Занятие (экскурсия) по развитию речи детей старшего дошкольного возраста на тему "Деревья"
материал по развитию речи (старшая группа)
закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие (экскурсия) по развитию речи детей старшего дошкольного возрастана тему "Деревья"
Цели: закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением листьев разных деревьев.
Ход занятия
1. Загадка
Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Упали все рубашки. (Дерево.)
2. Беседа о деревьях
Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)
Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)
Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах и т.д.)
— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)Логопед рассказывает о каждом дереве.
БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.
СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки.
РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие.
ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
ИВА — ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые.
КЛЕН — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки.
ОСИНА — ствол у осины серый, листья по форме круглые.
Ствол у ели, сосны, лиственницы — коричневого цвета. У елки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственницы — маленькие.
3. Физкультминутка
Мы вокруг березы
Весело пойдем, - Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, - поднимают,
Покружимся слегка - кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака - делают движения подбрасывания.
4. Подбор слов-действий
Деревья — качаются, стоят, шумят, растут. Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.
5. Подбор слов-значений
Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.
Лист клена. Лист какой? — Кленовый.
Лист березы ...
Лист липы ...
Лист тополя ...
Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)
6. Дидактическая игра «Скажи ласково»
7. Игра «Прятки»
По заданию логопеда часть детей прячется за деревьями, другая — по инструкции логопеда ищет. («Найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким, у длинного корня, У короткого корня и т.д.»)
Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, под, из-за, между, на.
8. Итог занятия
Дети составляют букеты из осенних листьев.
Материал для закрепления
I. Уточнить названия деревьев. Знать, что деревья бывают лиственные и хвойные. Уточнить их строение (корень, ствол, ветки, почки, листья, крона). Уметь находить сходство и различия между
лиственными и хвойными деревьями.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа родительного и именительного падежей.
Например: лист — листья — листьев, береза — ... , дерево — ..., тополь — ... , ветка — ... и т.д.
2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Например: лист — листочек, береза — ... , ветка — ... , дуб — ..., дерево — ... и т.д.
3. Образование прилагательных от существительных.
Например: лист с клена — кленовый лист, лист с осины — ... ,лист с дуба — ... , лист с липы — ... , лист с рябины — ... и т.д.
4. Образование слов-антонимов.
Например: ствол высокий — низкий, корень длинный — короткий, ветка толстая — тонкая, дерево большое — маленькое и т.д.
5. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».
Например: один лист, два листа, три ... , четыре ... , пять листьев.
Одна ветка и т.д. Одно дерево и т.д. Один корень и т.д. Одна почка и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "В гости к леснику"
Цель занятия: учить различать на слух слова с определенным звуком; -упражнять в изменении слов при...

"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях"
Презентация для педагогов...

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Экскурсия по городу Зима»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста....

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст, меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

Конспект открытого занятия по развитию речи Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста Тема «Зимняя книга» Подготовительная группа
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Проект по развитию речи в старшей группе Развивающая технология «Мнемотехника» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах худо...

Открытое занятие по развитию речи "Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста" 5-6 лет.
Цель : развитие речи и мелкой моторики через художественно -творческую деятельность....
