Конспект по экспериментированию через сказку "Три поросенка"
опыты и эксперименты по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования через сказку "Три поросенка" в старшей группе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Новопортовский детский сад «Теремок»
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию с элементами экспериментирования через сказку «Три поросенка»
Составила: воспитатель Вэйли А.И.
с. Новый Порт, 2025г
Цель: расширение представлений у детей о свойствах природных материалов, используемых для строительства домов (солома, прутик, камень) посредством создания ситуации погружения в знакомую сказку.
Задачи:
- продолжать формировать умение определять и называть свойства предметов их значимость (камень – твёрдый, крепкий, сохраняет пеплов жилище; дерево – прочнее, чем солома, не тонет в воде, хороший материал для строительства плота);
- закреплять и расширять знания детей о русских народных сказках; помогать детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям;
- развивать мыслительные операции, воображение, внимание, память, ассоциативное мышление;
- развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы;
- обогащать словарь, развивать связную речь;
- воспитывать любовь к народному творчеству.
Материалы и оборудование: запись сказочной мелодии; чемодан-ларец; предметы настольного театра сказки «Три поросёнка», оборудование для опытно – экспериментальной деятельности: миски с водой, природный материалы (набор для каждого ребенка): камни, веточки деревьев, деревянные брусочки, солома; ткань; бумажные салфетки.
Ход НОД:
(Звучит сказочная музыка. На столе стоит чемодан.)
Воспитатель:
- Ребята вы слышите, где-то звучит музыка, мне кажется, она слышится из чемодана?!
Давайте подойдем поближе к нему.
(Действия педагога и детей)
-А что же есть в этом ларце? Ребята, я догадалась, здесь живут сказки!
-Ребята, чемодан- ларец приглашает нас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.
-А в какую сказку мы попадем, узнаем, отгадав загадку.
-Ребята, послушайте загадку:
Из какой сказки эта песенка?
Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?
(Ответы детей)
-Верно! (Воспитатель достает из чемодана настольный театр-игрушки-герои сказки «Три поросёнка»)
-Давайте вспомним эту сказку.
(Воспитатель предлагает желающему ребенку показать настольный театр: проиграть фрагмент сказки «Три поросёнка»)
Фрагмент сказки «Три поросёнка».
Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.
Все лето поросята кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах. Но вот наступила осень. Пора нам подумать о зиме, — сказал как-то Наф — Наф своим братьям, проснувшись рано утром. — Я весь дрожу от холода. Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной теплой крышей. Но, поросята не захотели помогать своему брату и продолжали веселиться и играть. А в этом лесу жил злой волк. И он слышал их разговор и решил съесть этих поросят…
(На этом фрагменте воспитатель останавливает показ сказки и задает детям вопрос)
Воспитатель:
-А что поросята делали, чтобы спрятаться от злого волка?
(Ответы детей)
-Верно, они строили домики, из различного материала.
-И у кого получился самый крепкий домик?
Да, у Наф-Нафа! А почему?
Ответы детей: Он построил дом из камня! И его домик был самым крепким!
Воспитатель:
-А так ли это?!
-Предлагаю вам это проверить!
Опытно-исследовательская деятельность № 1:
(Материал: в тарелочках: камень, соломинка, веточка дерева, лупа)
-Подойдите к столу. Посмотрите, здесь лежат соломка, веточки деревьев и камни. Возьмите по соломинке, рассмотрите её, какая она — тонка, хрупкая, попробуйте сломать – легко это сделали (легко ломается)
-А теперь возьмите прутики, какие прутики — по тверже, гнуться, погните их, а прутики легче ломаются – труднее, но тоже сломались!
-А теперь рассмотрите камни (твёрдые, теплые, не меняют своей формы) — попробуйте их разрушить!
-Не получается?!
-Значит, какой мы сделаем вывод?
(Ответы детей)
Дети делают вывод: всё-таки камень самый прочный материал, и из него будет самый прочный дом! Прав был Наф-Наф!
Воспитатель:
-Вернёмся к нашему сказочному чемодану и узнаем, что же было дальше в нашей сказке.
Другим братьям тоже стало холодно. И решили они построить себе домики.
Ниф-Ниф выбрал строить дом из соломы, подумав что его дом будет крепостью.
Давайте с вами проверим прав ли Ниф-Ниф, проведем опыт.
Опытно-исследовательская деятельность № 2:
Рассмотрим солому. (Посередине стола стоит миска с водой, детям предлагают опустить одну соломинку в воду, пусть они полежат). А мы возьмем другую соломку, положим перед собой, потрогаем ее, какая она? (гладкая, тонкая, легкая).
В холодное время года часто дуют ветра. Положите соломинку на ладошку и подуйте. Нужно подуть на соломинку, прутик и камень. Соломинка и прутик улетают, а камень остаётся на месте, потому что он тяжёлый. Посмотрим, что же произошло с нашими соломинками в воде?
Воспитатель просит кого-нибудь из детей повторить результаты опытов, делают вывод: солома не прочный материал, из нее нельзя строить дом.
Воспитатель:
-Ребята, давайте вспомним из какого материала построил домик Нуф-Нуф? (Из прутиков)
Давайте с вами проверим прочный ли дом получится из прутиков.
Опытно-исследовательская деятельность № 3:
Рассмотрим прутик. (Посередине стола стоит миска с водой, детям предлагают опустить один прутик в воду). А мы возьмем другой прутик, положим перед собой, потрогаем ее, какая она?
В холодное время года часто дуют ветра. Положите прутик на ладошку и подуйте. Нужно подуть на соломинку, прутик и камень. Соломинка и прутик улетают, а камень остаётся на месте, потому что он тяжёлый. Посмотрим, что же произошло с нашими прутиками в воде?
Воспитатель просит кого-нибудь из детей повторить результаты опытов, делают вывод: прутик не прочный материал, из нее нельзя строить дом.
Воспитатель:
-Вот у нас на столе приготовлены материалы, из которых я предлагаю вам попробовать построить плот для героев этой сказки. Но, для начала необходимо проверить весь материал на прочность. Вы согласны?!
Опытно-исследовательская деятельность № 4:
(Материал: ёмкость с водой, бумажные салфетки, кусочки ткани, деревянные брусочки)
Выполнение эксперимента:
- В ёмкость с водой поочерёдно опускаем бумажную салфетку, кусочек ткани и деревянную пластину. Увидели, что бумага, ткань тонут, а деревянная пластина нет.
Дети делают вывод: если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Воспитатель:
-Ребята, так из какого материала нужно сделать плот нашим героям?
(Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель:
-Ребята, вам понравилось расследовать истории из сказок?
-А о чем вы узнали?
-А что больше всего было интересного сегодня на занятии?
(Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по логоритмике "Веселый поросенок"
Цель: Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"9476332","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"18...

Мастер-класс с родителями «Экспериментирование через сказку «Путешествие Алисы в мир чудес».
Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объясн...
Конспект занятия по сказке "Три поросенка" на Smart доске
Три поросенка...
Развитие экспериментирования через организацию позновательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на поз...

Мастер – класс для педагогов "Особенности организации деятельности - детское экспериментирование через театрализованную деятельность"
Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников....

Презентация "Особенности организации деятельности детское экспериментирование через театрализованную деятельность"
laquo;Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и но...

Конспект НОД Чтение сказки "Три поросенка" по развитию речи в средней группе
Данный материал нацелен на понятие смысла сказки и выделение слов передающих страх и сострадание, а так же на развитие фантазии и творческого воображения...