Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»  «Путешествие по зимнему лесу» (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Князева Наталья Геннадьевна

«Путешествие по зимнему лесу»  (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rechevoe.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №25»

Конспект НОД по образовательной области «речевое развитие»

 «Путешествие по зимнему лесу»

(старшая группа)


Разработала: Князева Н.Г.

Ачинск, 2024 г.

Конспект НОД по речевому развитию

Тема: «Путешествие по зимнему лесу»

 (Слова бывают разными)

(старшая группа)

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «социально –коммуникативное развитие», «художественно –эстетическое развитие».

Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить знания о признаках зимы, учить подбирать родственные (однокоренные слова), учить образовывать притяжательные прилагательные, подбирать подходящие по смыслу и звучанию слова.

Словарная работа: красногрудые, заячьи, и т.д.

Материал: конверт с письмом, иллюстрации с изображением дупла белки, заячьих следов, снегири, шишка, ноутбук, проектор.

Содержание:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я шла на работу в детский сад и в кормушке, где мы кормили птичек, увидела вот этот конверт (показать конверт). Поинтересовалась, кому же он адресован: Детский сад «Золотой ключик», группа «Солнышко», от лесных жителей. Хотите узнать, что нам пишут лесные жители?  (Да).

Воспитатель: вот, что они пишут: «Дорогие ребята группы «Солнышко»! Приглашаем вас в путешествие по зимнему лесу. У нас очень красиво зимой, вокруг чистый свежий воздух. Ждём вас.  Лесные жители».

Ребята, вы принимаете это приглашение? (Принимаем) 

-  На чём можно путешествовать? (На поезде, на лыжах, пешком, на лодке, на машине, ковре-самолёте…)

На чём можно путешествовать по зимнему лесу?  (На лыжах, на санях, на снегоходе…)

Правильно. Сегодня мы отправимся на лошадях, запряжённых в сани.

И лошадки нас уже ждут. Сядет в сани тот, кто назовёт зимние слова (Дети называют: лёд, мороз, снег, метель, санки, лыжи, коньки, валенки, узор снежинки…) Молодцы, всё назвали, а теперь можно отправляться.  

 - Приехали мы в лес. Выходите из саней. Чтобы не заблудиться в лесу, пойдёмте все друг за другом, след в след. И нас встречает первый лесной житель (загадка)

Кто это? (Заяц)

Заяц - Ребята, я заблудился в лесу и не знаю дороги в царство Зимушки-Зимы. Помогите мне, пожалуйста, найти дорогу.

Ребята! Поможем зайчику. Давайте отгадаем чьи это следы!

След лисы какой? (лисий)

След кабана? (кабаний)

След лося? (лосиный)

След белки? (беличий)

Это чей след? (человека)

Значит он какой? (человеческий)

След зайца? (заячий)

 

Воспитатель: Мы помогли зайцу и можем отправляться дальше.

-  ой, я видела, кто-то в нас шишку бросил. Как вы думаете, кто это мог быть? (Это белка)

- где белка живёт? (Белка живёт на сосне, в дупле)

- что запасает на зиму белка? (Она запасает на зиму грибы, орехи, ягоды) Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

веселый - грустный 
быстрый - медленный 
красивый - безобразный 
пустой - полный 
худой - толстый 
умный - глупый 
трудолюбивый - ленивый 
тяжелый - легкий 
трусливый - храбрый 
твердый - мягкий 
светлый - темный 
длинный - короткий 
высокий - низкий 
острый - тупой 
горячий - холодный 
больной - здоровый 
широкий - узкий 

Белочка: справились вы с моим заданием, а идти вам надо, где ёлочки растут.

Воспитатель: а это кто там сидит на ёлочке?  (Снегири)

 Да не один, а их несколько. Как по-другому назвать несколько снегирей? (Стайка снегирей)

Воспитатель: посмотрите, какие у них грудки?  (Красные). Как можно по-другому назвать снегирей?  (Красногрудые)

Ребята снегири приготовили для нас интересную игру «Доскажи словечко».

Воспитатель: теперь слушайте: я буду читать стихотворение, а вы будете добавлять подходящие слова:

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…(снег)

С неба всё скользят пушинки -  

Серебристые… (снежинки)

На посёлки, на лужок

Всё снижается…(снежок)

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее…(снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в…(снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился…(снеговик)

На снегу-то посмотри? –

С красной грудкой…(снегири)

Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил…(снег)

- на какое слово похожи слова, которые вы добавляли? (Все слова похожи на слово «снег»)

-  Какой бывает снег? (Белый, холодный, пушистый, блестящий, мягкий…)

Физминутка: (снежинка)

На поляну, на лужок тихо падает снежок.
Улеглись снежинки, белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок, закружился снежок,
Пляшут все пушинки, белые снежинки.

Воспитатель: посмотрите, а кто это прячется за ёлку? Что это тут светится как огонёк? Как вы думаете?  (Хвост лисы)

-  как по-другому можно назвать хвост лисы? (По-другому можно назвать лисий хвост)

-  где живёт лиса?  (Лиса живёт в норе). А в норке у лисы лежат интересные картинки. А это значит лиса приготовила интересное задание. Сейчас каждый возьмёт картинку и определит сколько слогов в слове? (снеговик, санки, снег, шапка …)

-  поиграли, подышали свежим воздухом, посмотрели, как живётся лесным жителям зимой. В следующей раз ещё куда-нибудь отправимся в путешествие. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Да и наши лошадки нас уже заждались. (Садимся в сани и под музыку «Три белых коня» отправляемся в детский сад)

Воспитатель: вот мы и приехали в детский сад. Ребята, а в какое время года мы с вами путешествовали? А понравилось вам наше путешествие? Что вам особенно понравилось в путешествии?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» для детей с ОНР ( подготовительная группа) Тема: "Летнее путешествие"

Итоговый конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи...

Сценарий непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» "Путешествие в зимний лес"

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" "Путешествие в зимний лес"....

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области <<Речевое развитие>> "Путешествие в зимний лес".

Целью занятия является совершенствование мелкой моторики и координации движений рук, двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством графо моторных упражнений. Основные...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Зимняя прогулка в лес»

Тема: «Зимняя прогулка в лес».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»...

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Зимняя сказка» (с детьми 5-6 лет)

Программное содержание.Цель: Развитие связной речи детей.Задачи:Обучающие задачи: Совершенствовать умение согласовывать слова: существительные с числительными, прилагательные с существительными. Упраж...

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Зимняя сказка» (с детьми 5-6 лет)

Программное содержание.Цель: Развитие связной речи детей.Задачи:Обучающие задачи: Совершенствовать умение согласовывать слова: существительные с числительными, прилагательные с существительными. Упраж...

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" "Путешествие в зимний лес"

Цель: Расширить представление детей о характерных признаках зимы; её народных приметах, уточнить представления детей о лесных животных....