменилось?»
| Дидактическая задача: учить в логической последовательности описывать предмет; развивать активную речь детей. | Приемы: - показ предметов; - речевой образец; - проговаривание, - повторное проговаривание; - оценка речи | |||
4 неделя | Игровое моделирование «Домашние животные» | Дидактическая задача: активизировать словарь по изучаемой теме, формируя общие речевые навыки | ||||
Февраль «Игры и игрушки заговорили» | ||||||
1-неделя | Дидактическая игра «Маша заблудилась».
| Дидактическая задача: учить узнавать предметы по перечисленным признакам, описывать действия героя , согласовывая слова в предложениях. | Наглядный, продуктивный метод Приемы: - показ нескольких игрушек; - поисковые вопросы; - проговаривание | |||
2-неделя | Дидактическая игра «Фотограф»
| Дидактическая задача: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины. | ||||
3-неделя | Дидактическая игра «Что игрушка расскажет о себе?» | Дидактическая задача: развитие описательной речи, внимания, воображения | Наглядный (опосредованный), словесно-практи-ческий методы Приемы: - рассматривание игрового материала; - объяснение; - индивидуальная речь; - оценка детской речи | |||
4-неделя | Дидактическая игра «Опиши игрушку»
| Дидактическая задача: научить детей использовать различные способы межфазной речи.
| ||||
Март «Весна – красна» | ||||||
1-неделя | Дидактическая игра «На выставке в картинной галерее»
| Дидактическая задача: продолжать учить детей составлять описание картины, используя образные слова и выражения. | Словесный метод Приемы: - речевой образец; - обучающее указание; - речь детей; - повторное проговаривание | |||
2-неделя | Дидактическая игра «Закончи сам»
| Дидактическая задача: учить использовать средства выразительности, соблюдать описательную структуру. Развивать внимание, логику, образное мышление. | ||||
3-неделя | Дидактическая игра « Угадай птицу по описанию». | Дидактическая задача: учить составлять описательный рассказ о птице; развивать логическую последовательность в описание объекта природы. | Наглядный (опосредованный), словесный и практический методы. Приемы: - показ картинок; - рассматривание; - указания; - загадки. Описание с опорой на наглядный материал. | |||
4-неделя | Дидактическая игра ««Как ты узнал?» | Дидактическая задача: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки. | ||||
Апрель «Весенняя капель» | ||||||
1-неделя | Дидактическая игра «Необычное домино» | Дидактическая задача: побуждать детей к активному общению друг к другу | Загадки Проблемные ситуации | |||
2-неделя | Дидактическая игра «Кто где живет?» | Дидактическая задача: комментирование своих действий в игре, развитие активного словаря | Наглядный (опосредованный), словесный методы. Приемы: показ картинок - речевой образец | |||
3-неделя | Дидактическая игра «Перелетные птицы» | Дидактическая задача: способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью | ||||
4-неделя | Дидактическая игра | Дидактическая задача: учить заканчивать интонационно предложения, используя разные способы межфразовой речи |
| |||
Май «Скоро лето!» | ||||||
1-неделя | Дидактическая игра «Черный ящик» | Дидактическая задача: способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью |
| |||
2-неделя | Дидактическая игра «Перепу-тались слова» | Дидактическая задача: побуждать детей к активному общению друг к другу, развивать связную речь |
| |||
3-неделя | Дидактическая игра: «Кто кем (чем) будет?» | Дидактическая задача: совершенствовать разговорную речь; | Словесный метод Картинки-загадки | |||
4-неделя |
|
|
| |||
Методические приемы развития речевой активности
Название приема | Определение |
Речевой образец | Правильная, заранее продуманная речевая деятельность педагога, способствующая подражанию в игровой ситуации. |
Повторное проговаривание или повторные действия | Многократное повторение отдельных фраз и выражений, направленных на запоминание. Повторное использование дидактических игр с заменой предметов. |
Объяснение | Раскрытие сути содержания дидактической игры или игровых действий |
Указание | Разъяснение способа деятельности для достижения результативности дидактической задачи. |
Оценка | Мотивированное суждение о речевой деятельности детей, о характере действий, качестве игры и планирование этапа коррекции речи. |
Вопрос | Словесное обращение педагога к конкретному ребенку с целью выявления проблем развития описательной цели. |
Методический подход к обучению детей речевой активности
Название приема | Характеристика приема |
