Лэп-бук "Зимние забавы"
тренажёр по развитию речи (старшая группа)

Чубчик Татьяна Владимировна

Описание: Дидактическое речевое пособие мы предлагаем использовать с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности в режимных моментах и в индивидуальной работе. Речевые игры, представленные в данном пособии, проводятся под незаметным руководством взрослого, который не дает задание, а играет вместе с детьми. Яркое красочное поле привлекает внимание детей, содержание картинок помогает сосредоточиться на слове-названии каждого изображенного предмета и подкрепляет интерес к звучанию слова. Активность высказываний не дает утомляться и заставляет детей работать самостоятельно, так как картинки не повторяются.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лэп-бук "Зимние забавы"23.04 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Пояснительная записка
  2. Дидактическое пособие «Зимние забавы»
  3. Список используемой литературы
  4. Приложения

        1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением. Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.

 Особое внимание мы уделяем дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:  

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- совершенствовать разговорную речь, умение правильно выражать свои мысли;

- пополнять и активизировать словарь;

- формировать грамматический строй  речи;

- формировать правильное звукопроизношение.

Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением.     Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

 Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

  Методическая разработка адресована:

воспитателям ДОУ для использования дидактических игр в детском саду на занятии и режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста, а также родителям для использования  в домашних условиях.

Условия реализации:

общеобразовательная группа, дети 5-7 лет, логопедическая группа, для развития речи ребёнка в домашних условиях.

Принцип построения методической разработки:

  1. Доступность.
  2. Стимулирование познавательных процессов.
  3. Системность.
  4. Познание через игровую деятельность.
  5. Взаимодействие с семьёй.

Применение:

применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.

Результативность использования данной методической разработки:

педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом. Использование данной методической разработки на занятиях и режимных моментах с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности.

Ожидаемый результат:

Дети умеют объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывания сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, пересказывать  событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове; подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам — антонимы.

  1. Дидактическое пособие «Зимние забавы»

В данном пособии имеются дидактические игры и упражнения, направленные на развитие всех компонентов устной связной речи с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: всесторонне развитие устной речи.

Задачи

Образовательные:

-Учить детей выполнять одновременно два комплекса упражнений разной направленности (пособия «Показывай жест из пальчиков и дуй на снежинки», «Произносим слоги и выполняем жесты из пальцев»;

- Коррекция нарушений звукопроизношения (пособия «Укрась елочку», чистоговорки);

-Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей (пособия: «Приметы зимы», «Скажи фразу наоборот»);

- Развивать связную речь (пособие: «Составь рассказ по картинкам»);

Коррекционно-развивающие:

-Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания (пособие «Отгадай загадку — подбери картинку»);

-Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук, а так же графомоторные навыки посредством составления из разрезных картинок целостных изображений (пособия: «Собери букву картинку из частей», «Пройди по дорожке пальчиками (фломастером)»);

-Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Воспитательные:

-Воспитывать усидчивость;

-Формировать самоконтроль за речью;

-Побуждать к активности в получении новых знаний;

-Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.

  1. Список используемой литературы:

1.Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС/ Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015.

2.Комарова А.А. «Альбом для автоматизации звуков, в игровых упражнениях». Составь предложения- с.17;, Слово рассыпалось.

3.«Звуковая дорожка», автор: Андреева М.С, учитель-логопед с.Андреевское.

  1. «Читаем слова слоги» - дидактическое пособие, автор: Шмец Л.А., «Айрис-пресс», 2011.
  2. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=звуковая улитка
  3. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=артикуляционная гимнастика карточки
  4. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=чистоговорки карточки
  5. Интернет ресурсы: https://logoprofy.ru/user/

  1. Приложения.

1 упражнение: «Покажи жест из пальчиков и дуй на снежинки»

Задачи: развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений; совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве; совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, конструктивной; совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи; выработка более сильной, направленной, плавной воздушной струи; развитие речевого дыхания.

Ход упражнения:

 Взрослый объясняет задание: приклей снежинки на нужное место; одновременно показать заданные жесты из пальчиков и пожуть на снежинки.

