Конспекты по обучению грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Занятие по теме № 15
Направление: обучение грамоте
Цель: Познакомить детей с буквой и звуком Ё
Задачи:
1. Познакомить детей со звуком [е] и буквой, его раскладкой в звуковом формате.
2. Формировать умение детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.
3. Закрепить знания о гласных, согласных звуках, твердых, мягких, звонких, глухих.
4. Воспитывать уважение к языковой кулфьтуре родного языка.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация Целеполагание | Педагог собирает детей вокруг себя и проводит беседу - К нам в гости пришел зверек, а какой, вы сами угадаете. Немытое в рот ни за что не возьмёт, И ты будь таким, как чистюля… (ЕНОТ (иллюстрация) -Правильно, Енот. |
2 | Актуализация знаний | Рассказ о животном Енот живёт в лесу у реки. За любовь к чистоте его называют полоскун. Передние лапки могут захватывать, мыть любые предметы, пищу. Енот ловко прыгает и проворно бегает. Это весёлое и красивое животное. |
3 | Затруднение в ситуации | Только вот картинка не подписана, как же нам быть? Дети предлагают подписать. Возникает затруднение, какой звук первый? Какую букву написать? |
4 | «Открытие» нового знания | - Посмотрите, как пишется слово «ЕНОТ»(карточка) -Разделите слово ЕНОТ на слоги. -Сколько в слове слогов(2) - Назовите первый слог. (е) -Назовите второй слог. (нот) -Рассмотрите схему. -Прочитайте второй слог. А первый слог е обозначается буквой Е. -Рассмотрите буквы Е, е. - Чем они похожи? - Чем отличаются? -Сколько элементов у большой буквы Е? -Рассмотрите маленькую букву е. Сколько у нее элементов? -Прорисуйте в воздухе букву Е (Самостоятельно. Если ребенок не справился с заданием, прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву.) -Сложите букву из палочек. (Помощь ребенку при необходимости.) -Прочитайте букву (несколько детей) -Сколько букв Е (больших и маленьких) на рисунке? 4. Характеристика звука (Й –Э) -Ребята, посмотрите как я произношу звук «Е». Зубы сближены в улыбке, губы приближены к зубам, кончик языка находится за нижними резцами, воздушная струя идет через рот, голосовые связки напряжены, колеблются, в результате образуется голос и я произношу звук «Е». -Попробуйте вы произнести звук «Е». -Какие звуки вы услышали? (й-э) -Правильно, Е состоит из двух звуков [й] и [э]. Если буква Е стоит в начале слова или после гласной, мы будем обозначать ее прямоугольником зелено-красного цвета. -Зеленый цвет обозначает всегда мягкий согласный звук [й], а красный цвет—гласный звук [э]. 5. Звуко-буквенный анализ. -Прочтите слова. Рассмотрите схемы. ем ели поехали енот воет море поле -Ребята, назовите слова, где звук «Е» стоит в начале слова? (ем, ели, енот) -А теперь назовите слова где звук «Е» в середине слова? (поехали, воет) -Назовите слова где звук «Е» в конце слова (море, поле) -Молодцы! Как вы думаете звук «Е» гласный или согласный? (ответы детей) -Какие еще гласные звуки вы знаете? (ответы детей) -Почему они называются гласными? (ответы детей) -Какие еще бывают звуки (согласные) -Почему их называют согласными? (ответы детей) -Твердые и мягкие звуки -Как определить твердые и мягкие звуки. Приведите примеры, (ответы детей) -Звонкие и глухие. -Как определить звонкие и глухие звуки? Приведите примеры, (ответы детей) -Молодцы! А сейчас давайте отдохнем. 3. Физминутка На реке живёт енот, Чешет лапкой он живот, Своим хвостиком виляет, Кверху лапки поднимает. Шустро он по кочкам скачет И запас под корень прячет. Он среди воды живёт, Добродушный наш енот. 5. Закрепление пройденного материала. Проводится игра «Эхо». -Я называю слово или букву, а вы повторяете только последний звук. При произношении воспитатель утрированно выделяет последний звук. Е (Э-э-э) Я (А-а-а) Ю (У-у-у) Ё(О-о-о) Новые (Э-э-э) Моя (А-а-а) Качаю (У-у-у) Твоё (О-о-о) |
5 | Включение нового знания в систему знаний | 6. Пальчиковая гимнастика В гости к пальчику большому Приходили прямо у дому Указательный и средний Безымянный и последний Сам мизинчик- малышок Постучался на порог. Вместе пальчики друзья, Друг без друга им нельзя. 7. Письмо буквы «Е». На каждого ребёнка карандаши и лист бумаги, на котором изображены буква «Е», енот. Букву раскрашиваем красным цветом. Затем дети раскрашивают картинку енота. Гимнастика для глаз. (электронный вариант) |
6 | Осмысление (рефлексия) | После выполнения задания педагог предлагает детям взаимопроверку. -С какой буквой и звуком познакомились (ответы детей) - Что понравилось в занятии больше всего (ответы детей) -Что нового узнали? - Енотику понравилось, как вы работали, и он дарит вам вот такие картинки (с енотиком цветные). Вы отлично справились со всеми заданиями, спасибо. -На следующем занятии мы продолжим знакомство со звуком «Е» и буквой «Е». |
Занятие по теме № 15, 16
Направление: обучение грамоте
Цель: Познакомить с буквой е Е и правилах написания е после мягких согласных звуков
Задачи:
- Расширять представления о звуковом разборе звука е на два: Й и Э
- Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука
- Учить составлять предложения из трех слов с союзом и
- Продолжать учить детей словоизменению
- Учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог знакомит детей с двумя маленькими ягнятами, которых зовут Бе и Бэ. Эти ягнята не простые, они учатся в своем детском саду ягнят, пока взрослые пасутся на пастбище. |
2 | Актуализация знаний | Где сейчас, осенью ближе к зиме находятся ягнята? Дети: в хлевах. Вот и ягнята коротают дни и вечера за учебой. Стали наши друзья выяснять, как пишется их имя в звуковой грамоте, какими цветами и т.д. И в итоге, запутались, потому что их имена по мнению Бэт пишутся одинаково по цвету, а Бет считает по-разному. Как им помочь? |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Дети начинают высказывать предположения, в итоге беседы приходят к тому, что цвета разные. Как же нам доказать это Бэт, чтобы его не обидеть? В чем секрет? Ведь слышим мы звук один Давайте разбираться. |
4 | «Открытие» нового знания | Дети проходят за рабочие места и проводят звуковой анализ слова вместе с педагогом. Слово Мера, мэр |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Дети зарисовывают по цветам слова для разбора. Физминутка: гласные, согласные. Если дети слышат гласный звук, то встают, если согласный, то приседают. Живые слова: дети встают по порядку слово белка (по цветам) Как мы смогли решить проблему ягнят? Какой вывод? Если слышится «Э» то предыдущий звук стоит твёрдый согласный, а если «Е» то мягкий. Педагог рассказывает, что ягнята рассказали своему хозяину Емеле о том, как ребята им помогли. Теперь к нам обратился Емеля. Очень просит разобрать его имя на звуки. Дети проводят анализ слова Емеля. Проводится взаимопроверка. Вывод: бывает, что звук е состоит из двух. |
6 | Осмысление (рефлексия) | После выполнения задания педагог предлагает детям взаимопроверку. -С какой буквой и звуком познакомились (ответы детей) - Что понравилось в занятии больше всего (ответы детей) -Что нового узнали? - Бет, Бэт и Емеля очень вам благодарны Вы отлично справились со всеми заданиями, спасибо. -На следующем занятии мы продолжим знакомство. А что бы вам хотелось еще узнать? |
Занятие по теме № 17, 18
Направление: обучение грамоте
Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ, с применением правил написания гласных букв
Задачи:
- Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука
- Познакомить детей со словоизменением, учит называть слова определенной звуковой структуры.
- Продолжать закреплять умение составлять предложения из трех слов, называть слова заданной структуры.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Упражнение «Назови ударный гласный». Воспитатель произносит слово, отправляя мяч одному из детей. Игрок обратно возвращает мяч, называя ударный звук. |
2 | Актуализация знаний | Дети выполняют упражнения. Педагог рассказывает, что к нему обратился с просьбой о помощи знакомый второклассник. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Он тоже играл в такую же игру и неожиданно слова стали вести себя странно. Они стали меняться, только почему он так и не разобрался. Как ему помочь? Дети предлагают разобраться. |
4 | «Открытие» нового знания | Педагог предлагает детям пройти за рабочие столы и приступить к делу. Звуковой анализ слов (час – бас – бал – вал – вол – гол – год) Дети изменяют буквы по порядку вместе с педагогом (через карточки), затем выясняют, в чем секрет изменения букв. Педагог обращает внимание детей на то, что изменяются только гласные звуки. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Педагог обращает внимание детей, на то что нужно также выполнить звуковой анализ слов. Второклассник никак не успеет сделать всё задание. Нужно срочно помочь сделать еще два. 2.Задание по звуковому анализу слова (речка, дом) 3.Живое предложение |
6 | Осмысление (рефлексия) | После выполнения задания педагог предлагает детям взаимопроверку. -Как сегодня помогли второкласснику? - Что запомнилось в занятии больше всего (ответы детей) -Что нового узнали? - А что бы вам хотелось еще узнать? |
Занятие по теме № 25, 26
Направление: обучение грамоте
Цель: Познакомить детей с буквой и звуком С и З
Задачи:
- Продолжать детей с тем, что обозначает звук С и З
- Закреплять умение выкладывать грамматических и синтаксических правил
- Закреплять знания, что буква ё может обозначать два звука й и о в начале слова и после гласных звуков
- Продолжать совершенствовать чтение детей
- Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту
- Закреплять умение называть слова с заданным ударным звуком.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог рассказывает детям, что в только что отпечатанной книге обнаружили опечатки. Только в чем они, никто не может определить. Можем ли мы помочь? |
2 | Актуализация знаний | Что для этого нужно? Педагог показывает детям предложение: «Береска была скольская, чем ель» Дети обсуждают, мнения расходятся. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Дети затрудняются в точном определении ошибки. Дети внимательно рассматривают предложение и выясняют, что необходимо провести исследование. |
4 | «Открытие» нового знания | Дидактическая игра «Назови слова со звуком С и З» Педагог предлагает детям мяч, который собирает по кругу слова с предложенными звуками. Упражнение «Сколько звуков в слове» Педагог вместе с детьми расчитывают количество слогов. Педагог предлагает разобрать другие слова по звуковой схеме, поставить ударение. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Дети за рабочими местами проводят звуковой анализ слов из предложения «Березка была скользкая, чем ель». Педагог обращает внимание детей на то, что звуки иногда слышатся иначе, чем пишутся. Дети делают разбор слов, сверяют с полученным образцом. |
6 | Осмысление (рефлексия) | После выполнения задания педагог предлагает детям взаимопроверку. -Как сегодня помогли издательству? - Что запомнилось в занятии больше всего (ответы детей) -Что нового узнали? - Что было трудным? |
Занятие по теме № 25, 26
Направление: обучение грамоте
Цель: Познакомить детей с буквой и звуком Л и Г
Задачи:
- Продолжать учить читать слоги с пройденными буквами с буквой л и г.
- Закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
- Закреплять умение делить предложения на слова, называть их по порядку
- Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту
- Учить называть слова заданной звуковой структуры
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог показывает детям изображение лесной школы зверят. - У них сегодня пропали две буквы из алфавита. Оказалось, что их похитила злая волшебница. Она вернет их ребятам, только если они расскажут всё, про пропавшие звуки. |
2 | Актуализация знаний | Ребята вместе с педагогом выясняют, какой буквы не хватает. В итоге, выясняется, что не хватает букв Л и Г. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Только, как же вернуть эти буквы обратно? Дети высказывают предположения Педагог предлагает выяснить это у волшебницы. |
4 | «Открытие» нового знания | Задания для выполнения:
Гена, Гера, гигиена, генерал, георгины, герань, геркулес, герой, гильза, гимнастика, гирлянда, гитара, гиря, горох, глаз, гитара, гимнаст, сапоги, гном, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, мел, мель, моль, кол, угол, уголь, укол, лодка, лёд, люк, лук, лён, лыжи, липа. |
5 | Включение нового знания в систему знаний |
Дети выполняют цветной разбор на листочках, проводят взаимопроверку. На слайде появляется изображение букв в лесной школе на доске. |
6 | Осмысление (рефлексия) | После выполнения задания педагог предлагает детям взаимопроверку. -Как сегодня помогли зверятам? - Что запомнилось в занятии больше всего (ответы детей) -Что нового узнали? - Что было трудным? |
Занятие по теме № 33,34
Направление: обучение грамоте
Цель: Познакомить детей с буквой и звуком Т и Д
Задачи:
- Продолжать детей с тем, что обозначает звук Т и Д
- Закреплять умение выкладывать грамматических и синтаксических правил
- Продолжать совершенствовать чтение детей
- Учить озаглавливать и пересказывать рассказ
- Закреплять называть слова заданной звуковой структуры
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог предлагает детям поиграть в игру «Назови слова на Д (Т)» Ведущий выдает каждому игроку за правильный ответ брусочек – фишку. |
2 | Актуализация знаний | Вдруг педагог вспоминает интересную историю про звук и Предлагает детям разобрать звуки в слове дружили на местах по цветам Дети выполняют упражнение и выясняют, что это нетрудно. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Педагог рассказывает, как поспорил со своим другом, какая же буква идет после буквы ж в слове дружили, и после буквы ш в слове шило. Выявляются противоречия, дети решают выяснить кто прав. |
4 | «Открытие» нового знания | Дидактическая игра «Назови слова начинающиеся на заданный звук» (твёрдый согласный или мягкий, гласный) Педагог предлагает детям мяч, который собирает по кругу слова с предложенными звуками. Упражнение «Сколько звуков в слове» Педагог вместе с детьми расчитывают количество слогов. Педагог предлагает разобрать и поставить ударение. Дети проходят за места и вылепляют форму букв из пластилина на заготовки |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Педагог замечает, что в текст опять забралась опечатка. Дети за рабочими местами проводят звуковой анализ слов из предложения «Машины дружыли пока были шыны». Педагог обращает внимание детей на то, что звуки иногда слышатся иначе, чем пишутся. Дети делают разбор слов, сверяют с полученным образцом. |
6 | Осмысление (рефлексия) | После выполнения задания педагог предлагает детям взаимопроверку. -Как сегодня помогли решить спор друг друга? - Что запомнилось в занятии больше всего (ответы детей) -Что нового узнали? - Что было трудным? - С какими звуками познакомились? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте в подготовительной группе.Тема:Звуки [x] и [х’], буква Х».
Занятие знакомит детей с буквой "Х" и звуками [x] и [х’]...
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Букварию". "
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе дифферннциация звуков "Ш-Ж" по теме: "Путешествие в Букварию"....

План-конспект по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: Гласный звук Ы, буква Ы.Место звука в двух позициях - в середине слова и в конце.Цель: изучение гласной буквы Ы, формировать работу по трем единицам речи: звуку, слогу, предложению, ...
Конспект НОД обучение грамоте в подготовительной группе
: 1.Анализ предложения и составление его из букв.2.Знакомство с буквой «Ч». 3.Совершенствовать навык чтения. 4.Правописание Ча и Чу. 5. Игра-загадка по модели....

Конспект НОД (обучение грамоте) в подготовительной группе по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме ««Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б». ...
Конспект по обучение грамоте в подготовительной группе "Мама для мамонтёнка" (Знакомство с буквой М)
Речевое развитие (обучение грамоте).Тема: «Мама для Мамонтенка».( Знакомст...
конспект по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности
тема занятия " На пороге школы"...