Рассматривание объекта описания | Под наблюдением педагога или самостоятельно дети выделяют признаки объекта, давая ему краткую характеристику |
Беседа об объекте описания | Диалог с детьми, направленный на сопоставление аналогичных признаков объектов, на придумывание признаков вымышленных объектов. |
Образец описания | В зависимости от уровня сформированности навыков связной речи выбираются методы, методики, технологии, алгоритмы описания предметов или действий. |
План описания | Словесная схема структуры описания картины или объекта, выраженная педагогом кратко и точно. |
Модель | Наглядная схема описания – содержание и последовательность речевой деятельности. |
Оценка / рефлексия | Мотивированное обсуждение детской деятельности с учетом дидактических целей и задач с целью совершенствования монологических высказываний. |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование работы по развитию речевой активности для детей среднего дошкольного возраста
Месяц | Название игры | Цель | Методы и приемы | |||
Сентябрь «Осенний листопад» | ||||||
1-неделя | Дидактическая игра « Чудесный мешочек» | Дидактическая задача: развивать умение узнавать предметы на ощупь и описывать. | Словесно-наглядный метод. Приемы: - объяснение; - речевой образец; - проговаривание | |||
2-неделя | Дидактическая игра «Найди, о чем расскажу» - | Дидактическая задача: учить последовательно описывать предметы по названным признакам, развивать речевые навыки. | ||||
3-неделя | Дидактическая игра «Магазин игрушек» | Дидактическая задача: развивать наблюдательность, уметь использовать в речи простые предложения | Наглядный, опосредованный метод. Приемы: -объяснение; - речевой образец; - проговаривание. | |||
4-неделя | Дидактическая игра «Овощи и фрукты» | Дидактическая задача учить детей использовать приобретенные знания в активной речи | ||||
Октябрь «Спешите делать добро!» | ||||||
1-неделя | Дидактическая игра «Писатель» | Дидактическая задача: научить правильно и связно отвечать на поставленные вопросы. | Словесно-наглядный метод. Презентация | |||
2-неделя | Дидактическая игра «Вершки-корешки» | Дидактическая задача: расширить знания об особенностях выращивания разных овощей, развивать внимание, память; активизировать словарный запас детей | Словесно-наглядный метод. Приемы: - объяснение; - речевой образец; - описание по цепочке (метод «Карусель) | |||
3-неделя | Дидактическая игра «Подарки для зайчика» | Дидактическая задача: уметь сравнивать предметы, повторять речевые конструкции. | ||||
4-неделя | Дидактическая игра «Сочиняем историю про…» | Дидактическая задача: развитие связной монологической речи через обучающие игровые действия | Проблемный метод Практический: создание истории о предмете | |||
Ноябрь «Красота родного края!» | ||||||
1-неделя | Дидактическая игра «Что сначала, что потом». | Дидактическая задача: учить составлять небольшой рассказ по картинкам, выделяя начало и конец действия и правильно называть их. Учить в логической последовательности описывать картинки. | Наглядный, словесный, практический методы. Приемы: - показ картинок; - рассматривание картинок; - речевой образец; - вопрос | |||
2-неделя | Дидактическая игра «Где я был, кого я видел» | Дидактическая задача: Учить детей загадывать загадки об объектах живой природы, не называя их Развивать логику, мышление, связную речь | ||||
3-неделя | Дидактическая игра «Расскажем про Олю и зайчика». | Дидактическая задача: Составлять совместное описание с опорой на картинки; учить заканчивать интонационно предложения, используя разные способы межфразовой речи. | Наглядный (опосредованный), словесные методы Приемы: - показ картинок и иллюстраций; - проговаривание слов за педагогом; - наводящие вопросы; - речь детей; - речевой образец. | |||
4--неделя | Дидактическая игра «Угадай по описанию». | Дидактическая задача: учить детей соблюдать описательную структуру. Учить использовать образные средства: эпитеты и сравнения.. | ||||
Декабрь «Зима» | ||||||
1-неделя | Дидактическая игра «Опиши куклу». | Дидактическая задача: учить выделять главные признаки внешнего вида игрушки, последовательно описывать её внешний вид. | Наглядный, практический (продуктивный) методы Приемы: - показ игрушки (вещей для куклы); - называние и объяснение слов; - констатирующий вопрос; - проговаривание слов и предложений | |||
2-неделя | Дидактическая игра «Отгадай, как нас зовут» | Дидактическая задача: продолжать учить подбирать слова для характеристики игрушечных персонажей. | ||||
