Конспект ОД «Звуковая культура речи: работа со звуками Ж-Ш»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект ОД
«Звуковая культура речи: работа со звуками Ж-Ш»
Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш.
Задачи.
Образовательные: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Развивающая: развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах.
Материалы:
предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах, раздаточный материал (кружочки, цветы, жуки. )
Методы: словесные (беседа, вопросы); наглядные (показ); практический (упражнения «Улыбка», «Лошадка», чистоговорки, практические и умственные действия).
Средства обучения: общение взрослых и детей, понятная, чёткая речь воспитателя, оборудование для игр и занятий, комплекты дидактического наглядного материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 51»
Конспект ОД
«Звуковая культура речи: работа со звуками Ж-Ш»
группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
\
Подготовила:
Воспитатель Филиппова А.
Оренбург, 2025 г.
Конспект ОД
«Звуковая культура речи: работа со звуками Ж-Ш»
Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш.
Задачи.
Образовательные: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Развивающая: развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах.
Материалы:
предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах, раздаточный материал (кружочки, цветы, жуки. )
Методы: словесные (беседа, вопросы); наглядные (показ); практический (упражнения «Улыбка», «Лошадка», чистоговорки, практические и умственные действия).
Средства обучения: общение взрослых и детей, понятная, чёткая речь воспитателя, оборудование для игр и занятий, комплекты дидактического наглядного материала.
Ход занятия
Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).
Воспитатель загадывает загадки.
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)»
Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].
Слушай еще одну загадку:
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко
И умылся серой лапкой.
-Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].
-Как вы, думаете, с какими звуками мы будем сегодня играть?
-Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].
Воспитатель: А сейчас поиграем с нашим язычок.
(Подготовка артикуляционного аппарата )
- Покажите . как жужжит жук? ( Ж-ж-ж…)
- Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Улыбка»
— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.
2. Упражнение «Трубочка»
— Вытянуть губы вперед длинной трубочкой.
3. Упражнение «Лошадка»
— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.
Воспитатель: А теперь давайте пройдем на стульчики.
Воспитатель: Напоминаю, что звук ш – это песня змеи, а звук ж– песня жука. Услышав тот или иной звук, вы должны выполнить соответствующее движение: на звук ш– зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). (Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.) Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.
(Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.)
-Давайте, еще, с вами поиграем. У вас на столах лежат карточки, кто же на них нарисован?
-Я буду называть слова со звуками ш и ж, а вы будете показывать карточку со змеёй или карточку с жуком. Если услышите звук ш, показываете карточку со змеёй , если услышите звук ж, показываете карточку с жуком. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики. Предлагаемые слова для игры:
Жираф, шар, журавль, кошка, жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка, жеребёнок, машина, шапка, гараж, снежинка, ежи, ковш, золушка.
Воспитатель: А сейчас давайте произнесем чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш».
-Что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.
1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно
2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.- быстрее
3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстро
4. Жа-жа-жа, я поймал ужа.- тихо
5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно
6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. – тихо
Физкультминутка:
В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны
Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат
Вот направо полетел, поворот туловища вправо
Вот налево полетел, поворот туловища влево
Жук на нос хочет сесть, показывать
Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой
Жук наш приземлился, сели-встали
Зажужжал и закружился
Ж-ж-ж.
Жук наверх полетел руки вверх
И на потолок присел
На носочки мы привстали, на носочках
Но жука мы не достали,
Хлопнем дружно
Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши
Чтобы улететь он смог.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется
«Четвертый лишний»
Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.
Итак, начали:
1. Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?
В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?
2. Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?
В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?
3. Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф. Какая картинка лишняя, почему?
В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?
Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы.
Рефлексия. Итог.
– С какими звуками мы сегодня работали?
Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Звуковая культура речи: работа со звуками ш- ж.
Автоматизация звуков [ш], [ж] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш], [ж]....

Конспект занятия по развитию речи Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.
Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж...

Конспект НОД развитию речи (обучение грамоте) Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш\
Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками « ж и ш»; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) зн...

Конспект НОД «Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи в форме путешествия Пчёлки -Жужжи и Змеи.Автор: Сязи Мария Никитична, воспитатель Детского сада «Зо...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш»
конспект занятия...

Конспект НОД "Звуковая культура речи: работа со звуками ж и ш"
Программное содержание: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении д...


