Конспект НОД по речевому развитию «Рассматривание картины Ф. Решетникова «Опять двойка»» в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Данный конспект представляет собой сценарий организованной образовательной деятельности  по речевому развитию детей  подготовительной группы 6-7 лет, интегрированный с тематической неделей Транспорт.

Ключевая идея занятия -  выйти за рамки стандартного представления о транспорте, предложив детям проанализировать жанровую живопись, где ключевым для сюжета становится необычный транспорт - коньки. Через глубокое погружение в картину Ф. Решетникова "Опять двойка" дети не только знакомятся с произведением искусства, но и учаться видеть причинно-следственные связи между увлечением (катанием на коньках) и жизненной ситуацией (получением двойки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_rechevomu_razvitiyu_rassmatrivanie.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию «Рассматривание картины Ф. Решетникова «Опять двойка»» в подготовительной группе

Подготовила воспитатель

Величенко Анна Рустамовна

МЮДОУ детский сад №25

Тема недели: «Транспорт» Возрастная группа:Подготовительная (6-7 лет) Форма организации:Подгрупповая / фронтальная

---

Интеграция образовательных областей:

· Речевое развитие: Развитие связной речи, обогащение словаря, составление рассказов по картине.

· Познавательное развитие: Расширение представлений о видах транспорта, социальных отношениях в семье.

· Социально-коммуникативное развитие: Развитие эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать, обсуждать нравственные ситуации.

· Художественно-эстетическое развитие: Восприятие художественного произведения, анализ средств выразительности.

---

Цели:

· Образовательная: Познакомить детей с жанровой живописью на примере картины Ф. Решетникова «Опять двойка». Учить понимать замысел художника, настроение и характеры героев. Углубить знания о транспорте, выделив необычный его вид (коньки) в контексте сюжета.

· Развивающая: Развивать связную речь, умение строить сложные предложения, подбирать точные определения (словарь признаков и действий). Развивать эмоциональную сферу, воображение, логическое мышление.

· Воспитательная: Воспитывать чувство сопереживания, ответственности, интерес к живописи.

---

Материалы и оборудование:

· Репродукция картины Ф. Решетникова «Опять двойка» в высоком качестве (на мольберте или на экране).

· Магнитная доска или фланелеграф с карточками-символами: «настроение», «семья», «транспорт», «школа».

· Аудиозапись спокойной, задумчивой музыки.

---

Ход занятия:

1. Вводная часть (организационный момент) – 3 минуты

Цель: Создать эмоциональный настрой, подвести к теме.

· Воспитатель собирает детей вокруг себя.

· Речь воспитателя: «Ребята, послушайте загадку: “По асфальту едет дом, Ребятишек много в нем. А над крышей вожжи, Ходить он без них не может.” (Троллейбус)»

· Дети отгадывают.

· Речь воспитателя: «Правильно! Троллейбус – это вид транспорта. А как вы думаете, транспорт – это только то, что возит людей по улицам? Сегодня мы посмотрим на одну известную картину и найдем на ней очень необычный “транспорт”, на котором не ездят, а… летят!»

2. Основная часть – 15 минут

Цель: Рассмотреть картину, проанализировать ее содержание, установить причинно-следственные связи.

а) Первое впечатление

· Воспитатель открывает репродукцию картины. Дает детям 1-2 минуты молча ее рассмотреть.

· Речь воспитателя: «Эта картина называется «Опять двойка». Её написал художник Фёдор Решетников. Какое у вас первое впечатление? Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Грустное, печальное, жалостливое). Почему?»

б) Анализ содержания и средств выразительности

· Воспитатель: «Давайте разберемся, что же здесь произошло. Кто главный герой этой картины? (Мальчик). Как вы догадались, что он получил двойку? (Он стоит, опустив голову, растрепанный, не смотрит в глаза, из портфеля торчат коньки)».

· Воспитатель: «Давайте рассмотрим всех героев. Расскажите о каждом.

· Мама: Какая она? (Уставшая, огорченная, печальная). Как ее поза показывает ее огорчение? (Она сидит, облокотившись на стол, у нее нет сил даже ругать сына).

