Занятие по развитию речи тема Звук и буква З
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лиходед Надежда Петровна

Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям. Формировать и расширять семантическое поле слов-глаголов. Учить давать характеристику звука З.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_z.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие Звук и буква 3

Цели:

коррекционно-образовательная:

  • формировать и расширять «семантическое поле» слов-глаголов;
  • учить давать характеристику звука 3;

коррекционно-развивающая;

  • автоматизировать мук 3 в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • уточнять, расширять словарь через формирование «семантического поля слом «заяц»;
  • закреплять умение употреблять имена существительные в различных падежных формах;

коррекционно-воспитательная:

-        воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.

Оборудование; картина «Заячий праздник под зимней березой» с прорезями, изображения заячьих мордочек, выражающих различные эмоции,фишки, зеркала и карандаши,

Ход занятия

1. Организационный момент,

Логопед: Ребята, вспомним главное правило.
Все:      Каждый день
всегда, везде,

На занятиях в игре,

Верно, четко говорим,

Никогда мы не спешим

2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.  Работа по развитию дыхания и голоса

Массаж лица.

Лоб — гладим легкими движениями от середины лба к вискам. Глаза - нарисуем очки. Щеки - гладим от носа к ушам. Подбородок - движения вверх
по щекам к вискам. Шея — «согреем шейку» (поглаживание).

5. Развитие мимических мышц.

У логопеда набор картинок, изображающих заячьи мордочки с различными выражениями.

Собрался заяц на огород. Оглянулся, нет врагов, обрадовался.


врагов, обрадовался.

Радость.

Пришел. Видит — а на огороде вся морковка выкопана.

Удивление.

Только в конце грядки видно несколько
морковок.

Улыбка.

Видно, кто-то не смог забрать всю морковку.

Сердитое
выражение.

Вдруг услышал заяц чей-то крик; испугался и удрал.
и удрал.

Испуг.

Контроль за движением брюшной стенки.
Зайцы в магазин ходили,
Шарик там себе купили:
Будут шарик надувать,
Будут шариком играть.

Раздувайся, наш шар,
Раздувайся большой,
Раздувайся такой
И на лопайся!

3Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте

1.        Объявление темы.

Сегодня на занятии мы вместе с вами побываем на заячьем празднике под зимней березой и будем постоянно следить за правильным произношением
звука

 Чтение текста. Какой звук чаще встречается?

Задумал заяц познакомить зверей со своей заячьей семьей: зайчихой и маленькими зайчатами. Забрался зайка на березовый пенек и зовет: «Звери, звери! Завтра под березой заячий праздник. Узнаете, как живут зайцы зимой, чем занимаются. Зайчиха загадает вам забавные загадки. Не
забудьте, заходите!»

2.        Акустико-артикуляционный образ звука.

  • Губы в улыбке, зубы сближены.
  • Кончик языка упирается в нижние зубы.
  • По середине языка идет сильная, холодная, плавная, воздушная струя.
  • Голосовые складки работают.

Звук 3 — согласный, твердый, звонкий.

3.        Развитие фонематического слуха.

Логопед: «Зайчики улыбаются, когда слышится звук 3». (На звук «3» дети поднимают картинки с улыбающейся заячьей мордочкой).

4.Соотношение звука с буквой.

«3» — завиток -~ на завиток
«3» — закрывается замок.

5.Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

  • Произнесение слогов типа A3, ЗА. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.
  • Составление слов с данными слогами. Деление их на слоги.
  • Игра «Слоговой магазин».
  • На картон наклеены кружки и, в зависимости от их количества, ребенок может «купить» то слово, в котором количество слогов совпадает с количеством кружков на картоне.
  • Определение количества звуков в словах. Составление звуковых схем слов.
  • Составление предложений со словом заяц. Распространение их определениями. Запись графической схемы.

4. Физкультминутка.

А теперь мы отдохнем:

Встанем, спляшем и споем:

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, вот так попляши (2раза).

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой.

Вот так, вот так топни ножкой (2раза).

    4. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

  • Выделение родственных слов. Логопед: «У зайчихи все зайчата разбежались и смогут вернуться к ней только тогда, когда вы вспомните
    все слова-родственники
    к слову «заяц». По мере называния родственных слов в прорези вставляются «зайчата».
  • Игра: «Закончи строчки» (опора – предметная картинка «заяц»).

Под березой задремал...
Нет забот у...
Загляните
под березу к ...
Вы заметите у березы ...
Познакомьтесь с...
Позаботьтесь о....

 Фонетические игры.

-        Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, разделить слова-отгадки на слоги, составить с каждым словом предложение (с графической схемой), разделить слова предложений на слоги (с графической схемой).

По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом —
Ушки торчком.
(Зайка)

Свернешь - клин,
Развернешь — блин.
(Зонт)

Что видно только ночью? (Звезды)

По земле ползет,

А к себе не подпускает. (Змея)

То же со словами: сирень, самокат.

 Лексико-грамматические игры.

—        Игра «Четвертый лишний».

Коньки, скакалка, лыжи, санки .  Ворона, голубь, воробей, ласточка.
Лиса, волк, медведь,
жираф.    Шуба, шапка, купальник, шарф.

—        Образование сложных прилагательных: У лисы длинный хвост. Какая лиса? — длиннохвостая.

У зайца короткий хвост — ..   Тонкие лапы — ...
Короткие лапы — ...  Длинные уши — ...
Острые уши — ...   Короткие усы — ....

5.        Итог занятия и оценка деятельности детей.
Над правильным произношением какого звука мы сегодня работали?

Назовите слова-родственники к слову «заяц».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи.Тема:"Звук Х и Хь".

На занятии дети  учатся различать мягкие итвердые  согласные  звуки, слышать  их  в словах употреблять в речи....

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема: звук [Ж].

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема:звук [Ж]. Цель: познакомить детей со звуком [Ж]. Задачи:1.     Образовательная:·...

Занятие по развитию речи. Тема звук и буква "Л"

Данное занятие итоговое по закреплению звука и буквы "Л" в подготовительной группе.  Даёт детям возможность в игровой форме находить различия между звуком и буквой....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи. Тема "Звук и буква "Ч"

в данном конспекте представлен материал по подготовке обучению грамоте. Темой занятия является знакомство дошкольников со звуком{Ч] и буквой"Ч"...

КОНПЕКСТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ЗВУКИ [с], [с’]. Буква «С»

КОНПЕКСТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ЗВУКИ [с], [с’]. Буква «С»...

Занятие по развитию речи тема Звук и буква С

Научить детей характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам, упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков, и упражнять в делении слов на слоги предложений на слова. Во...

Занятие по развитию речи тема Звук и буква У

Расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе. Формировать и расширять у детей семантическое поле слова Осень. Познакомить детей с механизмом образовани...