Конспект по экспериментированию через сказку "Три поросенка"
опыты и эксперименты по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования через сказку "Три поросенка" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_eksperimentirovaniyu_skazka_iz_lartsa.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Новопортовский детский сад «Теремок»

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию с элементами экспериментирования через сказку «Три поросенка»

Составила: воспитатель Вэйли А.И.

с. Новый Порт, 2025г

Цель: расширение представлений у детей о свойствах природных материалов, используемых для строительства домов (солома, прутик, камень) посредством создания ситуации погружения в знакомую сказку.

Задачи:

  • продолжать формировать умение определять и называть свойства предметов их значимость (камень – твёрдый, крепкий, сохраняет пеплов жилище; дерево – прочнее, чем солома, не тонет в воде, хороший материал для строительства плота);
  • закреплять и расширять знания детей о русских народных сказках; помогать детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям;
  • развивать мыслительные операции, воображение, внимание, память, ассоциативное мышление;
  • развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы;
  • обогащать словарь, развивать связную речь;
  • воспитывать любовь к народному творчеству.

Материалы и оборудование: запись сказочной мелодии; чемодан-ларец; предметы настольного театра сказки «Три поросёнка», оборудование для опытно – экспериментальной деятельности: миски с водой, природный материалы (набор для каждого ребенка): камни, веточки деревьев, деревянные брусочки, солома; ткань; бумажные салфетки.

Ход НОД:

(Звучит сказочная музыка. На столе стоит чемодан.)

Воспитатель:

- Ребята вы слышите, где-то звучит музыка, мне кажется, она слышится из чемодана?!

Давайте подойдем поближе к нему.

(Действия педагога и детей)

-А что же есть в этом ларце? Ребята, я догадалась, здесь живут сказки!

-Ребята, чемодан- ларец приглашает нас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.

-А в какую сказку мы попадем, узнаем, отгадав загадку.

-Ребята, послушайте загадку:

Из какой сказки эта песенка?

Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк,

Старый волк, страшный волк?

(Ответы детей)

-Верно! (Воспитатель достает из чемодана настольный театр-игрушки-герои сказки «Три поросёнка»)

-Давайте вспомним эту сказку.

(Воспитатель предлагает желающему ребенку показать настольный театр: проиграть фрагмент сказки «Три поросёнка»)

Фрагмент сказки «Три поросёнка».

Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.

Все лето поросята кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах. Но вот наступила осень. Пора нам подумать о зиме, — сказал как-то Наф — Наф своим братьям, проснувшись рано утром. — Я весь дрожу от холода. Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной теплой крышей. Но, поросята не захотели помогать своему брату и продолжали веселиться и играть. А в этом лесу жил злой волк. И он слышал их разговор и решил съесть этих поросят…

(На этом фрагменте воспитатель останавливает показ сказки и задает детям вопрос)

Воспитатель:

-А что поросята делали, чтобы спрятаться от злого волка?

(Ответы детей)

-Верно, они строили домики, из различного материала.

-И у кого получился самый крепкий домик?

Да, у Наф-Нафа! А почему?

Ответы детей: Он построил дом из камня! И его домик был самым крепким!

Воспитатель:

-А так ли это?!

-Предлагаю вам это проверить!

Опытно-исследовательская деятельность № 1:

(Материал: в тарелочках: камень, соломинка, веточка дерева, лупа)

-Подойдите к столу. Посмотрите, здесь лежат соломка, веточки деревьев и камни. Возьмите по соломинке, рассмотрите её, какая она — тонка, хрупкая, попробуйте сломать – легко это сделали (легко ломается)

-А теперь возьмите прутики, какие прутики — по тверже, гнуться, погните их, а прутики легче ломаются – труднее, но тоже сломались!

-А теперь рассмотрите камни (твёрдые, теплые, не меняют своей формы) — попробуйте их разрушить!

-Не получается?!

-Значит, какой мы сделаем вывод?

(Ответы детей)

Дети делают вывод: всё-таки камень самый прочный материал, и из него будет самый прочный дом! Прав был Наф-Наф! 

Воспитатель:

-Вернёмся к нашему сказочному чемодану и узнаем, что же было дальше в нашей сказке.

Другим братьям тоже стало холодно. И решили они построить себе домики.

Ниф-Ниф выбрал строить дом из соломы, подумав что его дом будет крепостью.

Давайте с вами проверим прав ли Ниф-Ниф, проведем опыт.

Опытно-исследовательская деятельность № 2:

Рассмотрим солому. (Посередине стола стоит миска с водой, детям предлагают опустить одну соломинку в воду, пусть они полежат). А мы возьмем другую соломку, положим перед собой, потрогаем ее, какая она? (гладкая, тонкая, легкая).

В холодное время года часто дуют ветра. Положите соломинку на ладошку и подуйте. Нужно подуть на соломинку, прутик и камень. Соломинка и прутик улетают, а камень остаётся на месте, потому что он тяжёлый. Посмотрим, что же произошло с нашими соломинками в воде?

Воспитатель просит кого-нибудь из детей повторить результаты опытов, делают вывод: солома не прочный материал, из нее нельзя строить дом.

Воспитатель:

-Ребята, давайте вспомним из какого материала построил домик Нуф-Нуф? (Из прутиков)

Давайте с вами проверим прочный ли дом получится из прутиков.

Опытно-исследовательская деятельность № 3:

Рассмотрим прутик. (Посередине стола стоит миска с водой, детям предлагают опустить один прутик в воду). А мы возьмем другой прутик, положим перед собой, потрогаем ее, какая она?  

В холодное время года часто дуют ветра. Положите прутик на ладошку и подуйте. Нужно подуть на соломинку, прутик и камень. Соломинка и прутик улетают, а камень остаётся на месте, потому что он тяжёлый. Посмотрим, что же произошло с нашими прутиками в воде?

Воспитатель просит кого-нибудь из детей повторить результаты опытов, делают вывод: прутик не прочный материал, из нее нельзя строить дом.

Воспитатель:

-Вот у нас на столе приготовлены материалы, из которых я предлагаю вам попробовать построить плот для героев этой сказки. Но, для начала необходимо проверить весь материал на прочность. Вы согласны?!

Опытно-исследовательская деятельность № 4:

(Материал: ёмкость с водой, бумажные салфетки, кусочки ткани, деревянные брусочки)

Выполнение эксперимента:

- В ёмкость с водой поочерёдно опускаем бумажную салфетку, кусочек ткани и деревянную пластину. Увидели, что бумага, ткань тонут, а деревянная пластина нет.

Дети делают вывод: если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Воспитатель:

-Ребята, так из какого материала нужно сделать плот нашим героям?

(Ответы детей)

Рефлексия.

Воспитатель:

-Ребята, вам понравилось расследовать истории из сказок?

-А о чем вы узнали?

-А что больше всего было интересного сегодня на занятии?

(Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по логоритмике "Веселый поросенок"

Цель: Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"9476332","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"18...

Мастер-класс с родителями «Экспериментирование через сказку «Путешествие Алисы в мир чудес».

Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объясн...

Развитие экспериментирования через организацию позновательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на поз...

Мастер – класс для педагогов "Особенности организации деятельности - детское экспериментирование через театрализованную деятельность"

Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников....

Презентация "Особенности организации деятельности детское экспериментирование через театрализованную деятельность"

laquo;Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности  дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и но...

Конспект НОД Чтение сказки "Три поросенка" по развитию речи в средней группе

Данный материал нацелен на понятие смысла сказки и выделение слов передающих страх и сострадание, а так же на развитие фантазии и творческого воображения...