Занятие по развитию речи тема Звук и буква С
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лиходед Надежда Петровна

Научить детей характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам, упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков, и упражнять в делении слов на слоги предложений на слова. Воспитывать у детей умение следить за правильным произношением звуков в спонтанной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_s.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

 Звук и буква С

Цели занятия:

Коррекционно-образователъные:

—  познакомить детей со звуком и буквой С;

—  научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам;

—  познакомить с понятием «предложение».

Коррекционно-развивающие:

—  упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова;

—  упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков;

—  развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитателъная:

—  воспитывать у детей умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.

Оборудование: 

зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук С; буква С, дидактическое пособие «Согласный звук», фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

вспомнить картинки, в названии которых звук сходится в начале слова, в конце слова.

2. Развитие общей моторики. «Краски весны»

Снова нет ручьям покоя —

День и ночь журчат в кустах.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Льет лучи на лес и луг

И на все цветы вокруг.        Б. Асаналис

Бегут по кругу  друг за другом.

Спокойно   идут   друг  за другом.

Приседают встают.

«Цветок» над головой.

3. Развитие мелкой моторики. «Весна»

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру.

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Теперь зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

Ходят пальчиками по столу.

Руки на столе ладонями вниз.

Раздвигают сдвигают пальцы.

Руки согнуты в локтях, пальцы открыты.

Загибают по одному пальчику на каждой руке.

4.  Массаж лица.

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам)

5.  Развитие мимических мышц.

Демонстрация пиктограмм: дети стараются выразить то же состояние, которое изображено на рисунках.

6.  Развитие артикуляционной моторики.

- Спокойное открывание-закрывание рта.

-  Вытянуть губы хоботком, вернуть обратно.

-  Движение «хоботком» вправо-влево.

- «Вкусное варенье», а затем «Лошадка».

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Упражнение «Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — медленный выдох. Повторить три раза.

Работа над голосом: спеть звуком А знакомую песенку.

8.  Объявление темы занятия.

Воспитатель: Рассмотрите картинку. Насос выпускает воздух. Какой звук при этом слышится? (С-с-с.) С этим звуком мы сегодня познакомимся.

9.  Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука хором, а затем отдельными детьми, с наблюдением за артикуляцией в зеркале.

Воспитатель: Какое положение занимают губы? (Они растянуты в улыбке.) А что вы можете сказать о зубах? (Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи.) Где находится кончик языка? (Кончик языка упирается в нижние зубы.)

А теперь скажите, какой звук С? (Согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета.) Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует? (Нет.) Значит, звук С какой? (Глухой.)

По просьбе логопеда несколько детей повторяют полную характеристику звука С.

10.Связь звука и буквы.

На доске буква С.

Шел конь,

Подковами звеня.

Как буква С,

Следы коня.

                                     Е. Тарлапан

11. Развитие фонематического слуха.

Дополнить строки словами, подходящими по рифме. Если дети затрудняются, дается три слова на выбор.

От грязнули даже стол

Поздним вечером... (Сбежал, ушел, ускакал.)

Сел в машину черный пес.

У него в чернилах... (Лапа, шея, нос.)

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Скачет, скачет, скачет мяч.

Припустился резво вскачь.

Скок, скок, скок —

Приземляйся на носок.

12.Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов ОС, СА. Характеристика слогов, с выкладыванием графической схемы я показом звуков на схеме.

13.Закрепление звука в словах.

Звуковой анализ слова осы. Логопед выкладывает на доску картинку с изображением ос, просит детей назвать нарисованный предмет.

Воспитатель: А сейчас мы выполним совсем новое задание. На прошлых занятиях мы учились анализировать слоги и выкладывать схему, а сегодня попробуем проанализировать слово осы. Послушайте внимательно и назовите тот звук, который я тяну.

Воспитатель утрированно произносит звуки, составляющие слово осы. Дети поочередно называют звуки, дают им характеристику и обозначают соответствующим цветом. На данном этапе целесообразно выкладывать цветную фишку после того, как будет выполнен анализ звука. Предложить выкладывать схему после анализа всего слова можно будет тогда, когда дети начнут свободно выполнять звуковой анализ слов из трех звуков.

14. Закрепление звука в предложениях.

Воспитатель: Вспомните перелетных птиц, в названии которых есть звук С. (Скворец, ласточка и т.д.

Составление предложений с этими словами, последующий анализ и выкладывание графической схемы.

15. Закрепление звука в тексте.

Выделение из текста слов со звуком С.

Со стола стащила киска

Сыр, сметану и сосиски.

Что же будет есть семья?

Слушай, киска, так нельзя.             Н. Владимирова    

                                                                                                                                                                             

16.Итог занятия.

Воспитатель: С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? О каких перелетных птицах мы говорили на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи.Тема:"Звук Х и Хь".

На занятии дети  учатся различать мягкие итвердые  согласные  звуки, слышать  их  в словах употреблять в речи....

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема: звук [Ж].

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема:звук [Ж]. Цель: познакомить детей со звуком [Ж]. Задачи:1.     Образовательная:·...

Занятие по развитию речи. Тема звук и буква "Л"

Данное занятие итоговое по закреплению звука и буквы "Л" в подготовительной группе.  Даёт детям возможность в игровой форме находить различия между звуком и буквой....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи. Тема "Звук и буква "Ч"

в данном конспекте представлен материал по подготовке обучению грамоте. Темой занятия является знакомство дошкольников со звуком{Ч] и буквой"Ч"...

КОНПЕКСТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ЗВУКИ [с], [с’]. Буква «С»

КОНПЕКСТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ЗВУКИ [с], [с’]. Буква «С»...

Занятие по развитию речи тема Звук и буква У

Расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе. Формировать и расширять у детей семантическое поле слова Осень. Познакомить детей с механизмом образовани...

Занятие по развитию речи тема Звук и буква З

Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям. Формировать и расширять семантическое поле слов-глаголов. Учить давать характеристику звука З....