Конспект НОД в старшей группе по развитию речи с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шклярова Светлана Васильевна

Задачи.
Речевое развитие:
 вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый; антонимы: добрый, злой,       весёлый, грустный, здоровый - больной и другие;

 продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет; использовать выразительные средства - описание;

 продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос; развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию;

Познавательное развитие:
 совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу;
 уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера;

Социально – коммуникативное развитие:
 продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности;
 формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка не перебивая;
 развивать умение детей действовать согласованно;
 воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

 воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.

Физическое развитие:
 развивать зрительное внимание и память;
 совершенствовать умение координировать движения с речью.
Материалы:
Два мольберта; две указки; фланелеграф; иллюстрации героев сказок; схемы, изображающие героев сказок и их характер; иллюстрация «Путаница»; иллюстрации к игре «Узнай по тени»; схемы к игре «Сам себе сказочник»; мягкий кубик; разноцветные ориентиры; медали-сюрпризы; две физкультурные дуги.

Ход занятия.

1.Вступительная часть. Организационный момент.
Стулья стоят полукругом около доски. На каждом стуле - ориентир (цветок). Дети заходят под музыку «В гостях у сказки», встают около воспитателя.
- В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка — впереди.
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди.
 

 Сегодня мы с вами отправляемся в гости к сказкам.
Если сказку назовёшь,
То цветок с собой возьмёшь.
 Назовите свою любимую сказку.
Дети называют, воспитатель каждому ребёнку вешает на шею «цветок» —
ориентир.
 Это необычные цветы — они помогут вам путешествовать по сказкам.
Все цветочки покачались
В стране сказок оказались.
Дети садятся на стулья, на спинке каждого «свой» ориентир.
2. Основная часть.
- Волшебник из Страны Сказок сказочным героям надел «шапки — невидимки», поэтому нужно отгадать загадки, чтобы узнать их имена.
Он хозяина любил,
Верно он ему служил.
Сапоги носил и злого
Людоеда победил. (Кот в сапогах)

Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет. (Кощей Бессмертный)

Стрела у Ивана,
Как птица в полете.
Жена у Ивана
Живет на болоте. (Царевна-лягушка)

Щуку я в пруду поймал
И желанье загадал. (Емеля)

Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя её! (Красная Шапочка)

 Молодцы! Вы узнали всех героев, но волшебник продолжает показывать фокусы.

На доске плакат «Сказочная путаница».
 Посмотрите, что он сделал? (Он перепутал все сказки).
 А какие сказки он перепутал? Назовите их. («Кот в сапогах», «Золушка», «Красная Шапочка», «Маша и медведь», «Царевна — лягушка», «Принцесса на горошине», «По щучьему веленью», «Заюшкина избушка», «Заяц — хваста»).
 Верно. Что перепутал на картине волшебник?
(Золушке дают примерить хрустальную туфельку, а не сапоги.
Примеряет туфельку не кот в сапогах, а принц.
Медведь несёт не Царевну — лягушку, а Машеньку.
Принцесса на Горшине спит не на печи, а на перине, а печь из сказки «По щучьему веленью».
Красная Шапочка встречает не зайца, а волка.
(Воспитатель снимает плакат с доски).

 Все мы сказки разгадали
И героев всех нашли.
Нужно дальше нам идти.
(Дети встают друг за другом и идут за воспитателем.)

Физминутка «Наоборотки»
Прием типового фантазирования «Наоборот»
Задача: - развивать мышление, умение выполнять не прямое указание, а анти - действия, разнообразить приемы закрепления отдельных действий, учить называть антонимы.
Дается задание детям выполнить определенные действие, движение - они должны выполнить анти - действие, анти - движение: проходя по мостику.
Ускорить ходьбу - замедлить ход;
Наклон вправо - наклониться влево;
Ходьба вперед - ходьба спиной вперед . 

 По тропинке мы пойдём
Через мостик перейдём.
(«Мостик» — две дуги. Дети проходят между ними выполняя антидвижение)

 Тот, кто слово наоборот назовёт, тот по мостику пройдёт. Цветы помогут вам найти своё место.
-Весёлый — грустный,
 добрый — злой,
 смелый — трусливый,
 старый — молодой,
 сильный — слабый,
 здоровый — больной,
 умный — глупый,вежливый — грубый,

сытый — голодный,

 могучий — слабый,
 озорной — послушный,
 ленивый — трудолюбивый.

(«Мостик» убирается. Подходим к мольберту. На полу разложены цветы - ориентиры. Дети встают, каждый, около своего ориентира.
На мольберте - «тени» сказочных персонажей.

 Волшебник спрятал героев.
Если мы их разгадаем,
От волшебства мы их избавим.
-Называем тень, переворачиваем, смотрим, правильно ли угадали.
(Баба-Яга, Кот в сапогах, Король, Емеля, Русалочка, Буратино, Змей Горыныч).
По мере называния, дети переворачивают иллюстрации, там — цветное изображение.

 Всех героев вы узнали, сейчас отдохнём.

Гимнастика для глаз.
«Мы пришли в чудесный лес.
(Глазами нарисовали круг вправо)
В нём много сказок и чудес.
(Круг влево)
Слева сосны — справа ели,
(Глазами вправо и влево)
Сверху дятел, тук да тук.
(Глаза вверх- вниз)
Ты глаза открой, закрой.
И скорей бегом домой.

