Конспект занятия на тему "Знакомство с бытом и традициями татарского народа"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сулейманова Алсу Флюсовна

"Знакомство с бытом и традициями татарского народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _3nakomstvo_s_bytom_i_traditsiyami_tatarskogo_naroda_.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство с бытом и традициями татарского народа»

Составила: Сулейманова А.Ф.

Цель: познакомить детей с жизнью людей татарской национальности, проживающей на территории Пермского края.

Задачи:

- Расширить кругозор детей, через знакомство с людьми татарской национальности, проживающих на территории нашего края;  

- Ознакомление с национальной одеждой татар, их традициями, с татарским народным праздником Сабантуй.

- Обогащать словарный запас детей и ввести в их лексикон слова тюбетейка, калфак, камзол, сапоги;

- Воспитывать в детях интерес к татарскому народу, дружеские чувства, эмоционально-положительное отношение к соседнему народу.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов о народах России, загадки о символики России, прослушивание аудиозаписей.

Оборудование и материалы: посылка, планшет, национальный костюм, тюбетейка, платок, картинки с орнаментом, лошадки, чугунок, платок, мешки, татарское национальное блюдо «чак-чак», физическая карта, кассета с записью татарской песни.

  1. Организационный момент:

Воспитатель - Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся. А теперь предлагаю и нам с вами поприветствовать друг друга. (приветствуют друг друга)

- Ребята я хочу спросить вас, что необычного вы сегодня увидели в раздевалке, придя утром в садик. Давайте посмотрим.

- Смотрите, это посылка. Вам интересно узнать, откуда же она к нам пришла? Давайте откроем и посмотрим, что же в ней. Но для начала пройдем в группу. (открываю посылку)

-Очень необычная посылка, ребята посмотрите, здесь лежит планшет! Кто же его мог оставить и прислать нам? (включаю планшет, голосовое от ребенка)

Голосовое Письмо

Вот что сообщают нам дети из города Казань:

Здравствуйте, друзья!

Мы шлём вам привет из города Казань. Казань — это столица республики Татарстан, которая находится в нашей прекрасной стране России. Мы узнали, что о нашем народе мало кто знает, и мы в свою очередь, просим вашу воспитательницу рассказать о нашем крае, нашей жизни, познакомьтесь с нашей культурой и традициями, в посылке для вас лежат подсказки, с помощью которых вы сможете многое узнать. До свидания. Ребята из Казани.

2. Основная часть

- А вот теперь, скажите мне; откуда же пришла к нам посылка? (ответы детей).

-Ребята, знаете, мне и самой захотелось больше узнать. Усаживайтесь по - удобней и послушайте дальше мой рассказ. (показ презентации)

Казань — город в Российской Федерации, столица Республики Татарстан, крупный порт на левом берегу Волги. Один из крупнейших культурных центров России. 

- Ребята, а вы знаете, что обозначает слово «Казань» и почему столицу Татарстана так назвали? (ответы детей – нет)

А назвали столицу, потому что поселение, находилось на реке, которая называлась Казанка. Это было очень хорошее место, сюда стали переезжать много людей, здесь велась торговля, строились дома. Город становился все больше и лучше. Поэтому он стал главным городом Татарстана, его столицей.

Чтобы отличаться от других народов, все народы придумали свой герб.

А вот так выглядит национальный герб Татарстана. Что на нем изображено? (Крылатый барс) Барс, ребята, это символ богатства, благородства. Он может постоять за себя, за свою страну, может защитить людей, которые живут в этой стране. Цветок на боку барса обозначает   процветание, долголетие.  Красное солнце символизирует безоблачность и чистоту.

Татары — добрые, трудолюбивые, красивые, веселые люди. Разговаривают они на татарском языке, например слово «Здравствуйте» у них будет «Исянмесез». Давайте, мы тоже поздороваемся на татарском языке, сначала я еще раз повторю, а теперь вместе. У них свои традиции и обычаи, свои песни и игры. А сейчас давайте все вместе поиграем. Мы с вами разучим народную татарскую игру «Где платочек?» А за одно, послушаем татарскую мелодию и песню. (Игра: пока играет музыка, передаем платок сзади, а водящий наблюдает, музыка кончается, он должен отгадать у кого платок).

Воспитатель - Весело поиграли. Садимся на свои места.

А еще, ребята, я хочу вас познакомить с татарским народным праздником — Сабантуй - состоит из двух слов: «сабан» - плуг, «туй» - праздник.

Сабантуй — самый яркий, весёлый самый любимый, торжественный праздник татарского народа. Устраивается он в честь окончания весенне-полевых работ. Проходит чествование, награждение граждан, отличившихся в труде. После этого организуются игры и состязания с песнями и плясками. Сабантуй – праздник земледелия, почитания матушки земли, день поклонения ей. В этот день все дышит красотой: и весенняя природа, и народ, прихорашиваются деревни, села и города, начинают съезжаться гости. Вместе с татарами участвуют в этом празднике и другие национальности русские, и удмурты, и чуваши, и другие.

После окончания праздника татарский народ садится за стол, который накрывают прямо на поляне. Кушают вкусные традиционные блюда, такие как татарский хворост «Урама», «Кыстыбый», «Чак – чак».  

И сегодня ребята, я вам предлагаю самим приготовить национальное татарское блюдо «Чак-Чак».

Воспитатель: посмотрите, чтоб сделать «чак-чак», отщипываем маленький кусок теста от большого, разминаем его, кладем между ладонями, и начинаем круговыми движениями скатывать из пластилина шар, а затем из шара раскатывать небольшую «палочку». Вот какой «чак-чак» получился у меня. Поверните стулья к столу и приступайте к работе. Готовый «чак-чак» положите на поднос.

(включаю мелодию «Курай», обращаю внимание детей на осанку)

- Ребята, ходит слух, что занимает почетное место на столе татарский чак -чак из медового теста. Чак-чак нам помогает поднять настроение.

-Отличный чак-чак у вас получился!

3. Рефлексия

-Ребята, посмотрите, наш Чак-Чак уже готов! Посмотрите какой красивый он получился! вам понравилось наше занятие?

-С какой национальностью мы знакомились? Вы большие молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в национальной (средней) группе на тему:“Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа”

Интегрированное занятие. Знакомство детей с татарским орнаментом через традиции татарского народа...

“Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа”

Познакомить детей с искусством татарского народа, разновидностями татарского орнамента и его особенностями....

Конспект занятия в средней группе: «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных фор...

Конспект занятия в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа» с детьми средней группы

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение пр...