Конспект ОД «Звуковая культура речи: работа со звуками Ж-Ш»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Филиппова Анастасия Николаевна

Конспект ОД

 «Звуковая культура речи: работа со звуками Ж-Ш»

 

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш.

Задачи.

Образовательные: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Развивающая: развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах.

Материалы:

предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах, раздаточный материал (кружочки, цветы, жуки. )

Методы: словесные (беседа, вопросы); наглядные (показ); практический (упражнения «Улыбка», «Лошадка», чистоговорки, практические и умственные действия).

Средства обучения: общение взрослых и детей, понятная, чёткая речь воспитателя, оборудование для игр и занятий, комплекты дидактического наглядного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 51»

Конспект ОД

 «Звуковая культура речи: работа со звуками Ж-Ш»

группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

\Picture background

Подготовила:

Воспитатель Филиппова А.

Оренбург, 2025 г.

Конспект ОД

 «Звуковая культура речи: работа со звуками Ж-Ш»

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш.

Задачи.

Образовательные: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Развивающая: развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах.

Материалы:

предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах, раздаточный материал (кружочки, цветы, жуки. )

Методы: словесные (беседа, вопросы); наглядные (показ); практический (упражнения «Улыбка», «Лошадка», чистоговорки, практические и умственные действия).

Средства обучения: общение взрослых и детей, понятная, чёткая речь воспитателя, оборудование для игр и занятий, комплекты дидактического наглядного материала.

                                                  Ход занятия

Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

Воспитатель загадывает загадки.

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я   не железный, я же –  … (ЖУК)»

Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].

Слушай еще одну загадку:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко

 И умылся серой лапкой.  

-Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].

-Как вы, думаете, с какими звуками мы будем сегодня играть?

-Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].

Воспитатель: А сейчас поиграем с  нашим язычок.

(Подготовка артикуляционного аппарата )

- Покажите . как жужжит жук? ( Ж-ж-ж…)

- Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Улыбка»

— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Трубочка»

— Вытянуть губы вперед длинной трубочкой.

3. Упражнение «Лошадка»

— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель: А теперь давайте пройдем на стульчики.

Воспитатель: Напоминаю, что звук ш – это песня змеи, а звук ж– песня жука. Услышав тот или иной звук, вы должны выполнить соответствующее движение: на звук ш– зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). (Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.)                                                                                    Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

(Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.)

-Давайте, еще, с вами поиграем. У вас на столах лежат карточки, кто же на них нарисован?

 -Я буду называть слова со звуками ш и ж, а  вы будете показывать карточку со змеёй или карточку с жуком. Если услышите звук ш, показываете карточку со змеёй , если  услышите звук ж, показываете карточку с жуком. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики. Предлагаемые слова для игры:

Жираф, шар, журавль, кошка,  жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка,  жеребёнок, машина,  шапка,  гараж, снежинка,  ежи, ковш, золушка.

Воспитатель: А сейчас давайте произнесем чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш».

-Что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.

1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.- быстрее

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстро

4. Жа-жа-жа, я поймал ужа.- тихо

5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно

6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. – тихо

Физкультминутка:

 В группу к нам жук влетел                              стоя, руки в стороны

 Зажужжал и запел «ж-ж-ж»                             вниз жужжат

 Вот направо полетел,                                        поворот туловища вправо

 Вот налево полетел,                                           поворот туловища влево

 Жук на нос хочет сесть,                                    показывать

 Не дадим ему присесть,                                    отмахнуть ладошкой

 Жук наш приземлился,                                     сели-встали

 Зажужжал и закружился

 Ж-ж-ж.

 Жук наверх полетел                                           руки вверх

 И на потолок присел

 На носочки мы привстали,                               на носочках

 Но жука мы не достали,

 Хлопнем дружно

 Хлоп-хлоп-хлоп                                                   хлопают в ладоши

 Чтобы улететь он смог.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется

«Четвертый лишний»

Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Итак, начали:

1. Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?

В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?

2. Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?

В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

3. Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф.  Какая картинка лишняя, почему?

В слове ножницы  звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы.

Рефлексия. Итог.

– С какими звуками мы сегодня работали?

 Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Звуковая культура речи: работа со звуками ш- ж.

Автоматизация звуков [ш], [ж] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш], [ж]....

Конспект занятия по развитию речи Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж...

Конспект НОД развитию речи (обучение грамоте) Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш\

Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со  звуками « ж и ш»; развивать  фонематический  слух:  упражнять  в  различении  (на  слух)  зн...

Конспект НОД «Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи в форме путешествия Пчёлки -Жужжи и Змеи.Автор: Сязи Мария Никитична, воспитатель Детского сада «Зо...

Конспект НОД "Звуковая культура речи: работа со звуками ж и ш"

Программное содержание: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении д...