 Подойдите к окну. Посмотрите на круг на окне, посмотрите на дом.
Сколько в доме этажей? Сосчитайте. Посмотрите на круг.
 Молодцы! Возвращаемся на свои стулья.
Пока мы с вами путешествовали, волшебник опять здесь побывал и оставил нам портреты, но необычные, портреты - линии.
 Какая это линия? (Воспитатель показывает волнистую линию на доске.)
 Да, это волнистая линия.
 Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией? (Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым)
 Перечислите героев сказок с таким характером. (Золушка, Белоснежка, Царевна — Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная).
 Верно, а почему? (Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные).

Воспитатель на доске вывешивает портрет Золушки рядом с ломаной линией.
 Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа? (Нет).
 На что похожа эта линия? (Она похожа на молнию, на колючки, на иголки).
 Герои, обладающие каким характером, могут быть изображены этой линией? (Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые).
-Перечислите их. (Кощей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.

Воспитатель вывешивает портрет Ивана – Царевича.
 Как зовут этого героя? (Его зовут Иван-Царевич).
 Какой линией можно его нарисовать? (Можно нарисовать прямой линией).
 Почему? Какой он по характеру? (Он добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый).
 Перечислите героев, которые обладают таким характером.
(Иван — крестьянский сын, Иван — Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей).
На доске рядом с портретом Ивана Царевича проводит прямую линию.

Воспитатель вывешивает Буратино и линию, изображающую дугу.
 Почему рядом с этим героем я поместила эту линию? Как его зовут? (Его зовут Буратино).
 Какой он по характеру? (Весёлый, озорной, смешной).
 Почему он обозначен такой линией? На что она похожа? (Она похожа на улыбку).
 Какие персонажи с похожим характером вам известны? (Емеля, Питер Пен, Карлсон).

 Молодцы! Вы правильно рассказали о героях. А сейчас вы сами превратитесь в сказочных персонажей.

Звучит музыка, дети встают, выходят из-за стульев, строят круг.
Психогимнастика.
Это, что за маскарад
И зверей, и птиц парад
Ничего не разберёшь,
Где тут белка, где тут ёж.
Приготовься и смотри
Сказочное животное на месте замри.
В гости сказки к нам пришли
Кто есть кто — определи.
Буратино и Кощей
И Мальвина и злодей.
Приготовься и смотри
Фигура из сказки на месте замри.
(Дети проходят на свои стулья.)

Воспитатель предлагает детям сочинить свою сказку.
Будем кубиком играть,
Будем сказку сочинять.
(На мольберте план - схема сказок)

- Первый шаг- бросаем кубик, считаем сколько выпало, ищем схему, это начало сказки. Составляем предложение. Бросаем кубик ещё раз - считаем, составляем второе предложение по выпавшей схеме. Всего пять шагов.
Наша сказка должна быть интересной, законченной, в ней должно произойти чудо, волшебство. В ней должны присутствовать сказочные герои и добро победить зло.
(Дети сочиняют сказку по выпавшим схемам, воспитатель направляет, задаёт вопросы.)

 Молодцы! Вот и пришла пора нам возвращаться.

3. Заключительная часть. Итог.
 Вам понравилось быть в гостях у сказок?
 Что понравилось? Что запомнилось больше всего? Что бы вы хотели узнать в следующий раз? (Дети отвечают.)

 Верить в сказку- это счастье,
И тому, кто верит,
Сказка обязательно
Отворит все двери.

Приложение № 1.

Жили-были король и королева. Жили они в большом дворце. Детей у них не было. Жили они скучно и в одно прекрасное утро очутились на необитаемом острове. Там было очень красиво. Росли необычные деревья и пели чудесные птицы. На острове они встретились с добрым звездочётом, который им рассказал про планеты, и показывал их в свой телескоп. Король и королева очень понравились звездочёту и он подарил им волшебное яблоко. Поблагодарили они звездочёта и отправились в обратный путь с этим яблоком. Оно не только показало им дорогу домой, но и по возвращении продолжало творить чудеса. И вот, что из этого получилось: в скорм времени у них родился сын и стали они жить поживать, да добра наживать.

 
 
 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе на тему: «В музее головных уборов»

Цель:  создание условий для обогащения знаний детей о головных уборах с использованием элементов ТРИЗ.Задачи: 1. Создать условия для побуждения детей к речевой активности.2. Создать условия для р...

Конспект интегрированного занятия на тему: «Зима» в подготовительной группе по развитию речи с элементами ТРИЗ

Цель: Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.Обучающие: конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды: холодно, идет снег, люди надевают зи...

Открытое занятие по развитию речи с элементами ТРИЗ «В гости к Мишутке» (первая младшая группа)

Цель: реализация новых форм взаимодействия в системе «взрослый-ребенок», направленных на полноценное развитие и адаптацию детей раннего возраста к условиям детских образоват...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в страну Сказок и фантазии "

Цели:  Развитие речи по средством театрализованной деятельности.Задачи: Формировать интонационную выразительность речи, мимику, жесты;Развивать диалогическую речь в процессе театрально-игровой де...

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием лэпбука «В гостях у сказки».

В мире много сказокЮ. ЭнтинВ мире много сказокГрустных и смешных,И прожить на светеНам нельзя без них.Пусть герои сказокДарят нам тепло,Пусть добро навекиПобеждает зло....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами театрализации "В гостях у сказки" для старшего дошкольного возраста

Формирование у детей интереса к элементам Русской культуры посредством Русских народных сказок.Подготовила воспитатель МБДОУ ЦРР ДС №15 "Парус" г. Новоалтайска Батазова Л.А....