· Сестра: Что вы можете сказать о ней? (Она – отличница, смотрит на брата с укором, строго, в руках у нее книга).

· Братик (на велосипеде): Как он смотрит на брата? (С усмешкой, весело, он еще маленький и не совсем понимает серьезность ситуации).

· Собака: А как ведет себя собака? (Она рада хозяину, не在乎 его оценок, прыгает на него, ластится). Она одна рада его приходу».

· Воспитатель: «Ребята, а где происходит действие? (В квартире, в доме). Что мы видим на заднем плане? (Окно)».

в) Фокус на теме «Транспорт» (ключевой момент)

· Воспитатель: «А теперь давайте внимательно посмотрим в окно. Что там делают ребята? (Катаются на коньках).

· Как вы думаете, коньки – это транспорт? (Да, это зимний вид транспорта для передвижения по льду).

· Чем коньки отличаются от троллейбуса или автомобиля? (Им управляет сам человек, он движется за счет силы человека, это спортивный и развлекательный транспорт).

· Как вы думаете, почему художник изобразил на фоне грустной истории в квартире этих веселых ребят на коньках? (Возможно, мальчик опоздал в школу или получил двойку потому, что слишком долго и увлеченно катался на коньках). Коньки – это причина его неудачи?»

г) Физкультминутка «Конькобежцы» – 2 минуты

· Воспитатель: «Давайте и мы ненадолго представим, что мы на катке. Встали. Мы на коньки легко встали, (Дети встают, имитируют надевание коньков) Покататься все поехали. Влево, вправо наклоняемся, (Наклоны в стороны) Бегать, прыгать мы стараемся. (Легкий бег на месте, прыжки) Вот мы весело катались, И на стульчики вернулись».

3. Творческая речевая деятельность – 7 минут

Цель: Развивать связную речь, умение строить предположения.

· Воспитатель: «Давайте попробуем оживить эту картину. Придумаем историю о том, что было ДО того, как мальчик вошел в дом.

· Куда он мог спешить?

· На чем он добирался до школы? (Шел пешком, ехал на автобусе, на троллейбусе).

· Что случилось в школе?

· А что было у него в портфеле вместо учебников? (Коньки!).

· Воспитатель: «А теперь представьте, что произойдет ПОСЛЕ. Что скажет мама? Как будет исправлять ситуацию наш герой? Поможет ли ему сестра?»

· Дети составляют небольшие рассказы (2-3 предложения) по цепочке или по желанию.

4. Итоговая часть (рефлексия) – 3 минуты

· Воспитатель: «Давайте вспомним.

· Как называется картина, которую мы сегодня рассмотрели?

· Кто ее написал?

· Какой необычный «транспорт» помог нам понять причину двойки? (Коньки).

· Почему эта история грустная, но в ней есть и что-то хорошее? (Собака все равно любит хозяина, мама его пожалеет, он может исправиться)».

· Речь воспитателя: «Вы сегодня были очень внимательными зрителями и замечательными рассказчиками. Вы смогли понять чувства героев и найти на картине даже скрытый «транспорт». Молодцы!»

---

Примерный словарь для активизации:

· Существительные: картина, художник, сюжет, настроение, семья, двойка, портфель, коньки, троллейбус, автобус, окно, каток.

· Прилагательные: грустный, печальный, огорченный, уставший, укоряющий, радостный, беззаботный, виноватый, растрепанный.

· Глаголы: получил, опустил, смотрит, сидит, облокотилась, упрекает, улыбается, радуется, катается, спешил, опоздал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию на тему: "Путешествие в весенний лес" для подготовительной группы

Цель: Обобщить представления детей о весенних изменениях в лесу.Задачи:1.Систематизировать знания детей о весне и весенних явлениях происходящих в жизни диких животных, птиц, растений.2.Способстовать ...

Конспект НОД по речевому развитию "Составление рассказа на тему "Все работы хороши" (подготовительная группа)

Цели: уточнить знания детей о некоторых профессиях, составлять рассказ о них....

Конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости» в подготовительной группе

Конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости»  в подготовительной группе...

Конспект НОД по речевому развитию на тему «Путешествие в страну книги» в подготовительной группе

Развивать интерес детей дошкольного возраста к художественной литературе...