Конспект НОД по речевому развитию «Рассматривание картины Ф. Решетникова «Опять двойка»» в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Данный конспект представляет собой сценарий организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной группы 6-7 лет, интегрированный с тематической неделей Транспорт.
Ключевая идея занятия - выйти за рамки стандартного представления о транспорте, предложив детям проанализировать жанровую живопись, где ключевым для сюжета становится необычный транспорт - коньки. Через глубокое погружение в картину Ф. Решетникова "Опять двойка" дети не только знакомятся с произведением искусства, но и учаться видеть причинно-следственные связи между увлечением (катанием на коньках) и жизненной ситуацией (получением двойки)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию «Рассматривание картины Ф. Решетникова «Опять двойка»» в подготовительной группе
Подготовила воспитатель
Величенко Анна Рустамовна
МЮДОУ детский сад №25
Тема недели: «Транспорт» Возрастная группа:Подготовительная (6-7 лет) Форма организации:Подгрупповая / фронтальная
---
Интеграция образовательных областей:
· Речевое развитие: Развитие связной речи, обогащение словаря, составление рассказов по картине.
· Познавательное развитие: Расширение представлений о видах транспорта, социальных отношениях в семье.
· Социально-коммуникативное развитие: Развитие эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать, обсуждать нравственные ситуации.
· Художественно-эстетическое развитие: Восприятие художественного произведения, анализ средств выразительности.
---
Цели:
· Образовательная: Познакомить детей с жанровой живописью на примере картины Ф. Решетникова «Опять двойка». Учить понимать замысел художника, настроение и характеры героев. Углубить знания о транспорте, выделив необычный его вид (коньки) в контексте сюжета.
· Развивающая: Развивать связную речь, умение строить сложные предложения, подбирать точные определения (словарь признаков и действий). Развивать эмоциональную сферу, воображение, логическое мышление.
· Воспитательная: Воспитывать чувство сопереживания, ответственности, интерес к живописи.
---
Материалы и оборудование:
· Репродукция картины Ф. Решетникова «Опять двойка» в высоком качестве (на мольберте или на экране).
· Магнитная доска или фланелеграф с карточками-символами: «настроение», «семья», «транспорт», «школа».
· Аудиозапись спокойной, задумчивой музыки.
---
Ход занятия:
1. Вводная часть (организационный момент) – 3 минуты
Цель: Создать эмоциональный настрой, подвести к теме.
· Воспитатель собирает детей вокруг себя.
· Речь воспитателя: «Ребята, послушайте загадку: “По асфальту едет дом, Ребятишек много в нем. А над крышей вожжи, Ходить он без них не может.” (Троллейбус)»
· Дети отгадывают.
· Речь воспитателя: «Правильно! Троллейбус – это вид транспорта. А как вы думаете, транспорт – это только то, что возит людей по улицам? Сегодня мы посмотрим на одну известную картину и найдем на ней очень необычный “транспорт”, на котором не ездят, а… летят!»
2. Основная часть – 15 минут
Цель: Рассмотреть картину, проанализировать ее содержание, установить причинно-следственные связи.
а) Первое впечатление
· Воспитатель открывает репродукцию картины. Дает детям 1-2 минуты молча ее рассмотреть.
· Речь воспитателя: «Эта картина называется «Опять двойка». Её написал художник Фёдор Решетников. Какое у вас первое впечатление? Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Грустное, печальное, жалостливое). Почему?»
б) Анализ содержания и средств выразительности
· Воспитатель: «Давайте разберемся, что же здесь произошло. Кто главный герой этой картины? (Мальчик). Как вы догадались, что он получил двойку? (Он стоит, опустив голову, растрепанный, не смотрит в глаза, из портфеля торчат коньки)».
· Воспитатель: «Давайте рассмотрим всех героев. Расскажите о каждом.
· Мама: Какая она? (Уставшая, огорченная, печальная). Как ее поза показывает ее огорчение? (Она сидит, облокотившись на стол, у нее нет сил даже ругать сына).
· Сестра: Что вы можете сказать о ней? (Она – отличница, смотрит на брата с укором, строго, в руках у нее книга).
· Братик (на велосипеде): Как он смотрит на брата? (С усмешкой, весело, он еще маленький и не совсем понимает серьезность ситуации).
