Занятие по развитию речи тема Звук и буква У
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лиходед Надежда Петровна

Расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе. Формировать и расширять у детей семантическое поле слова Осень. Познакомить детей с механизмом образования звука У.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_u.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1. ЗВУК И БУКВА У

Цели:

коррекиионно-образовательные:

формировать и расширять у детей семантическое поле слова «Осень»;

—  познакомить детей с механизмом образования звука У;

коррекционно-развивающие:

—  развивать у детей: фонематический слух, восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица; силу голоса;

— формировать навыки звукового анализа и синтеза;

коррекционно-воспитательная:

—  расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: зеркала, наборы фишек для составления звуковых схем, кассы букв, тетради, карандаши, предметные картинки со звуком «У» в начале, середине и конце слова, сюжетная картина «Осень».

Ход занятия

/. Организационный момент.

Разграничение понятий: звук и буква. Практическое закрепление.

II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

  1. Общее расслабление

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

И летят, летят, летят...

Все уж спать они хотят.

Шаги на месте.

Взмахи   руками   перед собой.

Взмахи руками,  разведенными в стороны.

Имитация сна.

  1. Развитие общей моторики.

Дует, дует ветер,

Дует, задувает.

Желтые листочки

С дерева срывает.

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

                                     (И. Плакида)

Энергичные взмахи руками.

Имитация срывания листьев.

Наклон вперед, руки касаются ног.

  1. Развитие мелкой моторики.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Bоt: березки золотой,

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.

                                    (Н. Нищева)

Плавные, волнообразные движения ладонями.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Спокойно укладывают ладони на стол.

4. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

—  для челюсти: рот открыть (удерживать под счет до  10);  попеременно открывать  и  закрывать рот;

—  для губ: губы в улыбке — «трубочка»;

—  для языка: «лопаточка» (удерживать под счет до 10).

5. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

—  постановка нижнее диафрагмального дыхания. Упражнение выполняется стоя, рука на диафрагме:

                      выдох                                                                          шумный выдох

СТОЯ                                                          пауза

                      вдох

— голосовые упражнения: изобразить завывание осеннего ветра: у-у-у-у-у... громко (сильный ветер), тихо (слабый ветер).

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы.

Воспитатель: «Сегодня мы с вами поговорим об осени и осенних приметах. А также познакомимся со звуком У, но прежде нам нужно вспомнить какие бывают звуки? (Гласные и согласные.) Гласные — это..., согласные — это...»

2. Развитие фонематического слуха.

На доске картинки, детям предлагается отобрать те, названия которых начинаются со звука У.

3. Соотношение звука с буквой.

Буква У

Совсем проста

Тянет рожки

Из... хвоста. (Г. Ванюхина)

Воспитатель предлагает детям найти букву У в разрезной азбуке среди других букв и выложить ее из счетных палочек.                                                                                                              

Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях.

—  Звуковой анализ и синтез слогов типа УТ, УП, УК.

—  Выкладывание схемы слогов из цветных фишек

(гласный звук — фишка красного цвета, согласный твердый звук — фишка синего цвета).

—  Звуковой анализ слов типа СУК с составлением графической схемы.

—  Составление простых предложений со словами, в которых есть звук У.

—  Деление одного из составленных предложений на слова.

—  Запись графической схемы предложения.

IV. Физкильтминитка.

К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке.

В лужице — смотри, смотри! —

Он пускает пузыри.

Прыжки на одной ноге по кругу.

Прыжки на другой ноге.

Показывают руками на воображаемые пузыри.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какое сейчас время года.

Подобрать слова, отвечающие на вопрос: Кто? Что? по теме «Осень».

Приходит (что?) — ...    Желтеют ...

Плывут — ...                     Улетают — ...

Дует — ...                         Готовятся к зиме — ...

Вянут - ..                           Моросит –………

Опадают -..                    Мокнет — ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи.Тема:"Звук Х и Хь".

На занятии дети  учатся различать мягкие итвердые  согласные  звуки, слышать  их  в словах употреблять в речи....

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема: звук [Ж].

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема:звук [Ж]. Цель: познакомить детей со звуком [Ж]. Задачи:1.     Образовательная:·...

Занятие по развитию речи. Тема звук и буква "Л"

Данное занятие итоговое по закреплению звука и буквы "Л" в подготовительной группе.  Даёт детям возможность в игровой форме находить различия между звуком и буквой....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи. Тема "Звук и буква "Ч"

в данном конспекте представлен материал по подготовке обучению грамоте. Темой занятия является знакомство дошкольников со звуком{Ч] и буквой"Ч"...

КОНПЕКСТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ЗВУКИ [с], [с’]. Буква «С»

КОНПЕКСТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ЗВУКИ [с], [с’]. Буква «С»...

Занятие по развитию речи тема Звук и буква С

Научить детей характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам, упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков, и упражнять в делении слов на слоги предложений на слова. Во...

Занятие по развитию речи тема Звук и буква З

Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям. Формировать и расширять семантическое поле слов-глаголов. Учить давать характеристику звука З....