Тема: Развитие представлений о слове. Сравнение слов по звучанию и протяженности.
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Формирование у детей представлений о слове как о значимой единице речи, развитие умения различать слова по звучанию (похожие и разные) и определять их протяженность (длинные и короткие).
Программное содержание:
- Развитие умения различать слова по звучанию (слова звучат по-разному и похоже).
- Развитие умения измерять протяженность слов (длинные и короткие слова).
Материалы:
- Мяч.
- Фишки-призы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте (Занятие 2)
Тема: Развитие представлений о слове. Сравнение слов по звучанию и протяженности.
Цель: Формирование у детей представлений о слове как о значимой единице речи, развитие умения различать слова по звучанию (похожие и разные) и определять их протяженность (длинные и короткие).
Программное содержание:
- Развитие умения различать слова по звучанию (слова звучат по-разному и похоже).
- Развитие умения измерять протяженность слов (длинные и короткие слова).
Материалы:
- Мяч.
- Фишки-призы.
Ход занятия:
I. Организационный момент
В.: Здравствуйте, мои дорогие ребята! Подойдите ко мне, пожалуйста, и встаньте в кружок. (В. берет в руки мягкую игрушку, например, мишку).
В.: Посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости! Это Мишка! Он очень любит играть со словами, но ему нужна ваша помощь! Мишка совсем забыл, что такое слова и из чего они состоят. Поможем ему вспомнить?
(Дети (Д.): Да! Поможем!
В.: Здорово! Тогда давайте мы улыбнемся друг другу и поприветствуем словами! (В. предлагает детям по очереди говорить приветствия, например: "Привет, Таня!", "Здравствуй, Маша!", "Добрый день, ребята!").
II. Актуализация знаний -
В.: Какие замечательные слова мы сказали! А что такое слова и для чего они нам нужны? (Выслушивает ответы детей, подводя к тому, что слова помогают нам общаться и называть предметы).
В.: Правильно! Слова нужны нам, чтобы говорить, называть предметы, выражать свои мысли и чувства! Слова бывают разные: длинные, короткие, похожие по звучанию. А Мишка, наверное, просто запамятовал… И сегодня мы с вами будем учиться играть со словами в игры, в которые играл мишка!
III. Основная часть - 25 минут
1. Игра «Назови вкусные слова»
В.: Мишка очень любит покушать! Поэтому предлагаю начать с игры, которая называется "Назови вкусные слова"! Что такое вкусное слово? (Ответы детей) Правильно, это слово, которое обозначает что-то вкусное, съедобное.
В.: Сейчас я буду спрашивать по очереди, и каждый, кто назовет вкусное слово, получит вот такую замечательную фишку (показывает фишку). Но помните, повторяться нельзя, нужно быть очень внимательными!
В.: (Обращается к первому ребенку) Итак, (имя ребенка), какое вкусное слово ты знаешь, чтобы порадовать Мишку?
(Д. по очереди называют слова, В. следит, чтобы дети не повторялись и дает фишку за каждое правильное слово).
- Примеры слов:
- Конфета
- Яблоко
- Торт
- Мороженое
- Печенье
- Суп
- Каша
- Банан
- Апельсин
- Шоколад
- Пирожное
- Мёд
- (Если дети испытывают затруднения, можно использовать картинки с изображением продуктов питания в качестве подсказок).
В.: Отлично! Какие вы молодцы! Как много вкусного мы сегодня узнали, и Мишке рассказали! Посмотрите, сколько фишек вы заработали! Все любят покушать, а говорить о еде - еще приятнее!
2. Игра «Слова-друзья»
В.: Мишка очень любит друзей! А у слов тоже бывают друзья! Игра так и называется "Слова-друзья"! Давайте встанем в круг, чтобы всем было удобно.
В.: (Берет в руки мяч) Я буду бросать вам мяч и говорить слово, а вы должны поймать мяч и назвать слово, которое звучит похоже на мое. Можно сказать, слово-приятель, слово, почти как моя!
В.: Слушайте внимательно, потому что слова бывают очень хитрыми, и слова-приятели не так-то сразу можно найти!
В.: (Демонстрирует пример) Я говорю "кошка", а (имя ребенка) говорит "ложка". Понятно? Мишка понял, а вы? Кто хочет попробовать первым?
(В. бросает мяч каждому ребенку по очереди, называет слово и ждет ответ. Важно поддерживать детей и помогать им, если они испытывают трудности).
- Примеры слов для игры:
- дочка – бочка
- мишка – шишка, пышка
- речка – печка, свечка
- Маша – каша, Даша
- галка – палка, скалка