· Собака: А как ведет себя собака? (Она рада хозяину, не在乎 его оценок, прыгает на него, ластится). Она одна рада его приходу».
· Воспитатель: «Ребята, а где происходит действие? (В квартире, в доме). Что мы видим на заднем плане? (Окно)».
в) Фокус на теме «Транспорт» (ключевой момент)
· Воспитатель: «А теперь давайте внимательно посмотрим в окно. Что там делают ребята? (Катаются на коньках).
· Как вы думаете, коньки – это транспорт? (Да, это зимний вид транспорта для передвижения по льду).
· Чем коньки отличаются от троллейбуса или автомобиля? (Им управляет сам человек, он движется за счет силы человека, это спортивный и развлекательный транспорт).
· Как вы думаете, почему художник изобразил на фоне грустной истории в квартире этих веселых ребят на коньках? (Возможно, мальчик опоздал в школу или получил двойку потому, что слишком долго и увлеченно катался на коньках). Коньки – это причина его неудачи?»
г) Физкультминутка «Конькобежцы» – 2 минуты
· Воспитатель: «Давайте и мы ненадолго представим, что мы на катке. Встали. Мы на коньки легко встали, (Дети встают, имитируют надевание коньков) Покататься все поехали. Влево, вправо наклоняемся, (Наклоны в стороны) Бегать, прыгать мы стараемся. (Легкий бег на месте, прыжки) Вот мы весело катались, И на стульчики вернулись».
3. Творческая речевая деятельность – 7 минут
Цель: Развивать связную речь, умение строить предположения.
· Воспитатель: «Давайте попробуем оживить эту картину. Придумаем историю о том, что было ДО того, как мальчик вошел в дом.
· Куда он мог спешить?
· На чем он добирался до школы? (Шел пешком, ехал на автобусе, на троллейбусе).
· Что случилось в школе?
· А что было у него в портфеле вместо учебников? (Коньки!).
· Воспитатель: «А теперь представьте, что произойдет ПОСЛЕ. Что скажет мама? Как будет исправлять ситуацию наш герой? Поможет ли ему сестра?»
· Дети составляют небольшие рассказы (2-3 предложения) по цепочке или по желанию.
4. Итоговая часть (рефлексия) – 3 минуты
· Воспитатель: «Давайте вспомним.
· Как называется картина, которую мы сегодня рассмотрели?
· Кто ее написал?
· Какой необычный «транспорт» помог нам понять причину двойки? (Коньки).
· Почему эта история грустная, но в ней есть и что-то хорошее? (Собака все равно любит хозяина, мама его пожалеет, он может исправиться)».
· Речь воспитателя: «Вы сегодня были очень внимательными зрителями и замечательными рассказчиками. Вы смогли понять чувства героев и найти на картине даже скрытый «транспорт». Молодцы!»
---
Примерный словарь для активизации:
· Существительные: картина, художник, сюжет, настроение, семья, двойка, портфель, коньки, троллейбус, автобус, окно, каток.
· Прилагательные: грустный, печальный, огорченный, уставший, укоряющий, радостный, беззаботный, виноватый, растрепанный.
· Глаголы: получил, опустил, смотрит, сидит, облокотилась, упрекает, улыбается, радуется, катается, спешил, опоздал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию на тему: "Путешествие в весенний лес" для подготовительной группы
Цель: Обобщить представления детей о весенних изменениях в лесу.Задачи:1.Систематизировать знания детей о весне и весенних явлениях происходящих в жизни диких животных, птиц, растений.2.Способстовать ...

Конспект НОД по речевому развитию "Составление рассказа на тему "Все работы хороши" (подготовительная группа)
Цели: уточнить знания детей о некоторых профессиях, составлять рассказ о них....
Конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости» в подготовительной группе
Конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости» в подготовительной группе...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием информационно – коммуникационных технологий для детей подготовительной группы «Все профессии хороши»
речевое развитие...

Конспект НОД по речевому развитию «Заучивание стихотворения «Первый снег» Е. Трутневой» для подготовительной группы
laquo;Заучивание стихотворения «Первый снег» Е. Трутневой»...
Конспект НОД по речевому развитию на тему «Путешествие в страну книги» в подготовительной группе
Развивать интерес детей дошкольного возраста к художественной литературе...
Конспект занятия по речевому развитию «Рассматривание картины » (первая младшая группа)
Занятие по развитие речи....