Комплексное занятие по развитию речи в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи

Филимонова Ирина Михайловна

Комплексное занятие по развитию речи в средней группе

Цель: «Закрепить знания детей»

Задачи. Совершенствовать фонетический слух.

Упражнять в изменении существительных и  прилагательных по родам и числам, в подборе слов с противоположным значением,  к обобщающему слову подбирать подходящие слова.

 Развивать четкое произнесение звуков, слуховое внимание. Закрепить умение делить слова на слоги.

Закреплять умение пересказывать сказку по мнемотаблицам. Активизировать словарь(долгожданная). Развивать мелкую моторику рук, с помощью техники пластилинография. Закрепить названия цветов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие по развитию речи в средней группе

Цель: «Закрепить знания детей»

Задачи. Совершенствовать фонетический слух.

Упражнять в изменении существительных и  прилагательных по родам и числам, в подборе слов с противоположным значением,  к обобщающему слову подбирать подходящие слова.

 Развивать четкое произнесение звуков, слуховое внимание. Закрепить умение делить слова на слоги.

Закреплять умение пересказывать сказку по мнемотаблицам. Активизировать словарь(долгожданная). Развивать мелкую моторику рук, с помощью техники пластилинография. Закрепить названия цветов.

Ход занятия.

Организационный момент.

Доброе утро тем, кто проснулся.

Доброе утро, кто улыбнулся.

Доброе утро людям и птицам.

Доброе утро приветливым лицам.

Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Улыбнемся нашим гостям.

Я хочу загадать вам одну загадку, а вы внимательно послушайте её и скажите, о каком времени года в ней говорится?

Греет солнышко и вот,

Тает снег и тает лед.

Стала травка зеленеть,

Стали птицы звонко петь,

А погода так ясна,

Значит к нам пришла… (Весна).

-А какая она, весна? (ласковая, тёплая, красивая, нежная, солнечная, зелёная, теплая, цветущая, ранняя, поздняя.)

Ребята, сегодня утром я нашла у себя на столе вот такой бесцветный цветок и письмо. В котором Весна – Красна просит нас помочь ей расколдовать цветок из Страны Красивой Речи, чтобы он превратился в красивый, яркий и разноцветный. Но, чтобы расколдовать цветок, нужно выполнить все задания, которые написаны на его лепестках. Хотите помочь весне?

Хорошо, только напоминаю вам, что говорить нужно красиво,

четко и неторопливо. Мне кажется, что ваши язычки не совсем проснулись. Надо сделать гимнастику для языков. Садитесь удобно на стульчики, выпрямите спинки, ножки поставьте ровно.

  Артикуляционная гимнастика «Прогулка Веселого Языка»

 Жил-был Веселый Язычок, в домике под названием Роток. Захотелось ему одним солнечным деньком погулять, да на «Солнышке» позагорать. Выглянул язычок в окошко (высунуть язык лопаткой), посмотрел направо, налево (повороты языка в стороны), видит, а белый заборчик перед домом совсем грязный стал. Язычок мыть его стал (чистка зубов языком с обеих сторон, внешнюю и внутреннюю стороны). Устал (свесить язык вниз), проголодался и съел целую банку варенья (облизывает губы). Затем запряг свою лошадку и поехал (цоканье)

 -Ну вот, теперь ваши язычки готовы говорить.

Берем первый лепесток, и смотрим что там за задание.

1лепесток «Найди и назови звуки»

Вы знаете песенку комарика? (з-з-з,)

песенку жука (ж-ж-ж)

песенку ветра (ш-ш-ш)

песенка насоса (с-с-с).

 Я прочту чистороговорки, в которых один звук будет звучать чаще   других. Слушаем внимательно.

В шалаше шуршат мыши.

Ужа ужалила ужиха, ужу с ужихой не ужиться. Скажи Тема

На горе Арарат растет красный виноград.

Смотрите, вот наш первый расколдованный лепесток, какого он       цвета.

Смотрите, вот наш первый расколдованный лепесток, какого он цвета.

     2лепесток

Ну, что же, давайте расколдуем второй лепесток.

 «Игра «Один – много»

Кот – много котов.

Лиса – много лис.

Машина – много машин.

Муравей – много муравьев.

Дом – много домов.

Сын – много сыновей.

Дочь – много дочерей.

Молодцы, и с этим заданием правились, расколдовали лепесток.

Какого он цвета?

  3лепесток

Сейчас посмотрим, какое задание нам приготовил третий лепесток.

 «Угадай сказку»

«Скачет сито по полям

А корыто по лугам,

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла» (Федорино горе)

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Слон.

Откуда?

От верблюда

Что вам надо?

Шоколада.

Для кого?

Для сына моего (Телефон)

Чья это песенка?

«Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк!

Где ты бродишь глупый волк, старый волк, страшный волк! (три поросенка)

«Аленушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие, котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные, хотят меня зарезати» (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

«Ой, хозяюшка, дай скорее маслица, петушку горлышко смазать подавился петушок бобовым зернышком. (Петушок и бобовое зернышко»

Давайте вспомним эту сказку. Кто сможет рассказать, что в ней произошло?

Пересказ по мнемотаблицам.

Молодцы и этот лепесток расколдовали. Какого он цвета?

Физминутка

Физкультминутка. В стране Красивой речи  любят играть, как и мы с вами. Выходит, ребята, поиграем.

