«Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно – речевого развития детей»
презентация по развитию речи

Ширшина Елена Николаевна

На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач  перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей.   

    Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование познавательно-речевых навыков детей.

    Одним из наиболее сложных моментов, по мнению педагогов, является изменение роли занятий в образовательном процессе, т.к. традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.

     Сегодня я предлагаю рассмотреть следующие нетрадиционные  методики, которые наиболее приемлемы в работе с дошкольниками: мнемотехника(мнемоника), логоритмика, сказкотерапия. Они включаются в организованную образовательную деятельность  и знакомят детей с окружающим миром, развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, то есть познавательные процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon netraditsionnye_metodiki_-_kopiya.ppt2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно – речевого развития детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 159 г. Нижний Новгород Мастер-класс Воспитатель: Ширшина Е.Н.

Слайд 2

На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей. Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование познавательно-речевых навыков детей. Одним из наиболее сложных моментов, по мнению педагогов, является изменение роли занятий в образовательном процессе, т.к. традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. Сегодня я предлагаю рассмотреть следующие нетрадиционные методики, которые наиболее приемлемы в работе с дошкольниками: мнемотехника(мнемоника), логоритмика, сказкотерапия. Они включаются в организованную образовательную деятельность и знакомят детей с окружающим миром, развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, то есть познавательные процессы. Актуальность

Слайд 3

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Структура мнемотехники блоки-квадраты (Глухов В.П.) схема составления рассказа (Ефименкова Е.Н.) сенсорно -графические схемы (Воробьёва В.К.) предметно-схематические моделями (Ткаченко Т.А.) Коллажем (Большева Т.В.)

Слайд 4

Мнемоквадраты по теме «Зима»

Слайд 5

Мнемодорожка по теме «Осень»

Слайд 6

Мнемотаблицы

Слайд 7

Коллаж-это лист бумаги, на которой рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Коллаж – это учебное пособие. Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят. Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старшие дети - самостоятельно) Коллажи Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко Схема описания и сравнения посуды

Слайд 8

Работа с предложением (графическая схема) Составление предложений Мнемозагадки Заучивание стихотворений

Слайд 9

Практическое упражнение Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу

Слайд 10

Отгадайте загадку

Слайд 11

Пособие «Расскажи сказку» (мнемоквадраты) Коллажи «Узнай сказку» (опираясь на картинки дети узнают знакомые сказки, картинки можно перепутать, предложить детям «навести порядок» в сказках)

Слайд 12

Логоритмика Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Виды логоритмических упражнений

Слайд 13

Логоритмика для детей младшего возраста имеет целью стимуляцию речевой и мыслительной активности, развитие и формирование связной речи – это пальчиковая гимнастика, потешки, коротенькие стихи о животных, изображение их по показу педагога. Логоритмика для детей 5-6 лет В этом возрасте упражнения более сложные. Детям нужно освоить не только движения, но и ритм, слова, музыку. Логоритмика для детей 6-7 лет дети могут сами догадаться, или придумать какие движения нужно выполнять в соответствии с содержанием текста, или характером музыки. Мишка косолапый По лесу идет, (имитируем косолапую ходьбу мишки) Шишки собирает, Песенки поет. (Приседаем - собираем шишки) В процессе логоритмических упражнений у детей развиваются двигательные умения и познавательные способности, совершенствуются зрительное и слуховое восприятие, психические процессы, речь, , помогают разнообразить виды деятельности по всем направлениям образовательной деятельности. Шишка отскочила Прямо мишке в лоб. (Легонько ударяем себя ладошкой по лбу) Мишка рассердился И ногою - топ! (Топаем ногой)

Слайд 14

Сказкотерапия Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор. Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. Сказки бывают: Дидактические создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания. Психологические способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др. Художественные (народные и авторские) способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др. Медитативные рассказываются под специальную музыку, помогают расслабиться, снять напряжение.

Слайд 15

Используя в работе приёмы сказкотерапии необходимо учитывать возрастные особенности детей. Дети от 3 до 5-и лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных и взаимоотношениях людей и животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Начиная с 5 лет, детям наиболее увлекательны волшебные сказки, из которых в опыт детей поступает жизненная мудрость, информация о духовном развитии человека, о том как он познаёт мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития детей. Логоритмика – речь - движение – игра.

На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач  перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей.    ...

Использование нетрадиционных методик при формировании сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением интеллекта.

Аннотация: В статье представлены особенности  формирования сенсорного восприятия  дошкольников с нарушением интеллекта, а также формы и методы направленные на создание мотивации ...

"Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития детей"

Современные методы, инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога ДОУ....

Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников

Метод наглядного моделирования - Мнемотехника, ТРИЗ - технологии, Лэпбуки, а также дидактический Синквейн, Квест-игры можно и нужно использовать в системе работы по развитию речи дошкольников....

«Использование нетрадиционной методики Су-джок в речевом развитии детей».

Одним из приоритетных направлений работы ДОУ, является работа по развитию речи детей. Развитие мелкой моторики одна из составляющих этого направления. Новизна опыта состоит в создании систем...