- зайка – майка, байка
- мышка – пышка, миска
- кора – гора, нора
- сыр – мир
- зуб - дуб
- рак - лак
- В.: (Если ребенок назвал неправильное слово) Ничего страшного! Подумай еще немного! Какое слово звучит похоже? Может быть, Мишка или я тебе подскажем? (В. дает подсказку, если ребенок затрудняется).
В.: Замечательно! Вы просто мастера находить слова-друзья! Звучат похоже, как будто пришли в гости друг к другу! Мишка очень рад!
3. Измерение протяженности слов хлопками
В.: Ребята, а вы замечали, что некоторые слова говорить быстрее, а некоторые – медленнее? А мишка заметил, что когда мы говорим, иногда нам как будто хочется сделать перерыв. Это потому, что в словах разное количество частей! Эти части называются – слоги. Давайте все вместе скажем: "Слог"! (Дети повторяют).
В.: Посмотрите, сколько слогов в имени Мишки? Произнесите его по частям – Миш-ка (Произносит по слогам, выделяя каждый слог интонацией). Сколько частей получилось? (Дети отвечают: Две!).
В.: Правильно! Поэтому в слове Мишка два слога! А теперь маленький секрет! Как легко определить количество слогов? Нужно посмотреть, сколько в слове гласных букв: а, о, у, ы, и, э, я, ё, ю. Каждой гласной соответствует слог.
В.: Давайте, вместе проговорим: сколько в слове гласных, столько и слогов! Здорово!
В.: Сейчас мы с вами потренируемся! Будем определять, сколько слогов в слове с помощью хлопков! Договорились?
В.: Когда я говорю слово, вы должны прохлопать его по слогам. Каждый хлопок – это один слог. (В. показывает пример) Например, слово "ма-ма" (В. хлопает два раза). Сколько хлопков? (Д. отвечают: два). Значит, в слове "ма-ма" два слога!
В.: Теперь давайте попробуем вместе! Я говорю слово, а вы хлопаете вместе со мной!
(В. произносит слова по слогам, медленно, а дети хлопают).
- Примеры слов для игры (от простых к сложным):
- стол (1 хлопок – 1 слог)
- стул (1 хлопок – 1 слог)
- дом (1 хлопок - 1 слог)
- ка-ша (2 хлопка – 2 слога)
- мак-ва (2 хлопка - 2 слога)
- рыб-ка (2 хлопка - 2 слога)
- кни-га (2 хлопка – 2 слога)
- ку-кла (2 хлопка - 2 слога)
- я-бло-ко (3 хлопка – 3 слога)
- ма-ши-на (3 хлопка – 3 слога)
- ба-боч-ка (3 хлопка - 3 слога)
- те-ле-фон (3 хлопка – 3 слога)
- ком-пью-тер (3 хлопка - 3 слога)
(Чтобы дети лучше поняли, можно предложить им проговаривать слова, поднеся руку к подбородку. Сколько раз подбородок коснется руки во время произнесения слова, столько и слогов).
В.: (Хвалит детей после каждого слова). Отлично! Молодцы! У вас все лучше и лучше получается! Мишка очень доволен, что вы так хорошо научились это делать!
V. Заключительная часть
В.: Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир слов!
В.: Что вам больше всего понравилось сегодня? В какие игры было интереснее всего играть? Что нового вы узнали?
(Д. делятся впечатлениями).
В.: Вы сегодня все просто молодцы! Были очень внимательными, активными и смышлеными! Я вами очень горжусь! (Раздает всем дополнительные фишки за работу на занятии). Запомните все, чему мы сегодня научились, и используйте это в своей речи! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"
В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово". Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата; проводится работа по формиров...

Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"
Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"...
Тренировочные упражнения "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"
Русский язык , 1 класс...
Конспект занятия по РСВ и ОП со слабослышащими дошкольниками. Тема: Развитие слухового восприятия через речевые и неречевые звучания.
Конспект фронтального занятия для детей с нарушением слуха в старшей группе. Дети различают музыкальные произведения марш,вальс, полька; громкость и высоту речевых и неречевых звучаний;выполняют...
Слова- предметы, слова- действия, слова-признаки. Звук Э. БукваЭ
Рекомендации для родителей подготовительной группы для детей с ТНР....

Презентация на тему: РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава....

Конспект Тема. «Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки». с детьми подготовительной группы
Закрепить понятия о словах-предметах, словах-действиях и словах-признаках.Закрепить умение правильно задавать вопросы к этим словам....