3-неделя | Дидактическая игра «Даша не боится мороза» | Дидактическая задача: учить составлять описательный рассказ. развивать активную речь детей, строить простые однотипные предложения. | Непосредственный наглядный метод Приемы: -рассматривание натуральных предметов; - объяснение; - обследование предметов; - вопрос-ответ. | |||
4-неделя | Дидактическая игра «Опиши предмет» | Дидактическая задача: учить описывать предметы мебели, узнавать их по описанию; активно пополнять словарь. | ||||
Январь «Мир природы зимой» | ||||||
2-неделя | Дидактическая игра «Расскажем про белочку» | Дидактическая задача: составлять совместный рассказ, соблюдая описательную структуру высказывания. | Продуктивный и практические методы | |||
3-неделя | Дидактическая игра «Что изменилось?» | Дидактическая задача: учить в логической последовательности описывать предмет; развивать активную речь детей. | Приемы: - показ предметов; - речевой образец; - проговаривание, - повторное проговаривание; - оценка речи | |||
4 неделя | Игровое моделирование «Домашние животные» | Дидактическая задача: активизировать словарь по изучаемой теме, формируя общие речевые навыки | ||||
Февраль «Игры и игрушки заговорили» | ||||||
1-неделя | Дидактическая игра «Маша заблудилась». | Дидактическая задача: учить узнавать предметы по перечисленным признакам, описывать действия героя , согласовывая слова в предложениях. | Наглядный, продуктивный метод Приемы: - показ нескольких игрушек; - поисковые вопросы; - проговаривание | |||
2-неделя | Дидактическая игра «Фотограф» | Дидактическая задача: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины. | ||||
3-неделя | Дидактическая игра «Что игрушка расскажет о себе?» | Дидактическая задача: развитие описательной речи, внимания, воображения | Наглядный (опосредованный), словесно-практи-ческий методы Приемы: - рассматривание игрового материала; - объяснение; - индивидуальная речь; - оценка детской речи | |||
4-неделя | Дидактическая игра «Опиши игрушку» | Дидактическая задача: научить детей использовать различные способы межфазной речи. | ||||
Март «Весна – красна» | ||||||
1-неделя | Дидактическая игра «На выставке в картинной галерее» | Дидактическая задача: продолжать учить детей составлять описание картины, используя образные слова и выражения. | Словесный метод Приемы: - речевой образец; - обучающее указание; - речь детей; - повторное проговаривание | |||
2-неделя | Дидактическая игра «Закончи сам» | Дидактическая задача: учить использовать средства выразительности, соблюдать описательную структуру. Развивать внимание, логику, образное мышление. | ||||
3-неделя | Дидактическая игра « Угадай птицу по описанию». | Дидактическая задача: учить составлять описательный рассказ о птице; развивать логическую последовательность в описание объекта природы. | Наглядный (опосредованный), словесный и практический методы. Приемы: - показ картинок; - рассматривание; - указания; - загадки. Описание с опорой на наглядный материал. | |||
4-неделя | Дидактическая игра ««Как ты узнал?» | Дидактическая задача: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки. | ||||
Апрель «Весенняя капель» | ||||||
1-неделя | Дидактическая игра «Необычное домино» | Дидактическая задача: побуждать детей к активному общению друг к другу | Загадки Проблемные ситуации | |||
2-неделя | Дидактическая игра «Кто где живет?» | Дидактическая задача: комментирование своих действий в игре, развитие активного словаря | Наглядный (опосредованный), словесный методы. Приемы: показ картинок - речевой образец | |||
3-неделя | Дидактическая игра «Перелетные птицы» | Дидактическая задача: способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью | ||||
4-неделя | Дидактическая игра | Дидактическая задача: учить заканчивать интонационно предложения, используя разные способы межфразовой речи | ||||
Май «Скоро лето!» | ||||||
1-неделя | Дидактическая игра «Черный ящик» | Дидактическая задача: способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью | ||||
2-неделя | Дидактическая игра «Перепу-тались слова» | Дидактическая задача: побуждать детей к активному общению друг к другу, развивать связную речь | ||||
3-неделя | Дидактическая игра: «Кто кем (чем) будет?» | Дидактическая задача: совершенствовать разговорную речь; | Словесный метод Картинки-загадки | |||
4-неделя | ||||||
Методическое обеспечение
Для успешного внедрения дидактических игр использованы методические рекомендации О.А. Бизиковой, направленные на развитие речевой активности с использованием различных методов и приемов при внедрении дидактических игр.