Руки тянем в потолок, (потягивание, руки вверх)

Будто к солнышку цветок.

Мы попрыгаем немножко,  (прыжки на месте)

И пройдемся по дорожке  (ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Нам теперь учиться нужно!

4лепесток

А мы с вами продолжаем помогать весне, снимать колдовские чары с цветка.

Упражнение «Скажи наоборот».

День – ночь.

Мягкий – твердый.

Легкий – тяжелый.

Чистый – грязный.

Зло – добро.

Светлый – темный.

Большой - маленький

Громкий - тихий

Холодно – жарко.

А теперь скажите мне, как лает большая собака, а маленькая?

Большая лягушка – маленькая

Корова – теленок

Кошка – котенок

Коза – козленок.

Молодцы, какого цвета лепесток?

5лепесток

Дидактическая игра «Назови три слова»

Я называю  обобщающее слово, а вы подбираете к нему три подходящих слова.

Животные –

Одежда –

Растения –

Продукты питания –

Транспорт –

«Назови признаки»

В стране Красивой речи, откуда родом наш цветочек, живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов.

- матрешка из дерева, значит она деревянная;

- дом из кирпича – кирпичный;

- ваза из стекла – стеклянная;

- ложка из железа – железная;

- самолётик из бумаги – бумажный;

- сумка из кожи – кожаная.

Молодцы, ребята, и этот лепесток расколдовали. Какого он цвета?

6лепесток

Мы долго ждали весну, значит весна какая? (Долгожданная.)

- Какое настроение у вас весной? (Весёлое, прекрасное.)

- Можно сказать весеннее настроение?

- Давайте про всё скажем ВЕСЕННЕЕ!

- Солнце весной какое? (Весеннее.)

- День весной какой? (Весенний.)

- Погода весной какая? (Весенняя.)

- Лес весной какой? (Весенний.)

- Цветы весной какие? (Весенние.)

- Ручейки весной какие? (Весенние.)

А у нас тоже есть ручеек, выходите все сюда.

 - Для того чтобы перебраться нужно выполнить задание.

- Давайте попробуем разделить слово – «ручей» на слоги.

- Произносим слово и хлопаем в ладоши.

- Сколько хлопнули? Значит, сколько слогов в слове? (Два.)

- Молодцы, справились с заданием!

- А теперь ещё одно слово – «весна».

- Сколько хлопнули? Значит, сколько слогов в слове? (Два.)

- Отлично и с этим заданием справились!

- А посложнее слово – «солнышко».

- Сколько хлопнули? Значит, сколько слогов в слове? (Три.)

- Молодцы, сложные задания выполнили, ручеек нас пропустит дальше!

 Перепрыгивайте ручеек. Давайте посмотрим какого цвета расколдованный лепесток?

7 лепесток

Игра «Назови ласково» Посмотрим, какое задание приготовил нам следующий лепесток.
– Кому я брошу мяч и скажу слово, тот превращает это слово в ласковое.
Мяч – мячик
Дерево – деревце
Коза – козочка
Рука – ручка
Нога – ножка
Ухо – ушко

Стул – стульчик

Молоток – молоточек

Лист – листик

– Ребятки, а какие слова вам больше понравились, простые или ласковые? Почему? (Ласковые, потому что они приятные, теплые, они согревают.)

 «Игра «Подбери слово»

Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:

- рисует, щиплет, трещит, морозит.  (Мороз)

- свищет, бушует, дует, завывает.  (Ветер)

- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает (снег)

- висит, растёт, тает, плачет, капает (сосулька)

Ну что же, вот и последний лепесток мы расколдовали,

 выполнили все задания, и наш цветочек расцвёл, заиграл разноцветными лепестками.

Весеннее солнышко пригревает землю, и появляются цветы.

И у вас на столах появились цветы, только пока они бесцветные.

А давайте превратим их в красивые и яркие. Садитесь на свои места.

Давайте раскрасим цветы не карандашами, а как мы умеем с помощью пластилина. Цвет выберите сами, но прежде, чем начать давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (Выставляют левую кисть, потом правую.)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (Соединяют ладони в замок.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Касаются пальцами левой руки правой.)
Начинай считать опять: (Хлопки в ладоши.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Касаются пальцами правой руки левой.)
Мы закончили считать. (Встряхнуть руками.)
Приступаем к работе.

Молодцы, какие красивые цветы получились, в группе мы повесим их на выставку. А сейчас  оставляйте их на столах и выходите сюда.

3. Заключительный этап
 Ребята, вы сегодня такие молодцы! Очень дружно играли и занимались! Мы весне помогли и расколдовали цветочек из страны Красивой речи.

 Кому сегодня было легко, интересно на занятии – похлопайте в ладоши.
 Кому было немного трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами.
Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья.
 Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе « Чаепитие»

ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С ЧАЙНОЙ ПОСУДОЙ, БЕЗОПАСНЫМ ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТА БЫТА....

Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе для детей с ОНР

Формирование навыка составлений предложений и рассказа,развитие связной речи, зрительного и слухового внимания и восприятия.-Продолжать  обучать детей выполнять аппликацию нитками....

НОД Комплексное занятие по развитию речи в средней группе на тему "Моделирование русской народной сказки "Теремок"

Материал занятия знакомит детей с новым видом пересказа русских народных сказок посредством моделирования, учит подбирать заместителей персонажей сказки, развивает речь детей....

Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе

Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе...