Конспект по РР в младшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Максименкова Виктория Андреевна

Ознакомление с перелётными  птицами, об их жизни в весенний период 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Максименкова Виктория Андреевна.

Дата проведения: 19.03.25.

Образовательные области:  речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Тема недели: "Летят перелётные птицы".

Тема занятия: "Перелётные птицы".

Возрастная группа: 3-4 года.

Вид занятия: РР (развитие речи).

Цель занятия: ознакомление с перелётными  птицами, об их жизни в весенний период посредством беседы, мнемотаблицы, составления описательного рассказа, дидактической и подвижной игры, элементов продуктивной деятельности.

Задачи занятия:

Образовательные: расширять представления об особенностях внешнего вида, повадках птиц; продолжать знакомить с характерными признаками весны; учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Развивающие: развивать связную речь и монологическую, обогащать словарный запас детей; развивать интерес к жизни птиц;  развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей; развивать умение двигаться по сигналу воспитателя и играть в коллективе, помогая друг другу.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к пернатым друзьям; воспитывать любознательность, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать самостоятельность, воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Дополнительные задачи:

Продуктивные задачи: технические: закреплять умения приклеивать детали. Изобразительная: закреплять умения составлять композицию.

Дидактическая задача: организовать и провести дидактическую игру "Доскажи словечко".

Игровая задача: развивать умение двигаться по сигналу воспитателя и играть в коллективе, помогая друг другу.

Словарная работа: гнездо, перелётные птицы чирикают, скворечник, ласточка, грач, скворец.

Планируемый результат занятия: дети закрепили знания о перелётных птицах, об их жизни в весенний период посредством беседы, мнемотаблицы, составления описательного рассказа, дидактической и подвижной игры, элементов продуктивной деятельности.

Подготовительная работа: разработка технологической карты и оборудования, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, беседы по теме "Перелётные птицы", подвижная игра "Птички в гнёздышках", дидактическая игра "Доскажи словечко". Загадывание загадок о птицах. Составление описательного рассказа о птице, работа с мнемотаблицами. Композиция "Грачи".

Материалы и оборудование: дидактический материал: картинки с изображением птиц, персонаж - Незнайка, д/и "Доскажи словечко", подвижная игра "Птички в гнёздышках", магнитная доска, музыкальное сопровождение, мнемотаблица, схема для описательного рассказа о птице (мнемотаблица).  Раздаточный материал: обручи, маски - птицы, клей, лист А3, заготовки для композиции, салфетки, клеёнка.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания детей; Формирование интереса к теме занятия;

Создание эмоционального настроя. 

Приветствие :

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй лёгкий ветерок,

Здравствуй маленький дубок.

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствую.

Здравствуйте, ребята. А какое сейчас время года?  Какая погода весной? А какие изменения происходят  весной? (мнемотаблица с признаками весны) (Светит солнышко, появились сосульки, проталинки, снег тает, бегут ручьи).

Ребята, а какие птицы к нам весной прилетают? Правильно, весной возвращаются перелётные птицы. А почему мы этих птиц так называем?

Словесный метод (беседа).

Метод мнемотехники (работа с мнемотаблицей).

Становятся в круг.

Приветствуют друг друга.

Внимательно слушают отвечают на вопросы, участвуют в беседе.

- Весна.

- Тёплая.

- Перелётные.

- Улетают осенью в тёплые края, а весной возвращаются обратно, когда становится тепло.

Подготовка к предстоящей деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме.

 Ребята, смотрите. Кто к нам пришёл в гости? Давайте поздороваемся с Незнайкой. Вам не кажется, дети, что Незнайка сегодня какой-то грустный? Что у него случилось?

Незнайка: я слышал от своих друзей, что существуют перелётные птицы. Они летают на большие расстояния и меняют место жительства в зависимости от времени года. Но вот в чём дело - я никогда не видел, как они выглядят! Может быть, вы мне расскажете о них? Как они выглядят?

Ребята, поможем Незнайке? Расскажем ему о перелётных птицах?

Словесный метод (беседа о проблеме).

Наглядный метод (персонаж Незнайка).

Внимательно слушают проблемную ситуацию, отвечают на вопросы.

Постановка проблемной ситуации.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Дать представления по теме.

Создать правильную организацию восприятия, понимания для воспроизведения.

Расширение словаря посредством объяснение незнакомых или непонятных слов.

Расширить представление об особенностях внешнего вида птиц.

"Отгадай загадку". Ребята, у меня для вас есть сюрприз. У меня есть шкатулка, не простая, а волшебная. Если правильно отгадаете загадку, то из шкатулки появится птичка. (После каждой названной птицы прикреплять их на магнитную доску и включать голоса птиц). 

