Конспект занятия по речевому и познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Назаренко Ирина Викторовна

Цельразвитие связной речи путем формирования умения составлять описательный рассказ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому и познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» для детей старшего дошкольного возраста
+ Заказать документы

Тема«Во саду ли, в огороде

Цельразвитие связной речи путем формирования умения составлять описательный рассказ.

Задачи:

1. Формировать и расширять представления об овощах: название, внешние и вкусовые качества, места произрастания, их использование в различных блюдах.

2. Совершенствовать восприятие детей об овощах путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, вкус, обоняние).

3. Развивать умение описывать овощ по его характерным признакам с использованием схемы – модели Т. А. Ткаченко.

4. Активизировать словарный запас детей, формировать умение образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных.

5. Воспитывать самостоятельность, инициативность и уверенность при выполнении заданий.

Предварительная работа: рассматривание муляжей и иллюстраций овощей, фруктов, огорода, сада. Беседа на тему «Фрукты и овощи». Дидактические игры «Что где растет?»«Чудесный мешочек». Разучивание малоподвижной игры «Урожай».

Словарная работа: витамины, полезный, сырой, вареный, замораживать, калий, каротин, иммунитет, недуг, фитонциды.

Дидактический материал и оборудованиепосылка: корзина со съедобными овощами, с волшебной книгой народных советов, контейнер с нарезанными овощами; демонстрационный материал – плакаты, муляжи и картинки овощей, схема – модель Т. А. Ткаченко; раздаточный материал — конверты с пазлами овощей.

Ход занятия.

1. Вводная часть:

- Давайте поздороваемся с нашими гостями. Поприветствуем своих друзей, улыбнувшись друг другу.

Неожиданно стук в дверь…

- Посмотрите, к нам на занятие неожиданно доставили посылку, а с чем, мы сейчас с вами догадаемся.

Дети отгадывают загадки.

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы

Зеленеют. (огурцы)

Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ? (Помидор)

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать. (картошку)

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький (лук).

Растут на грядке елочки,

Не колют их иголочки.

В земле запрятан ловко

Их корешок. (морковка)

Каждую отгадку- овощ дети распознают на ощупь, вынимая из посылки, кладут в корзинку.

- Сейчас я посмотрю, все ли мы с вами вытащили из посылки.

Воспитатель аналогичным способом достает из посылки лимон:

-Куда мне лимон положить? (Отдельно, потому что фрукты растут на дереве в саду, а овощи – в огороде на грядке. Лимон – это фрукт.)

-Как одним словом назвать то, что находится в корзине?

- О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

-Когда я доставала лимон, мне показалось, что в посылке что-то еще лежит.

(Воспитатель достает книгу)

-Ребята, это какая-то волшебная книга с полезными советами, в ней много иллюстраций с овощами, не просто так нам ее прислали. Ну, я думаю, для чего, мы поймем с вами чуть позже.

2. Основная часть:

Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схему – модель Т. А. Ткаченко:

(ориентировочный рассказ для выступления дошкольника, задача воспитателя - нацеливать ребенка на правильное согласование слов в простом предложении)

«Картофель - это овощ, потому что растет в огороде на грядке. На вкус в сыром виде он твердый, хрустящий, в вареном виде – он рассыпчатый, мягкий. Снаружи он покрыт тонкой коричневой кожицей, а внутри белый. Он коричневый, овальной формы. На ощупь гладкий, твердый, плотный. Его в сыром виде не едят. Из него можно приготовить очень много блюд: горячие блюда, салаты».

-Кто еще что-то хочет дополнить?

Дополнение воспитателя:

А я знаю, что первое «картошкино» имя было «папа». Так называли ее на родине в Южной Америке индейцы. В честь папы индейцы устраивали праздник урожая. Женщины наряжали клубни картофеля, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. А мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями картофеля.

Из книги:

Картофель - это самый популярный продукт питания. Он источник витамина С. Сок картофеля применяется при ожогах (будут меньше видны шрамы). Картофельный сок пьют при плохом аппетите. Подышав над паром сваренного картофеля в течение 10 минут, можно лечить простуду и уменьшить зубную боль. Прикладывание ломтика картофеля к ране — обезболивает.

(ориентировочный рассказ для выступления дошкольника, задача воспитателя - нацеливать ребенка на правильное согласование слов в простом предложении)

«Лук – это овощ. Лук растет на огороде. По вкусу он горький, сочный, хрустит. Снаружи он покрыт коричневой луковой шелухой, а внутри он белый. По цвету лук коричневый, круглой формы. Лук твердый, гладкий. Лук добавляют в разные блюда. Его едят в сыром и жареном виде. Лук очень полезен!»