2 упражнение: «Произносим слоги (чистоговорки) и выполняем жест из пальцев рук (двумя руками)»

Задачи: автоматизировать поставленные звуки в речи детей; улучшить дикцию детей; способствовать развитию внимания, памяти, воображения детей;  развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений; совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в пространстве.

Ход упражнения:

Взрослый предлагает участнику произнести слоги (чистоговорки), одновременно выполняя жесты, указанные на схеме.

3 упражнение: «Выполнение артикуляционной гимнастики с последующим «украшением» елки изображениями-схемами»


Задачи: Вырабатывать правильные,полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти), необходимых для правильного произношения звуков; развивать творческое мышление, мелкую моторику.

Ход упражнения:

Взрослый вместе с ребенком выполняет артикуляционную гимнастику, согласно схеме «игрушке». После успешного выполнения ребенок помещает ее на елку.

4 упражнение: «Пальчиковые игры»

Задачи: развивать мелкую моторику рук; активизировать словарь в процессе расширения знаний об окружающем мире в соответствии с лексической темой; развитие внимания, памяти, фантазии, усидчивости; создание эмоционального положительного настроя.

Ход упражнения:

Взрослый совместно с ребенком выполняет движения руками (пальцами) согласно предоставленному тексту стихотворения.

5 упражнение: «Прогулка по дорожкам»

Задачи: провести по дорожкам пальчиком/карандашом/фломастером/одновременно двумя руками; развитие графомоторных навыков; развития межполушарных связей.

Ход упражнения:

Взрослый предлагает ребенку несколько «дорожек» на выбор. А так же способы выполнения задания (карандаш, фломастер, пальчик).

6 упражнение: «Собери картинку из частей»

Задачи: учить собирать целое из частей; развивать познавательный интерес, зрительное восприятие, внимание;

Ход упражнения:

Взрослый предлагает ребенку собрать картинку из частей. При необходимости оказывая помощь.

7 упражнение: «Составь рассказ по картинкам»

Задачи: способствовать формированию умения детей логично, последовательно составлять и рассказывать повествовательный рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы», опираясь на образец и вопросы воспитателя;                              способствовать развитию воображения, словесно-логическго мышления; формировать умение отвечать на вопросы полными ответами; развивать выразительность речи.

Ход упражнения:

Взрослый предлагает ребенку составить рассказ по сюжетной картинке. При необходимости задавая наводящие вопросы.

8 упражнение: Подборка словесных игр на тему «Зима»

Задачи: закреплять зимние приметы, подбирать к ответу соответствующую картинку; развивать логическое мышление; подбирать антонимы.

Ход упражнения:

  1. Взрослый озвучивает приметы зимы. Начинает говорить только начало фразы. Задача ребенка закончить высказывание и подобрать нужную иллюстрацию.
  2. Взрослый предлагает отгадать загадки. Ребенок дает ответ, подкрепляя его подходящей иллюстрацией.
  3. Взрослый произносит фразу — предположение о зиме, а ребенок должен опровергнуть фразу — сказать наоборот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшего возраста "Зимние забавы". Развлечение для детей младшего возраста "Зимние забавы".

Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей активно участвовать в развлечении....

ООД. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия, сопровождая их речью; развивать слуховое...

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Формируем умение рассматривать сюжетные картинки отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия сопровождая их речью....

Проект : "Забавы с зимушкой - зимой» по лексической теме «Зимние забавы»"

Проблема. У детей дошкольного возраста недостаточные представления о здоровом образе жизни, не сформированы начальные представления о зимних развлечениях, зимних  видах спорта, способствующих пра...

Статья на тему: «Игры-забавы и игрушки-забавы»

Русские игрушки-забавы – неваляшка, погремушки с различными наполнителем, гремелки, «Лялька», курочки, клюющие зернышки, звенящие деревянные шары, волчки, кувыркающиеся акробат...

Конспект занятия во второй группе раннего возраста по лексической теме «Зимние забавы родителей и малышей. Рассматривание картины «Зимние забавы»

Конспект интегрированного занятия во второй группе раннего возраста по теме "Зимние забавы и развлечения" по программе "От рождения до школы"...