1.Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.... (Грач)

2.Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.....(Ласточка)

3. На шесте -дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его....(Скворец)

Всех мы птичек отгадали. Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи? (у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, крылья, голова и туловище, по две лапки, хвост).

Словесный метод (беседа).

Музыкальное сопровождение (голоса птиц).

Художественное слово (загадки).

Наглядный метод (иллюстрации птиц).

Отгадывают загадку, участвуют в беседе, разглядывают иллюстрации.

Дети выделяют характерные особенности птиц.

Изучение темы, организация восприятия, расширение словарного запаса.

Расширение представлений об особенностях внешнего вида птиц.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Расширить словарный запас. Закрепить умение составлять описательные рассказы  по данной схеме. Развивать монологическую речь. Развивать умение двигаться по сигналу воспитателя и играть в коллективе, помогая друг другу.

Описательный рассказ о птице

(мнемотаблица). При помощи схемы мы с вами попробуем описать птицу, например грача. (картинка грача).

(Предложить детям составить рассказ исходя от предложенного плана описания птицы).

Сначала послушайте как я составлю,  потом попробуете вы.

А теперь поиграем в игру  

"Доскажи словечко":

У человека квартира - а у птицы гнездо. У зверей шерсть - а у птицы перья. У человека руки - а у птицы крылья. У человека нос - а у птицы клюв. У человека ребёнок - а у птицы птенец. (Подбирать картинки в зависимости от предложения).

Подвижная игра «Птички в гнёздышках». С одной стороны площадки раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети-«птички» выбегают из обручей-«гнёзд» и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям — «клюют» корм.             «Полетели птички в гнёзда!» — говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч.

Элемент продуктивной деятельности

Выполним с вами коллективную работу и сделаем композицию с птицами "Грачи". Перед вами лист А3, клей и заготовки. Подготовим наши пальцы к работе.

Пальчиковая гимнастика "Грачи"

Грачиха крылышками машет (взмахивание кистями рук)

И летит к себе в гнездо.

Грачатам всем она расскажет, (все пальцы правой и левой руки)

Где нашла зерно (обхватить каждый палец по отдельности).

(Техника безопасности).

Приступаем к работе!

Словесный метод (рассказ).

Наглядный метод (иллюстрация с изображением грача).

Метод мнемотехники (работа с мнемотаблицей).

Игровой метод.

Наглядный метод (показ движений).

Словесный метод (разъяснение).

Наглядный метод (показ движений).

Практический метод.

Это грач, обитает в лесной зоне, вьют гнезда. Грач чёрного цвета, у него есть клюв, два крыла, две лапки, тело покрыто перьями. Он питается червяками и личинками насекомых. Птенца грача называют грачонок. Кричит "крак - крак". Грач - перелётная птица.

Дети имитируют птиц.

Выполняют движения за педагогом.

Выполняют композицию с птицами.

Расширение словарного запаса. Закрепление умения составлять описательные рассказы  по данной схеме.

Развитие монологической речи. Развитие умения двигаться по сигналу воспитателя и играть в коллективе, помогая друг другу.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки.

Теперь Незнайка может отправляться домой и рассказать всем своим друзьям о перелётных птицах. Он все узнал о перелётных птицах и не перепутает их с другими птицами. Ребята, чем мы с вами занимались сегодня? О чём говорили? Кому помогли? Что вам больше всего понравилось?

Ребята, вы сегодня очень хорошо отвечали на вопросы, отлично поиграли и с заданиями справились! Вы сегодня молодцы! (поощрение за проделанную работу).

Словесный метод (беседа).

Участвуют в беседе, оценке работы, подведении итогов.

Подведение итогов. Рефлексия.

Студентка: Максименкова В.А. ___________

Методист: Тимофеева С.Б. ___________

Воспитатель: Гридина С.В. ___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в первой младшей группе Развлечение «Поездка в лес» (Первая младшая группа)

Конспект развлечения в первой младшей группеРазвлечение «Поездка в лес»(Первая младшая группа)...

Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе, в соответствии с требованиями ФГОС «Дружная семейка» Конспект НОД в первой младшей группе по теме: «Поиграем с пирамидками» Сенсорное развитие.

Статья на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 2-3 лет »Организация процесса адаптации детей младшего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.Конспект непрерывной образовател...

Конспект беседы с детьми первой младшей группы на тему: «Чистота – залог здоровья». Конспект беседы в первой младшей группе «О пользе утренней зарядки и физкультуры»

Конспект беседы с детьми первой младшей группы на тему:«Чистота – залог здоровья».Задачи:- Формировать представления о гигиене;- Прививать навыки бережного отношения к своему здоровь...