Методические приемы развития речевой активности
Название приема | Определение |
Речевой образец | Правильная, заранее продуманная речевая деятельность педагога, способствующая подражанию в игровой ситуации. |
Повторное проговаривание или повторные действия | Многократное повторение отдельных фраз и выражений, направленных на запоминание. Повторное использование дидактических игр с заменой предметов. |
Объяснение | Раскрытие сути содержания дидактической игры или игровых действий |
Указание | Разъяснение способа деятельности для достижения результативности дидактической задачи. |
Оценка | Мотивированное суждение о речевой деятельности детей, о характере действий, качестве игры и планирование этапа коррекции речи. |
Вопрос | Словесное обращение педагога к конкретному ребенку с целью выявления проблем развития описательной цели. |
Методический подход к обучению детей речевой активности
Название приема | Характеристика приема |
Рассматривание объекта описания | Под наблюдением педагога или самостоятельно дети выделяют признаки объекта, давая ему краткую характеристику |
Беседа об объекте описания | Диалог с детьми, направленный на сопоставление аналогичных признаков объектов, на придумывание признаков вымышленных объектов. |
Образец описания | В зависимости от уровня сформированности навыков связной речи выбираются методы, методики, технологии, алгоритмы описания предметов или действий. |
План описания | Словесная схема структуры описания картины или объекта, выраженная педагогом кратко и точно. |
Модель | Наглядная схема описания – содержание и последовательность речевой деятельности. |
Оценка / рефлексия | Мотивированное обсуждение детской деятельности с учетом дидактических целей и задач с целью совершенствования монологических высказываний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование занятий по развитию этических представлений у детей среднего дошкольного возраста
Перспективное планирование занятий по развитию этических представлений у детей среднего дошкольного возраста...
Перспективное планирование конструктивных игр в процессе математической деятельности детей среднего дошкольного возраста. (из опыта работы воспитателя МАДОУ № 9 г.Армавира Паращенко Надежды Петровны).
Перспективное планирование конструктивных игр в процессе математической деятельности детей среднего дошкольного возраста....
Перспективное планирование конструктивных игр в процессе математической деятельности детей среднего дошкольного возраста. (из опыта работы воспитателя МАДОУ № 9 г.Армавира Паращенко Надежды Петровны).
Перспективное планирование конструктивных игр в процессе математической деятельности детей среднего дошкольного возраста....

Перспективный план работы по развитию коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста
Представлен перспективный план работы на год в средней группе по развитию коммуниккативных способностей у детей в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы....

Перспективный план работы по развитию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста на второе полугодие 20-- /20-- учебного года в разновозрастной группе (4-5, 5-6) «Малинка»
Данный план может стать основой для составления своего плана на конкретную группу. В плане представлены основные педагогические приёмы по развитию коммуникативной компетенции у детей средней группы а ...

Проектирование педагогической работы по развитию речевой активности у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Проектирование педагогической работы по развитию речевой активности у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр...
Педагогический проект «Развития речевой активности у детей среднего дошкольного возраста, посредством сказки как нетрадиционной формы образовательной деятельности»
Именно сказка благотворно влияет на развитие речи и способствует формированию разносторонней личности дошкольника. Посредством сказки дети осваивают культурные нормы и правила, речевые и коммуни...