-Как вы понимаете пословицу «Лук - от ста недуг»?

Дополнение воспитателя:

- А я знаю, что в луке содержится такое вещество, как фитонциды – они убивают в организме все бактерии и микробы.

- Илья с мамой приготовили домашнее задание. Он нам расскажет сейчас очень интересную историю о луке. (Доклад ребенка)

«Если семечко лука посеять в землю, то из него вырастет корешок и стебель. На поверхности почвы образуется петля, напоминающая натянутый лук по своей форме. Возможно, поэтому овощ стали называть луком. Вскоре на грядке можно увидеть зеленые листики лука – перья. Они напоминают острые стрелки, которые имеют душистый запах и содержат много витаминов. Их часто кладут в супы, салаты и винегреты, или просто кушают с хлебом и солью»

Из книги:

Если у вас головная боль, то достаточно просто приложить луковицу, разрезанную на половинки, к вискам. Боль проходит.

Лечение луком стоит применять в период болезней. Для этого необходимо кушать лук, запивая его горячим чаем с лимоном. Лук следует жевать не меньше трёх минут.

Луковым соком можно лечить насморк. Капать в нос от трёх до пяти капелек.

ФИЗМИНУТКА.

Игра «Назови овощ» (дети становятся в круг, передавая лимон по кругу, называют по очереди знакомые им овощи).

«Урожай»

В огород пойдем, урожай соберем. (идут по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем. (таскают)

Мы картошки накопаем. (копают)

Срежем мы кочан капусты. (срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный. (показывают круг руками 3 раза)

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки)

Практическая часть.

Овощи на ощупь распознали, про них рассказали, а сейчас присаживаемся за столы.

Дети открывают конверты, достают пазлы, у каждого ребенка свой конверт.

Дети самостоятельно собирают пазлы.

По окончании - дидактическая игра «Назови ласково».

- Сейчас каждый из вас нам расскажет, какой овощ собрал, и попробует свой овощ назвать ласково. Например, огурец - огуречик.

- Сложите пазлы в свои конверты и уберите конверты на край стола.

«Пробуем овощи на вкус».

- Ребята, посмотрите, такая большая посылка. Странно, вам так не кажется? Наверное, в ней еще что-то есть! Сейчас мы посмотрим.

Воспитатель достает из посылки блюдо с нарезанными овощами.

Дидактическая игра «Угадай на вкус» (дети с закрытыми глазами определяют на вкус овощ, который воспитатель предлагает попробовать).

3. Заключительная часть.

- Овощей наелись. Какую пользу они принесут нам в жизни? (В них очень много полезных веществ и витаминов. Это, в первую очередь, пища для человека и заряд энергии, теперь-то мы уж точно с вами не заболеем, будем красивыми, сильными и здоровыми).

- Важно ли было для вас то, о чем вы узнали сегодня на занятии?

- Чем овощи отличаются от фруктов?

- Что для вас было самым трудным? Почему?

- Наше занятие подошло к концу. Всем большое спасибо за активную и хорошую работу на занятии.

Список использованной литературы

Евдокимова И. Б. Использование мнемотехнологии в развитии речи детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 451-453.

Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / авт. -сост. Г. П. Попова, В. И. Усачева – Волгоград:Учитель,2007.

Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях (Диагностика, планирование, конспекты занятий) / авт. -сост. С. В. Лесина. - Волгоград: Учитель,2006.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Проектная деятельность дошкольников / сост. В. Н. Журавлева. -Волгоград:Учитель,2011

Развитие речиДополнительные материалы: овощи, фрукты, ягоды. /Авт-сост. З. А. Ефанова. - Волгоград: ИТД «Корифей».

Ткаченко Т. А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство «АРКТИ», 2009г.

Кратко обо всем. - Режим доступа: https://kratkoe.com/rasskaz-pro-luk-dlya-detey/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: « Большой, пребольшой театр» для детей старшего дошкольного возраста.

«Познавательное развитие»:Познакомить детей с Большим театром нашей страны.Познакомить с архитектурой Большого театра, имеющей художественное и историческое значение.  «Речевое раз...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) «Прогулка в математический лес» для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Прогулка в математический лес»Интегрируемые образовательные области:Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – личностное развитие.Вид:Организованная совместн...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследовательской деятельности, с применением технологий STEAM образования.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследов...

Конспект игры-занятия "Во саду ли, в огороде" для детей старшего дошкольного возраста.

Игра-занятие поможет в игровой форме познакомить ребят с понятиями "сад" и "огород". В занятии использованы такие приемы работы как: сюрпризный момент, загадки, синквейн, дидактиче...